ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1031/19 от 02.09.2019 Долгопрудненского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1031/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2019 года

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Сухарева А.В.,

при секретаре Байрак Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Боксера М.М. к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации о признании приказа в части незаконным, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Боксер М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Росавиация) о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Боксеру М.М. Просил возложить на Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиация) обязанность внести изменения в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» об исключении записи об аннулировании свидетельства коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Боксеру М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Требования административного истца мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством воздушного транспорта был опубликован приказ об аннулировании свидетельств авиационного персонала Данным приказом, в том числе, было аннулировано и свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Боксеру М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения за указание недостоверных сведений, предоставленных для выдачи свидетельств авиационного персонала. Административный истец считает данный приказ незаконным, поскольку каких-либо действий, связанных с предоставлением недостоверных сведений, он не совершал, все представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Достоверность представленных документов и сведений у административного ответчика сомнений не вызвала, в том числе, свидетельство , выданное ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», согласно которому истец прошел теоретическую подготовку в объеме 1060 часов, а также летную подготовку в объеме 150 часов 02 мин. ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» в период обучения истца являлось сертифицированным авиационным учебным центром, в котором все программы обучения были утверждены Росавиацией. Представляя в Росавиацию сертификат обучения в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», Боксер М.М. подтвердил факт наличия у него, как теоретических знаний, так и практических, обозначенных ФАП-147. Тем самым, указание в оспариваемом приказе на недостоверность представленных сведений, не соответствует действительности. Кроме того, аннулирование свидетельств не является прерогативой Росавиации.

Административный истец Боксер М.М. в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Росавиации в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно доводам которого возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что оспариваемый ненормативный акт является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца не нарушает, основания для признания его незаконным отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Министерство транспорта РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен, представил письменный отзыв на административное исковое заявление и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просил удовлетворить требования Боксера М.М.

Представитель заинтересованного лица ФГАО ДПО «Уральский УТЦ ГА» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Требования истца полагает законными и подлежащими удовлетворению.

ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации» в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен.

Суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, определил возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, заинтересованных лиц.

Изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд отказывает Боксеру М.М. в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ Боксер М.М. окончил Киевский международный университет гражданской авиации, ему был выдан диплом ЛЖ с присвоением квалификации «инженер-механик» по специальности «Техническая эксплуатация воздушных судом и двигателей».

На основании имеющегося у административного истца диплома о получении высшего профессионального образования, выданного Международным университетом гражданской авиации, Боксер М.М. в ДД.ММ.ГГГГ окончил ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), с получением диплома о профессиональной переподготовке А-ПП по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» и права на ведение профессиональной деятельности в сфере «Летной эксплуатации летательных аппаратов».

Также, Боксер М.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел обучение (стажировку) в АУЦ ООО Авиакомпания «ЧелАвиа», о чем ДД.ММ.ГГГГ ему выдано свидетельство по курсу подготовки коммерческих пилотов на воздушных суднах Р-2002, Р-2006т«Glass Cockpit», о чем указано в приложении к диплому А-ПП .

На основании представления и приложенных документов, направленных ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» в соответствующее подразделение Росавиации, ДД.ММ.ГГГГ Боксеру М.М. было выдано свидетельство коммерческого пилота , тип воздушного судна Р2006Т.

Впоследствии указанное свидетельство было заменено на свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ (нового образца), с последующей заменой на свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ.

После прохождения соответствующей подготовки на основании представления и приложенных документов Боксеру М.М. было выдано свидетельство линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ, которое заменено на свидетельство линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ.

В феврале 2018 года Генеральной прокуратурой были организованы проверочные мероприятия, связанные с выдачей свидетельств коммерческого пилота на основании дипломов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), не имеющего сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра и утвержденной Росавиацией программы подготовки.

Приказом Росавиации от 22 марта 2018 года N 237-П создана комиссия по проверке документов, представленных кандидатами на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, прошедших обучение в названном образовательном учреждении.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) издан приказ N 286-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала», которым за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулированы свидетельства коммерческих пилотов, в том числе свидетельство коммерческого пилота от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство линейного пилота от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Боксеру М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Статья 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относит лиц, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (абзац первый пункта 1).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 240 утвержден Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, согласно пункту 1 которого в состав летного экипажа гражданской авиации входят следующие специалисты: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала федеральными авиационными правилами устанавливаются требования.

Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил они определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет).

Согласно пункту 1.3 Правил выполнение функций члена экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям данных Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

Общие требования к пилотам воздушных судов регламентированы разделом II, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV Правил.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи данных свидетельств, а федеральными авиационными правилами устанавливаются требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств (пункт 1.1 указанной статьи).

Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 августа 2013 года N 670 утвердило Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила проведения проверки). В соответствии с пунктом 3 данных правил указанные свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Постановление Правительства России, утвердившее эти Правила проведения проверки, вступило в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.Однако аналогичные нормы действовали и ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, в части, не противоречащей вышеприведенным нормам Воздушного кодекса РФ (Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И). Согласно Информации Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 670 и отсутствием ведомственных нормативно-правовых актов, разработка и издание которых, в соответствии с постановлением, возложена на Департамент государственной политики в области гражданской авиации, Росавиация временно приостановила выполнение функций по выдаче и продлению свидетельств авиационного персонала. В настоящее время не изданы Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к оформлению и форме свидетельств; порядок образования и работы Высшей квалификационной комиссии; перечни и содержание вопросов для проверки знаний кандидатов и пр. Федеральное агентство воздушного транспорта предпринимает все необходимые меры для обеспечения бесперебойной работы организаций гражданской авиации в условиях смены нормативной правовой базы, регулирующей выдачу свидетельств авиационному персоналу. Росавиация выражает уверенность в том, что в ближайшее время Департамент государственной политики в области гражданской авиации подготовит необходимые нормативно-правовые акты и сложившаяся ситуация не приведет к возникновению сбойных ситуаций в работе организаций авиатранспортного комплекса. Таким образом, упомянутые Правила проведения проверки применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после ДД.ММ.ГГГГ и исполнение которых не приостанавливалось. Следовательно, Правила проведения проверки регулируют вопросы аннулирования ранее выданных свидетельств пилотов. Порядок выдачи свидетельств регламентирован разделом III Правил проведения проверки, устанавливающим, что для получения свидетельства в Федеральное агентство воздушного транспорта подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя лиц, претендующих на получение свидетельств, или заявление на выдачу свидетельства лица, претендующего на получение свидетельства. Федеральное агентство воздушного транспорта проверяет представленные документы на соответствие требованиям указанных Правил проведения проверки и устанавливает по содержащимся в представленных документах сведениям соответствие лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил (абзац первый пункта 8, абзац первый пункта 14).Абзацем третьим пункта 14 Правил проведения проверки предусмотрена возможность проведения Федеральным агентством воздушного транспорта проверки в случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся у него, и сведениях, указанных в представленных документах, с целью определения достоверности представленных сведений. Федеральное агентство воздушного транспорта принимает решение о выдаче свидетельства в случае, если представленные документы соответствуют требованиям данных Правил и свидетельствуют о соответствии лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил (абзац первый пункта 15).Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 32 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», согласно пункту 11 которых должностное лицо Федерального агентства воздушного транспорта, ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную названными выше Правилами проведения проверки, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства). В период обучения Боксера М.М. в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и выдачи ему свидетельства коммерческого пилота действовали Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. N 23 (далее - ФАП-23), которые распространялись на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяли порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Пунктом 2 ФАП-23 предусмотрено, что авиационный учебный центр - это образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала (то есть, лиц, имеющих свидетельство авиационного персонала) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФАП-23. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки, имеющий целью освоение новых типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ). В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 г., N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. При этом подготовка пилотов коммерческой авиации по своим целям, задачам и содержанию не может быть тождественна переподготовке на новый тип воздушного судна, другой авиационной техники. Деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. По смыслу приведенных выше норм прав профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала. Действовавшее на момент обучения административного истца в университете правовое регулирование позволяло осуществлять профессиональную подготовку в учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на образование и сертификат АУЦ, и исключительно из числа авиационного персонала, которые, соответственно, уже имеют основную профессиональную подготовку по летным специальностям и соответствующие свидетельства лиц авиационного персонала. Вместе с тем, Боксер М.М. на момент прохождения обучения по профессиональной переподготовке в рамках дополнительного образования по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации» к указанной категории лиц не относился. Согласно диплому ЛЖ , выданного Киевским международным университетом гражданской авиации Боксеру М.М. присуждена степень специалиста инженер-механика по направлению «Техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей», что исключает присвоение квалификации коммерческого пилота по полученной программе дополнительного образования. Кроме того, исходя из приведенных выше норм права, учреждение вправе осуществлять подготовку пилотов коммерческой авиации только по утвержденным Росавиацией программам обучения, которые включены в сертификат, выданный этому учреждению. ДД.ММ.ГГГГ авиационному учебному центру ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» Росавиацией было выдано свидетельство (сертификат) N 192, согласно которому АУЦ соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства, и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к данному свидетельству. ДД.ММ.ГГГГ гола срок действия сертификата продлен Росавиацией до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложениям к сертификату курсы переподготовки авиаспециалистов включали подготовку пилотов на воздушные судна Р-2002 и Р-2006 по очной форме из числа пилотов с выдачей свидетельства о переподготовки; курсы первоначальной подготовки авиаспециалистов включают подготовку пилотов на воздушное судно Р-2002 по очной форме из числа граждан РФ с выдачей свидетельств о подготовке; курсы первоначальной подготовки авиационного персонала включают подготовку пилотов коммерческой авиации и пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей из числа граждан РФ с выдачей свидетельств пилота коммерческой авиации. При этом как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет» и ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», обязательства по оказанию образовательных услуг по программам среднего профессионального образования по специальности 161005.51 «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и дополнительного образования по программам подготовки «Пилотов коммерческой авиации» и «Пилотов коммерческой авиации из пилотов-любителей» принял на себя Университет, а ООО «Авикомпания «ЧелАвиа» по договору возмездного оказания услуг -кп по организации обучения, заключенному с Боксером М.М. приняло на себя обязательство только по направлению Боксера М.М. в учебные организации в целях прохождения им обучения до уровня пилота коммерческой организации (п. 1.1 и п. 2.2 договора № 77/12-кп от 01.101.2012 года). Согласно ответу Министерства образования науки Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ лицензия на образовательную деятельность ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» (ОГРН ) не выдавалась. При этом бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ была выдана НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (ОГРН ) на право реализации программ дополнительного профессионального образования, позже переименованного в ЧПОУ «Челябинское летное училище гражданской авиации». Между тем, в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет» в 2013 году имело право на осуществление образовательной деятельности, но не проходило сертификацию Росавиации, как авиационный учебный центр и не имело соответствующего сертификата, подтверждающего соответствие ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) требованиям Воздушного кодекса РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству (сертификату). Из установленных судом обстоятельств следует, что в период 2012-2013 г.г. ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» лицензию на право на осуществление образовательной деятельности, а ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) сертификата авиационного учебного центра не имели, в связи с чем документы, выданные указанными организациями Боксеру М.М. не подтверждают подготовку административного истца как специалиста авиационного персонала (пилота коммерческой авиации). Соответственно, в представленных для получения Боксером М.М. свидетельства авиационного персонала документах содержатся недостоверные сведения. В связи с чем, оснований для признания незаконным решения Росавиации, вынесенного в пределах компетенции, об аннулировании свидетельства коммерческого пилота, линейного пилота, выданных Боксеру М.М., в вязи с указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, не имеется. Доводы административного истца об отсутствии у Росавиации полномочий по аннулированию свидетельств авиационного персонала суд находит несостоятельными, как основанные на неверном толковании закона. Согласно пункту 2 статьи 10 Воздушного кодекса Российской Федерации сертификаты могут быть аннулированы органами, выдавшими эти документы, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому к полномочиям Росавиации относятся, в том числе, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; осуществление выдачи лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование (пункты 5.4.10, 5.4.12, 5.15).

Основания для аннулирования свидетельства в силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670 приведены в законе и могут быть выявлены в ходе проверки после его выдачи органами надзора и иными уполномоченными на то лицами.

Исходя из буквального толкования положений статьи 10 Воздушного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, Росавиация имеет право аннулировать выданные ею сертификаты.

Иного порядка аннулирования сертификата авиаперсонала, что, по сути, является санкцией (лишением специального права управления воздушным судном) законодателем не введено. В связи с чем, в условиях актуальности вопроса безопасности полетов на воздушном судне, правовых оснований делать выводы об отсутствии у Росавиации на то полномочий не имеется.

Таким образом, выдача Росавиацией административному истцу свидетельства коммерческого пилота не исключает также и аннулирование данного свидетельства. Поскольку у Росавиации имелись все полномочия для принятия решения, оформленного в виде приказа, и основание для аннулирования свидетельства коммерческого пилота, содержание оспариваемого приказа соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы административного истца, в том числе, на осуществление трудовой функции в качестве члена экипажа гражданского воздушного судна (пилота), то, в силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, законных оснований для удовлетворений требований административного истца суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 150, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Боксера М.М. к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации о признании приказа в части незаконным, обязании совершить действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2020 года.