ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1030/2022 от 11.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-1030/2022

УИД: 91RS0001-01-2022-002387-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2022 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Домниковой М.В.,

при секретаре – Остапенко Д.С.,

с участием представителя административного ответчика Администрации г. Симферополя – Дружковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в административное дело по административному исковому заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановне к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г Симферополя, Администрации , заинтересованное лицо Комиссия для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь о признании незаконным решения, признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г Симферополя, и с учетом заявления об изменении предмета иска, принятого к производству суда протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 123-124), просил суд: признать незаконным отказ МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления, не принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направлению материалов в отдел межнациональных отношений администрации ; признать незаконными бездействия Администрации по не принятию решение об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием вида его разрешенного использования без подачи гражданином соответствующего заявления; обязать МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации повторно рассмотреть заявление Гафаровой Фатиме Сейрановне о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ и выдаче заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства, представив все предусмотренные законодательством документы. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выдано заключение о возможности признания постройки, расположенной в районе , возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом капительного жилищного строительства, однако земельный участок истцу так и не был предоставлен. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан ответ о том, что по результатам рассмотрения его заявления, были выявлены замечания к представленному пакету документов, в связи с чем, заявление и прилагаемый пакет документов возращены в отдел по межнациональным отношениям. Истец с представленным письмом не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права (л.д. 4-6).

Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечена Администрация (л.д. 24).

Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь (л.д. 33).

В судебное заседание административный истец не явились, извещен надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не подавал.

В судебное заседание представитель истца не явились, извещен надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не подавал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации поддержала представленные суду письменные возражения, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в отсутствие не подавали.

Изучив доводы иска, с учетом заявления об изменении предмета иска, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав возражения представителя административного ответчика Администрации , исследовав материалы административного дела, и исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Так, судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гафарова Ф.С. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 65-67).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было выдано Гафаровой Ф.С. заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства, согласно которого объект строительства расположен на земельном участке, ориентировочной площадью 0, 0445 га по адресу: , в р-не участок 4, имеет этажность – 1 этаж, площадь 8, 7 кв.м., возведен 2013 года; самовольная постройка соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства; самовольную постройку, возведенную гражданином до ДД.ММ.ГГГГ, и учтенную Администрацией под , расположенную по адресу: , в р-не , участок 4, возможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 68).

ДД.ММ.ГГГГ Правовым департаментом аппарата Администрации было подготовлено заключение к проекту постановления Администрации «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Гафаровой Ф.С.», из которого следует, что самовольная постройка возведена гражданином после ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Порядка и Закона (л.д. 76-77).

МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за , с учетом выявленных замечаний, направил в Отдел по межнациональным отношениям Администрации заявление Гафаровой Ф.С., с приложенными документами (л.д. 78-80).

ДД.ММ.ГГГГ начальником земельных ресурсов МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации Деминой Ю.А. дан ответ Гафаровой Ф.С. за , согласно которого Гафаровой Ф.С. сообщено, что по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены замечания к представленному пакету документов, в связи с чем, заявление Гафаровой Ф.С., прилагаемый пакет документов возвращены в отдел по межнациональным отношениям (л.д. 81).

Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до ДД.ММ.ГГГГ.

Прядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в ; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (ч. 2 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015).

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. п. 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К Заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии).

В силу п. п. 13 - 15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу п. 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

Как уже судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Гафарова Ф.С. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства, с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 65-67).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией было выдано Гафаровой Ф.С. заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства, согласно которого объект строительства расположен на земельном участке, ориентировочной площадью 0, 0445 га по адресу: , в р-не участок 4, имеет этажность – 1 этаж, площадь 8, 7 кв.м., возведен 2013 года; самовольная постройка соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства; самовольную постройку, возведенную гражданином до ДД.ММ.ГГГГ, и учтенную Администрацией под , расположенную по адресу: , в р-не , участок 4, возможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 68).

В свою очередь, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации письмом за направив в Отдел по межнациональным отношениям Администрации заявление Гафаровой Ф.С. и прилагаемый пакет документов, ссылаясь на то, что в представленном пакете документов техническое заключение, соответствующие требованиям п. 17 Порядка, приложено не было, а также указано на то, что по результатам проведения правовой экспертизы ранее направленного проекта акта постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Гафаровой Ф.С.», подготовленного по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Правовым департаментом аппарата Администрации возвращено указанное заявление и прилагаемые документы с Заключением от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что самовольная постройка возведена гражданином после ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Порядка (л.д. 78-80).

Вместе с тем, в силу положений п. 19 Порядка, в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение тридцати дней со дня его поступления уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Подача гражданином дополнительного заявления для принятия такого решения не требуется.

Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принимается в соответствии с Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 44.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, помимо оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, является принятие уполномоченным органом решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

В случае если земельный участок образован и его границы не подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные пунктом 21 настоящего Порядка.

Вместе с тем, Администрацией до настоящего времени не принято решение, предусмотренное пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974, а именно решение об утверждении схемы расположения земельного участка или об отказе отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при наличии положительного заключения, что свидетельствует о незаконной бездеятельности административного ответчика.

В силу положений п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания незаконным бездействия Администрации , выразившегося в не принятии решения, предусмотренного пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974.

Что касается требований истца в части признания незаконным отказа МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления, не принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направлению материалов в отдел межнациональных отношений администрации , суд приходит к вводу об их частичном удовлетворении, исходя из следующего.

Так, как установлено выше, ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации письмом за направил в Отдел по межнациональным отношениям Администрации заявление Гафаровой Ф.С. и прилагаемый пакет документов, ссылаясь на то, что в представленном пакете документов техническое заключение, соответствующие требованиям п. 17 Порядка, приложено не было, а также отмечено, что по результатам проведения правовой экспертизы ранее направленного проекта акта постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка Гафаровой Ф.С.», подготовленного по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Правовым департаментом аппарата Администрации возвращено указанное заявление и прилагаемые документы с Заключением от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что самовольная постройка возведена гражданином после ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением Порядка (л.д. 78-80).

Вместе с тем, ни Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, ни Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 44, не предусмотрено направление заявления в Отдел по межнациональным отношениям Администрации , а предусмотрен только порядок и основания возврата заявления непосредственно заявителю.

Кроме того, из правового содержания, вышеуказанного порядка, усматривается, что возврат заявления возможен в течение пятнадцати дней со дня его поступления и до принятия Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку в силу положений п. 18 Порядка, решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой принимается в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Таким образом, поскольку ни Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, ни Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 44, не предусмотрено направление заявления в Отдел по межнациональным отношениям Администрации , при наличии Заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства, а потому такие действия МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации не соответствует требованиям нормативного правовых актов, регулирующих правоотношения по предоставлению земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности действий МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации по направлению заявления Гафаровой Ф.С. от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974 в Отдел по межнациональным отношениям Администрации .

Что касается требований истца в части признания незаконным отказа МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления, не принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку указанным письмом заявление Гафаровой Ф.С. от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974 направлено в Отдел по межнациональным отношениям Администрации , а такие действия признаны судом незаконными, как и признано незаконным бездействие Администрации , выразившееся в не принятии решения, предусмотренного пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974.

Кроме того, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации не принималось решение об отказе в рассмотрении заявления Гафаровой Ф.С., как об этом заявляет истец.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности бездействия Администрации , с целью восстановления нарушенного права истца, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца и о возложении на Администрацию , Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации , в пределах предоставленных полномочий, обязанности принять решение, предусмотренное пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974, а также полагает необходимым обязать Администрацию сообщить в Железнодорожный районный суд , гражданке Гафаровой Ф.С. об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований административного истца.

Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца и признании незаконным бездействие Администрации , а также признании незаконными действия МКУ Департамент развития муниципальной собственности, и истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 3), то суд полагает необходимым взыскать с Администрации в пользу истца, расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 150 рублей, а также взыскать с МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации в пользу истца, расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 150 рублей.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административный иск Гафаровой Фатиме Сейрановны – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации , выразившееся в не принятии решения, предусмотренного пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974.

Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации по направлению заявления Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974 в Отдел по межнациональным отношениям Администрации .

Обязать Администрацию , Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации , в пределах предоставленных полномочий, принять решение, предусмотренное пунктом 19 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 252 по заявлению Гафаровой Фатиме Сейрановны от ДД.ММ.ГГГГ № Г-292/8974.

Взыскать с Администрации , Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации в пользу Гафаровой Фатиме Сейрановны расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации в пользу Гафаровой Фатиме Сейрановны расходы по уплаченной государственной пошлины в размере 150 рублей.

Обязать Администрацию сообщить в Железнодорожный районный суд , гражданке Гафаровой Фатиме Сейрановне об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья М.В. Домникова

Мотивированное решение суда изготовлено 16 августа 2022 года.

Судья М.В. Домникова