Дело № 2а-1030/2023 (УИД 65RS0010-01-2023-001138-74)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Ельчаниновой А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,
с участием старшего помощника Охинского городского прокурора Ермакова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Охинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области к Собранию муниципального образования городской округ «Охинский» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2, возложении обязанности признать депутата Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО2 досрочно прекратившим полномочия,
установил:
Охинский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области к Собранию муниципального образования городской округ «Охинский» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2, возложении обязанности признать депутата Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО2 досрочно прекратившим полномочия в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Заявленные прокурором требования мотивированы тем, что в нарушение требований Федерального законодательства от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Закона Сахалинской области от 27 ноября 2017 года N 106-ЗО депутатом Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО2 не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019-2021 годы Губернатору Сахалинской области, что в силу части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. 29 июня 2023 года Охинским городским прокурором в адрес председателя Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, которое не удовлетворено. 03.10.2023 года административным истцом представлено заявление об уточнении административных исковых требований, в которых просит считать пункт 2 просительной части иска в следующей редакции: «Признать депутата Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прекратившим полномочия в соответствии с требованиями ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В судебном заседании административный истец - помощник Охинского городского прокурора Ермаков И.И. настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» в судебном заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена по указанному в деле адресу, судебное извещение возвращено почтовым отделением связи по истечению срока хранения. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации - ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункты 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25). На основании изложенного, учитывая, что ответчик достоверно знает об обращении прокурора с настоящим административным иском в суд, суд расценивается действия ответчика как отказ от получения судебного извещения.
Представитель заинтересованного лица Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Абзацем 19 части 1 статьи 2 данного закона предусмотрено, что к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ лица, замещающие муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в части 7 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ «Охинский».
Так, пунктом 6.1. статьи 37 Устава муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области (принят Решением Охинского районного Собрания 06.05.2005 N2.51-1 и зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Дальневосточному федеральному округу 29.11.2005 N RU 653170002005001) (далее по тексту – Устав МО ГО «Охинский») предусмотрено, что депутаты должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 38 Устава МО ГО «Охинский» полномочия депутата Собрания прекращаются досрочно, в том числе, в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что решением Охинской территориальной избирательной комиссии от 17 сентября 2018 года № 116/469 ФИО2 зарегистрирована депутатом Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» шестого созыва по единому избирательному округу.
Таким образом, с 17 сентября 2018 года до 21 сентября 2023 года ФИО2 являлась депутатом шестого созыва в Собрание муниципального образования городской округ «Охинский", осуществляющим свои полномочия на неосвобожденной основе.
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу предписаний части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Во исполнение требований вышеуказанного нормативного регулирования 27 ноября 2017 принят Закон Сахалинской области N 106-ЗО "О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, а также о проверке достоверности и полноты указанных сведений" (далее - Закон N 106-ЗО).
В силу пункта 1 части 1 и части 2 статьи 1 Закона N 106-ЗО лица, замещающие муниципальные должности, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) предоставляют Губернатору Сахалинской области путем их подачи или направления в уполномоченный орган государственной власти Сахалинской области, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, лично или посредством почтовой связи (абзац 2 части 2 статьи 1 в редакции, действовавшей в 2018 году).
Согласно Закону Сахалинской области от 29 июня 2020 года N 46-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области" такие сведения предоставляются Губернатору Сахалинской области путем их подачи или направления в государственный орган, сформированный для реализации функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственных органах Сахалинской области, лично или посредством почтовой связи.
Указом Губернатора Сахалинской области от 21.09.2022 N 56 "Об управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", утверждено Положение об Управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области, которое является государственным органом, сформированным для реализации функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственных органах Сахалинской области, подчиняется и подотчетно Губернатору Сахалинской области, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Управления.
В соответствии с пунктами 3.10, 3.11, 3.14, 3.17, 3.25 Положения об Управлении по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области указанный государственный орган осуществляет прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности Сахалинской области, должности главы администрации муниципального образования Сахалинской области по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности; осуществляет проверку и полноту представленных сведений, проводит их анализ; исполняет поручения Губернатора Сахалинской области.
В целях осуществления своих полномочий Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области имеет право давать разъяснения, рекомендации, указания по вопросам, входящим в его компетенцию (пункт 4.5 Положения).
В силу пункта 2 части 3 статьи 1 Закона N 106-ЗО лица, замещающие муниципальные должности, сведения представляют ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 106-ЗО лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно:
В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 38 Устава муниципального образования городской округ «Охинский».
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом N 273-ФЗ.
При этом, в соответствии ст. 15 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из анализа приведенных норм права следует, что на ФИО2, как на депутата Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» шестого созыва 2018-2023 годов, возложена обязанность ежегодно до 30 апреля года следующего за отчетным, по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в данном случае, за 2022 год.
Вместе с тем, данная обязанность ФИО2 не исполнена, о чем 19 июня 2023 года Управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области проинформировано Собрание муниципального образования городской округ «Охинский».
По результатам прокурорской проверки исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции прокуратурой Охинского района было установлено, что депутатом ФИО2 сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей за период 2022 года Губернатору Сахалинской области не предоставлялись.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 29 июня 2023 года прокурором Охинского района в адрес Собрания муниципальное образование городской округ «Охинский» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, по вопросу непредоставления, в том числе ФИО3, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Председателем Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» 03 июля 2023 года в адрес Охинского городского прокурора направлено сообщение о результате рассмотрения представления прокурора, из которого следует, что вопрос о досрочном сложении полномочий депутатов Собрания, рассмотренный на заседании 76 очередной сессии Собрания шестого созыва 30 июня 2023 года, был поставлен на голосование, однако решение о досрочном сложении полномочий депутатов, одним из которых указана ФИО2, принято не было, поскольку большинство депутатов проголосовало против досрочного прекращения полномочий, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика и послужило основанием для обращения прокурора с административными исковыми требованиями в суд, так как является незаконным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления, препятствует совершенствованию механизма контроля за доходами и расходами.
Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 1, 21, пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24) в целях осуществления надзора прокурорам предоставлены полномочия по проведению проверок и внесению представлений об устранении нарушений закона, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 29 сентября 2020 года N 2363-О наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации полномочиями по проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе, депутатов представительных органов муниципальных образований, и по обращению с заявлением о досрочном прекращении полномочий данных лиц в уполномоченный орган местного самоуправления не может толковаться, как препятствующая самостоятельному осуществлению органами прокуратуры надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции.
Следовательно, представление прокурора об устранении нарушений антикоррупционного законодательства являлось законным основанием для рассмотрения Собранием вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что неисполнение избранным депутатом обязанностей, возложенных антикоррупционным законодательством, влечет безальтернативную меру ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий, однако, меры ответственности к депутату Собранием муниципального образования городской округ «Охинский» приняты не были, а также то, что данные лица подлежат включению в определенный реестр, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд усматривает наличие достаточных правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьями 174 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Охинского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ «Охинский», а также в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Собранию муниципального образования городской округ «Охинский" Сахалинской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2, признании ее прекратившей полномочия в соответствии с требованиями ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Собрания муниципального образования городской округ «Охинский" выразившееся в непринятии решения по досрочному прекращению полномочий депутата ФИО2
Признать депутата Собрания муниципального образования городской округ «Охинский» ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» прекратившим полномочия в соответствии с требованиями ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона от 06.10.2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2023 года
Судья А.Г. Ельчанинова