ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1031/19 от 13.05.2019 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело 2а-1031/2019

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года (с учетом выходных и праздничных дней с 09.05.2019 по 12.05.2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 мая 2019 года город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Федорца А.И.,

при секретаре Пащенко Е.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1031/2019 по административному иску индивидуального предпринимателя ФИО5 к Межмуниципальному отделу по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному инспектору городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания № 12 от 04.03.2019

установил:

ФИО5 обратилась с иском к Межмуниципальному отделу по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному инспектору городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания № 12 от 04.03.2019

В обоснование требований в исковом заявлении указано, что ФИО5 на праве собственности принадлежат нежилые помещения по адресу: <адрес>. Нежилые помещения используются под меховой салон. Здание мехового салона принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы Муниципального образования Первоуральск № 2923. При принятии в эксплуатацию была утверждена схеме, в соответствии с которой элементы входной группы расположены в 2420 мм от стены здания. В 2017 году утвержден план реконструкции, а в 2018 году осуществлен ремонт входной группы, при котором габариты входной группы не превысили ранее принятых в эксплуатацию, расстояние от крайних элементов входной группы до стены составило 2320 мм. 06.02.2019 Управлением государственной регистрации, кадастра и картографиипо Свердловской области вынесено распоряжение № о проведении внеплановой документальной и выездной проверки физического лица, с распоряжением ФИО5 ознакомлена 18.02.2019. 04.03.2019 составлен акт проверки которым выявлены нарушения земельного законодательства. 04.03.2019 по итогам проведения проверки государственным инспектором городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2 вынесено обжалуемое предписание № 12 об устранении нарушений требований земельного законодательства. Предписание мотивировано тем, что земельный участок под входной группой мехового салона ФИО5, площадью 3,9 кв. м., используемый под расширение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> занят самовольно, в отсутствие предусмотренных законном прав на земельный участок, предписано устранить выявленное нарушение в срок до 15.08.2019. Считает предписание незаконным, так как в акте проверки установлены только приблизительные площади самовольно занятого земельного участка, измерения проводились ручным прибором, что не позволяет достоверно установить размеры. Считает, что нарушений не имеется, так как площадь реконструированной входной группы и, соответственно, занятого ею земельного участка, не превышает площади входной группы, принятой в эксплуатацию еще в 2001 году. Просит признать обжалуемое предписание незаконным.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что правоустанавливающих документов на земельный участок под входной группой, относящийся к землям муниципального фонда, у ФИО5 нет. Ранее органами земельного контроля проводилась документальная проверка, которая установила отсутствие нарушений земельного законодательства.

Административный ответчик ФИО2 иск не признал, считал вынесенное предписание законным и обоснованным, пояснил, что в предписании площадь земельного участка указана как приблизительная, так как измерительный прибор имеет определенную погрешность, вместе с тем, данный прибор был сертифицирован. К земельному участку, входящему в общую собственность всех собственников помещений многоквартирного дома отнесена территория на расстоянии 1,7 м. от стены спорного дома, земельный участок, находящийся далее, относится к муниципальному фонду, при проверке установлено, что данный земельный участок ФИО5 использует без правоустанавливающих документов.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала доводы ФИО2

Заинтересованное лицо ФИО4 просила отказать в удовлетворении требований, считала, что весь земельный участок под входной группой занят незаконно, так как разрешения от собственников всех помещений в жилом доме на использование земельного участка ФИО5 не получала, ранее ей выдавалось постановлении администрации, где было указано на необходимость оформить правоустанавливающие документы на землю, однако ФИО5 данные документы не оформила.

Административный истец ФИО5, представитель административного ответчика Межмуниципального отдела по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, представитель заинтересованного лица администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1); государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (пункт 2, подпункт "а" пункта 3).

Согласно п. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном земельном надзоре, в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 486, государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушении.

Судом установлено, что ФИО5 на праве собственности принадлежат нежилые помещения по адресу: <адрес> (л.д. 14)

Нежилые помещения используются под меховой салон (л.д. 15-16).

Здание мехового салона принято в эксплуатацию 25.01.2001 года на основании Постановления Главы Муниципального образования Первоуральск . При принятии в эксплуатацию была утверждена схеме, в соответствии с которой элементы входной группы расположены в 2420 мм от стены здания. В 2017 году утвержден план реконструкции, а в 2018 году осуществлен ремонт входной группы, при котором габариты входной группы не превысили ранее принятых в эксплуатацию, расстояние от крайних элементов входной группы до стены составило 2320 мм.

06.02.2019 Управлением государственной регистрации, кадастра и картографиипо Свердловской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой документальной и выездной проверки физического лица, с распоряжением ФИО5 ознакомлена 18.02.2019. (л.д. 12-13)

04.03.2019 составлен акт проверки , которым выявлены нарушения земельного законодательства (л.д. 9-11).

04.03.2019 по итогам проведения проверки государственным инспектором городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2 вынесено обжалуемое предписание № 12 об устранении нарушений требований земельного законодательства. Предписание мотивировано тем, что земельный участок под входной группой мехового салона ФИО5, площадью 3,9 кв. м., используемый под расширение земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113011:102, расположенного по адресу: <адрес> занят самовольно, в отсутствие предусмотренных законном прав на земельный участок, предписано устранить выявленное нарушение в срок до 15.08.2019, путем оформления правоустанавливающих документов на земельный участок или приведения границ земельного участка в соответствии с сведениями ЕГРН (л.д. 20-21).

Суд полагает, что обжалуемое предписание вынесено на основании выявленных нарушений земельного законодательства, необходимость соблюдения которых не обусловлена осуществлением ИП ФИО5 предпринимательской деятельности, дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Аналогичная позиция изложена в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.12.2017 N 81-КГ17-22.

В соответствии с истребованной судом копией землеустроительного дела (л.д. 88-96) к земельному участку, отведенному под жилой дом многоэтажной застройки отнесена территория на расстоянии 1,7 м. на север от стены дома. Таким образом, земельный участок, расположенный на расстоянии более 1, 7 метра на север от стены <адрес>, не относится к общей собственности собственников помещений многоквартирного дома, относится к землям муниципального фонда.

ФИО5 и ее представитель не оспаривали, что земельный участок под входной группой мехового салона занят на расстоянии 2, 32 см на север от стены дома на север, что превышает 1,7 метра, то есть входной группой занят земельный участок находящийся в ведении администрации городского округа Первоуральск.

Судом исследован судебный материал 13-456/2018.

В соответствии с постановлением от 27.02.2004 года (л.д. 52 материала 13-456/2018) собственнику нежилого помещения под магазином «Фотолюбитель» предписано: п. 2.4 – завершенное строительство сдать в эксплуатацию Государственной комиссии: п. 2.5. – оформить документы на земельный участок в установленном законом порядке.

Доказательств, подтверждающих оформление документов на земельный участок, ФИО5 или ее представителем суду не предоставлено.

Единственный узаконенный вступившим в законную силу решением Первоуральского городского суда № 2-1903/2014 актом приемки законченного строительством объекта является акт от 05.10.2005 (л.д. 56-59 материала 13-456/2018), данный акт не содержит сведений о том, что земли муниципального фонда переданы собственнику нежилого помещения на каком-либо праве: аренды, безвозмездного пользования, в собственность.

Таким образом, ФИО5 использовала земельный участок, относящийся к землям муниципального фонда, находящийся под входной группой мехового салона и отступающий более 1,7 м. на север от стены <адрес> без правоустанавливающих документов, что является нарушением положения ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы о не достоверности проведенных измерений площади самовольно занятого земельного участка, суд находит неубедительными. Суду предоставлен акт поверки измерительного прибора (л.д. 60), указание в акте проверки на приблизительное значение установленных площадей земельного участка не свидетельствует о недостоверности проведенных измерений, так как любой прибор имеет свою погрешность.

Доводы об установлении ранее проведенными проверками отсутствия нарушения законодательства (л.д. 63-65), не свидетельствуют о незаконности обжалуемого предписания, так как при ранее произведенных проверках замеры не производились, проверки были проведены документально, учитывалось только наличие разрешительных документов на ввод в эксплуатацию.

Неисполнимых требований предписание не содержит, ИП ФИО5 не лишена возможности обратиться в соответствующий орган для получения разрешительных документов на использование земли, сроки рассмотрения подобных заявлений не превышают установленных в предписании сроков.

Обжалуемое предписание вынесено в рамках полномочий административного ответчика, процедура его вынесения не нарушена, обжалуемое предписание является законным, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя ФИО5 к Межмуниципальному отделу по Первоуральскому, Новоуральскому городским округам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному инспектору городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО2, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания № 12 от 04.03.2019 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Федорец А.И.