ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1030/2022 от 12.04.2022 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-1030/2022

УИД: 39RS0001-01-2021-009917-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Ружниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой О.Ю. к администрации муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Попова О.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что 05.11.2021 ею заказным письмом административному ответчику направлены заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия паспорта. 09.11.2021 документы получены административным ответчиком. Письмом административного ответчика от 18.11.2021 в утверждении вышеуказанной схемы отказано по тем основаниям, что XML-схема в приложенном комплекте документов отсутствует, представленная схема не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, на схеме необходимо указывать местоположение участка (адрес), категорию, площадь, разрешенное использование, территориальную зону, в которой расположен участок, указывать сведения о кадастровом инженере, выполнившем схему расположения земельного участка. С принятым решением она не согласна и считает его незаконным и необоснованным. Представленная административным истцом схема расположения земельного участка полностью соответствует требованиям приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. XML-схема в приложенном комплекте документов отсутствует, так как схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории выполнена и направлена административному ответчику на бумажном носителе, в схеме указана площадь земельного участка, а указывать местоположение участка (адрес), категорию, разрешенное использование, территориальную зону, в которой расположен участок, указывать сведения о кадастровом инженере, выполнившем схему расположения земельного участка, в соответствии с п. 6 требований указанного приказа не требуется. Отказ административного ответчика в утверждении схемы является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца и создает ей препятствия в реализации прав в образовании и оформлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как в силу закона утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является равно необходимым при предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, как в собственность, так и в аренду. Просит суд признать незаконным решение администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в письме от 18.11.2021, и возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца (Вх. № 10244/01-23) с предоставленной ему на бумажном носителе схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Административный истец Попова О.Ю. в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель административного истца по доверенности Овчинников М.М. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что апелляционное определение суда, которым аналогичный отказ административного ответчика был признан незаконным, до настоящего времени не исполнено. Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, в администрацию муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» направлен запрос, однако ответ не получен. Исполнение апелляционного определения никак не влияет на суть решения по данному делу, так как оспаривается отказ, данный по другому заявлению. Администрация в своем отказе необоснованно ссылается на то, что к заявлению не приложена XML-схема. Также не требуется указывать сведения о местоположении земельного участка, категорию, разрешенное использование, территориальную зону, сведения о кадастровом инженере. Площадь земельного участка указана административным истцом в верхней части схемы. Какие-либо иные основания административным ответчиком не приведены. Оспариваемое решение не соответствует закону.

Административный ответчик администрация муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» представителя в суд не направил, извещен надлежаще, в материалы дела представил письменные возражения на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения участвующего в деле лица, обозрев материалы дела № 2а-5289/2021, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации,. положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктами 3 и 4 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ определено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее – Требования) и форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

В соответствии с п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектами незавершенного строительства.

Согласно п. 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Поповой О.Ю. через официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

05.11.2021 заказным письмом с уведомлением административным истцом в адрес административного ответчика направлены заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия паспорта заявителя.

Письмом от 18.11.2021 администрацией муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» (до изменения наименования администрацией муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области) Поповой О.Ю. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по мотиву несоответствия схемы п. 12 Требований, согласно которому схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF в полноцветном режиме с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.

В обоснование оспариваемого административным истцом отказа указано, что XML-схема в приложенном комплекте документов отсутствует. Для рассмотрения заявления необходимо осуществить подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с требованиями и по форме, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. На схеме необходимо указывать местоположение участка (адрес), категорию, площадь, разрешенное использование, территориальную зону, в которой расположен участок, указывать сведения о кадастровом инженере, выполнившем схему расположения земельного участка.

Проверив приведенные администрацией муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и соотнеся их с представленной в материалы дела схемой, подготовленной административным истцом на бумажном носителе, с указанием в ней площади, точек координат и графического изображения испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу о том, что отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, административный ответчик в качестве оснований для отказа необоснованно привел требования об указании в схеме дополнительных сведений: местоположения участка (адреса), категории, разрешенного использования, территориальной зоны, в которой расположен участок, сведений о кадастровом инженере, выполнившем схему расположения земельного участка, которые не предусмотрены п. 6 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Более того, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 12.01.2022 по делу № 33а-146/2022 (2а-5289/2021) по результатам рассмотрения апелляционной жалобы административного истца Поповой О.Ю. признано незаконным предыдущее решение администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» Калининградской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в ответе от 04.06.2021, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Данных об исполнении апелляционного определения материалы дела не содержат. Суд апелляционной инстанции в обоснование своих выводов о незаконности оспариваемого административным истцом отказа указал на необоснованность истребования дополнительных сведений, перечень которых тот же, что и изложенный в отказе, оспариваемом в рамках настоящего административного дела.

Право Поповой О.Ю. на подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе административным ответчиком не оспаривается, при этом обязанность продублировать схему в XML-формате у административного истца отсутствует. В этой связи, соответствующее требование нельзя признать законным.

По смыслу положений ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судебной проверке подлежит правомерность оснований отказа административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенных в ответе от 18.11.2021.

В этой связи, дополнительные доводы, изложенные администрацией муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в письменных возражениях на административное исковое заявление и не приведенные в оспариваемом отказе, не могут быть приняты судом во внимание.

При таком положении, решение администрации муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в ответе № 8228/01-23 от 18.11.2021, является незаконным и нарушающим права административного истца.

Обязанность по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на административного ответчика путем повторного рассмотрения заявления Поповой О.Ю. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Поповой О.Ю. – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в ответе от 18.11.2021, возложив на администрацию муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» обязанность повторно рассмотреть заявление Поповой О.Ю. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2022 года.

Судья: