23RS0036-01-2019-005061-38 к делу № 2а-1031/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2020 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего – судья Прибылов А.А.,
с участием: административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя административных истцов
ФИО3 и ФИО1 ФИО4,
при секретаре Дзюба К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении технической ошибки в части вида права в записях ЕГРН, направлении уведомлений, выдачи выписки из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении технической ошибки в части вида права в записях ЕГРН, направлении уведомлений, выдачи выписки из ЕГРН.
В обоснование предъявленных требований указано, что 20.02.2017 через Краснодарский многофункциональный центр (далее - МФЦ) административными истцами составлены и поданы заявления с прилагаемыми документами о проведения государственной регистрации прав на объект недвижимости - помещения по адресу: <адрес> При получении документов 14.03.2017 ФИО3 выдана выписка из ЕГРН от 06.03.2017, согласно которой правообладателями квартиры, расположенной по указанному адресу являются ФИО3 и ФИО1 на праве «общей совместной собственности» вместо верного указания вида права «общей долевой собственности (по ? доли)». ФИО1 выписка из ЕГРН не выдавалась. После обнаружения технической ошибки административные истцы обратились с заявлением об исправлении технической ошибки, и в тот же день 14.03.2017 им были выданы выписки из ЕГРН без уведомлений об исправлении технических ошибок в записях ЕГРН. Кроме того, в п. 8 раздела 2 выписки из ЕГРН от 28.02.2019 содержится противоречащая ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости» запись: «принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости без личного участия правообладателя, или его законного представителя», в то время как запись должна быть следующего содержания: «принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости без личного участия правообладателя». Административные истцы считают, что невнесение в ЕГРН сведений о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, с прилагаемыми документами; о поступлении заявлений собственников недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения без личного участия собственника, свидетельствуют о нарушении прав на проведение всех регистрационных действий в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами РФ, составляющими правовую основу государственной регистрации прав.
На основании изложенного административные истцы просят обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю:
- восстановить нарушенные при проведении государственной регистрации прав на объект недвижимости, с кадастровым номером № расположенный по адресу: РФ, <адрес> по заявлению о государственной регистрации прав от 20.02.2017, права ФИО1, посредством приведения государственной регистрации в соответствие с действующим Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а также с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, составляющими правовую основу государственной регистрации прав;
- содержащуюся в ЕГРН от 06.03.2017 г. запись № № о государственной регистрации за ФИО3 и ФИО1 права общей совместной собственности признать технической ошибкой в записях ЕГРН, погасить запись, сохранить её в ЕГРН со статусом «погашенная»;
- за датой погашения техническую ошибку исправить, внести в ЕГРН запись о государственной регистрации за ФИО1 и ФИО3 общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждой;
- по форме и в порядке, установленными органами нормативно-правового регулирования, направить ФИО1 уведомление об исправлении в записях ЕГРН вышеуказанной технической ошибки, выдать ФИО1 выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах, удостоверяющую государственную регистрацию за ней 1/2 доли в праве общей долевой собственности;
- внести в ЕГРН сведения о поступлении заявления ФИО1 для осуществления государственной регистрации прав, а также о дате поступления этого заявления - 20.02.2017, выдать ФИО1, как правообладателю, выписку из ЕГРН о дате получения её заявления о государственной регистрации прав – 20.02.2017 и прилагаемых к нему документов;
- на основании зарегистрированного в книге входящих документов под № заявления ФИО1 от 04.04.2017 внести в ЕГРН запись о заявлении ФИО1 о невозможности государственной регистрации перехода прекращения, ограничения права и обременения, без личного участия правообладателя;
- по форме и в порядке, установленными органами нормативно - правового регулирования, направить ФИО1 уведомление о внесении в ЕГРН сведений по её заявлению от 04.04.2017, в порядке ст. 36 ФЗ № 218;
- восстановить права ФИО3, нарушенные при проведении государственной регистрации прав, по её заявлению о государственной регистрации прав от 20.02.2017;
- привести государственную регистрацию прав ФИО3 в соответствие с законами и нормативно-правовым актом, составляющими правовую основу государственной регистрации прав;
- по форме и в порядке, установленными органом нормативно-правового регулирования направить ФИО3 уведомление об исправлении вышеуказанной технической ошибки в записях ЕГРН;
- выдать ФИО3 Выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах о государственной регистрации за ней 1/2 доли в праве общей долевой собственности;
- содержащуюся в выданной ФИО3 28 февраля 2019 года выписке из ЕГРН запись: «Принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения, на объект недвижимости, без личного участия правообладателя или его законного представителя», признать несоответствующей ст. 36 ФЗ № 218 и п. 55 порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом № 943 Министерства экономического развития РФ от 16.02.2015;
- на основании принятого 04.04.2017 заявления ФИО3 о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя внести в ЕГРН запись о заявлении о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости, без личного участия правообладателя;
- по форме и в порядке, установленными органами нормативно-правового регулирования, с указанием сведений: запись сделана на основании заявления, ФИО; дата подачи заявления; № книги входящих документов и № записи в ней; с указание даты и времени, с точностью до минуты, направить ФИО3 уведомление о внесении в ЕГРН сведений о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явилась, уведомлена о времени и месте его проведения, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие с участием её представителя ФИО4
Представитель административных истцов ФИО3 и ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании поддержала доводы и требования иска, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО2 просила в удовлетворении иска отказать, заявив о пропуске срока исковой давности, и указав, что в соответствии со сведениями ЕГРН на день судебного заседания в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № являются актуальными регистрационные записи о праве общей долевой собственности:
- 1/2 доли в праве общей долевой собственности за ФИО3 на основании Договора участия в долевом строительстве № от 30.05.2016, Акта приема-передачи объекта долевого строительства № от 17.02.2017 (регистрационная запись от 06.03.2017 г. № 23-23/001-23/001/001/801/2017- 7273);
- 1/2 доли в праве общей долевой собственности за ФИО1 на основании Договора участия в долевом строительстве № от 30.05.2016, Акта приема-передачи объекта долевого строительства № от 17.02.2017 (регистрационная запись от 06.03.2017 г. № №
Указанные сведения соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, следовательно, оснований для вывода о том, что регистрационные записи о праве собственности в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № внесены с нарушением норм действующего законодательства, не имеется. В связи с чем, требование о восстановлении нарушенного права на приведение государственной регистрации прав в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, обязании Управление Росреестра по КК привести государственную регистрацию прав в соответствие с требованиями действующего законодательства в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № являются необоснованными. Государственным регистратором после исправления допущенной ошибки было изготовлено уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 14.03.2017, которое было получено административными истцами. По результатам правовой экспертизы представленных документов в ЕГРН была внесена запись о заявлении о невозможности государственной регистрации 04.04.2017 в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, уведомлены о времени и месте его проведения, в связи с чем, суд счел возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку каким-либо нормативным актом не установлен срок обращения в суд с заявлением о признании незаконными решений по результатам рассмотрения заявлений об исправлении технической ошибки суд исходит из общего трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, который по настоящему делу не пропущен в связи с длительностью рассмотрения спора – административные истцы согласно материалам регистрационных дел обращались с заявлениями об исправлении технических ошибок в период с 14.03.2017 по 17.06.2019.
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ для обращения в суд.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (далее – техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях, в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 61 указанного закона уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
В судебном заседании установлено, что 20.02.2017 в 15 часов 59 минут через МФЦ, административными истцами были составлены и поданы заявления с прилагаемыми документами о проведения государственной регистрации прав объекта недвижимости: квартиры, с кадастровым номером № общей площадью 41,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Вид права – долевая собственность, в графе 20 отметка специалиста, принявшего заявление отражено: «регистрация права общей долевой собственности - 1/2 доля». Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг - плановая дата выдачи документов 06.03.2017. При получении документов 14.03.2017 ФИО3 выдана выписка из ЕГРН от 06.03.2017, согласно которой правообладателями квартиры, расположенной по адресу: Краснодарский край, муниципальное образование <адрес> ФИО3 и ФИО1 на праве «общей совместной собственности», вместо верного указания вида права: «общей долевой собственности (по ? доли)». ФИО1 выписка из ЕГРН не выдавалась.
Административные истцы просят восстановить нарушенные права посредством приведения государственной регистрации в соответствие с действующим Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а также с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, составляющими правовую основу государственной регистрации прав, однако, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании - ФИО3 по состоянию на 28.09.2017 принадлежит, в том числе помещение, назначение жилое, с кадастровым номером № общей площадью 41,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности 1/2, номер государственной регистрации № от 06.03.2017. ФИО1 по состоянию на 28.09.2017 принадлежит, в том числе помещение, назначение жилое, с кадастровым номером №, общей площадью 41,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности 1/2, номер государственной регистрации № 14.03.2017. Данные сведения подтверждаются выписками из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 09.09.2019.
Административные истцы просят содержащуюся в ЕГРН от 06.03.2017 запись № о государственной регистрации за ФИО3 и ФИО1 права общей совместной собственности признать технической ошибкой в записях ЕГРН; в записях ЕГРН – погасить, сохранить её в ЕГРН, со статусом «погашенная».
Техническая ошибка в ЕГРН - это описка, опечатка, грамматическая, арифметическая или другая подобная ошибка, которая допущена органом регистрации прав при кадастровом учете или госрегистрации прав на недвижимость. Основным признаком такой ошибки является то, что в документах, на основании которых сведения вносились в ЕГРН, указаны одни данные, а в реестре - другие, то есть неверные данные. Исправить техническую ошибку достаточно просто. Важно отличать техническую ошибку от реестровой, которая перенесена в ЕГРН из представленных документов (ч. 3 ст. 61 названного Закона), то есть изначально такая ошибка допущена именно в документах.
Техническая ошибка исправляется в течение трех рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трех рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление. Оно направляется независимо от основания исправления ошибки - как по заявлению, так и органом регистрации прав самостоятельно без заявления (ч. 1, 5 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).
Уведомление направляется следующими способами (п. 5 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173): по общему правилу на адрес электронной почты, указанный в заявлении, направляется ссылка на электронный документ, размещенный на сайте Росреестра. Если ошибка исправлялась без заявления, то ссылку направят на адрес электронной почты, который содержится в ЕГРН; в бумажном виде, если в заявлении или ЕГРН отсутствует адрес электронной почты. Уведомление направляется почтой по адресу, который указан в заявлении. Если ошибка исправлялась без него, то оно высылается по адресу, имеющемуся в ЕГРН.
В судебном заседании установлено, что при получении документов 14.03.2017 ФИО3 выдана выписка из ЕГРН от 06.03.2017, согласно которой правообладателями квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являются ФИО3 и ФИО1 на праве «общей совместной собственности», вместо верного указания вида права «общей долевой собственности (по ? доли)». ФИО1 выписка из ЕГРН не выдавалась. После обнаружения технической ошибки административные истцы обратились с заявлением об исправлении технической ошибки, и в тот же день - 14.03.2017 им были выданы выписки из ЕГРН.
14.03.2017 исх. № 14-721/827 государственным регистратором прав ФИО5 в адрес ФИО1 и ФИО3 направлено уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, что подтверждается уведомлением об исправлении технической ошибки представленным суду.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (ред. от 03.12.2019) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к её заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) при внесении в ЕГРН изменений, в том числе при исправлении технических и реестровых ошибок, предыдущие сведения, содержащие прежние значения, сохраняются в ЕГРН со статусом "погашенные".
Так, согласно представленному представителем Росреестра скрину из информационной базы данного регистрационного органа регистратором погашения ФИО6 внесена запись об изменениях в ЕГРН, согласно которой в графе правообладатель указана доля в праве 1/2, дата погашения - 14.03.2017 в 16 часов 56 минут, из чего следует, что запись «общая совместная собственность» признана технической ошибкой, которая исправлена, а запись погашена.
Данные сведения не отражаются в выписке из ЕГРН, так как выписка из ЕГРН предоставляется на актуальную дату и имеет определенную форму, в которой не отражаются данные сведения и всю историю по объекту недвижимости видит государственный регистратор.
Таким образом, суд считает, что административные исковые требования административных истцов не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.
Требования административных истцов об исправлении и внесении в ЕГРН записи о государственной регистрации за ФИО1 и ФИО3 общей долевой собственности по 1/2 доле за каждой за датой погашения технической ошибки также не подлежат удовлетворению, поскольку данное требование является производным от требований о признании технической ошибкой записи «общей совместной собственности» в записях ЕГРН и о восстановлении нарушенных прав.
ФИО1 и ФИО3 просят по форме и в порядке, установленными органом нормативно-правового регулирования направить им уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН и выдать выписку из ЕГРН о зарегистрированных правах о государственной регистрации за ней 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
Между тем, государственным регистратором прав ФИО5 14.03.2017 исх. № 14-721/827 в адрес ФИО1 и ФИО3 направлено уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, что подтверждается уведомлением об исправлении технической ошибки, письмами ФГБУ «ФКП» от 28.09.2017 и от 07.12.2017 на обращение административных истцов, согласно которым вид права на объект недвижимости с кадастровым номером № у ФИО3 (правообладатель 1) и ФИО3 (правообладатель 2) – общая долевая собственность, приобщенными к материалам гражданского дела. Кроме того в соответствии с выписками из ЕГРН от 14.03.2017 получателями выписки являются ФИО1 и ФИО3, а согласно выписок из ЕГРН от 08.12.2017, от 28.02.2019 получателем выписки является ФИО3
Административные истцы просят на основании принятых 04.04.2017 заявлений внести в ЕГРН записи о заявлениях ФИО1 и ФИО3 о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости, без личного участия правообладателя, содержащуюся в выданной ФИО3 28 февраля 2019 года выписке из ЕГРН запись «Принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения, на объект недвижимости, без личного участия правообладателя или его законного представителя», признать несоответствующей ст. 36 ФЗ № 218 и п. 55 порядка ведения ЕГРН утвержденного приказом № 943 Министерства экономического развития РФ от 16.02.2015; по форме и в порядке, установленными органами нормативно-правового регулирования направить ФИО3 и ФИО1 уведомления о внесении в ЕГРН сведений о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" при представлении лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия (далее в настоящей статье - заявление о невозможности регистрации) в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о заявлении о невозможности регистрации.
04.04.2017 в 11 час. 21 мин. ФИО3, ФИО1 в орган регистрации прав поданы лично заявления о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, зарегистрированного 06.03.2017 за № без личного участия собственника (его законного представителя).
Как следует из скрина информационной базы данных регистрационного органа заявления ФИО3 и ФИО1 зарегистрированы регистратором ФИО7 04.04.2017 в 15 час. 34 мин. 42 сек. запись № с пометкой – особая отметка о невозможности перехода права, содержание отметки: принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права и объекта недвижимости без личного участия правообладателя.
Таким образом, требования ФИО3, ФИО1 об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в ЕГРН записи о заявлениях удовлетворению не подлежат.
Требования иска в части признания несоответствующей ст. 36 ФЗ № 218 и п. 55 порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом № 943 Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015, содержащейся в выданной ФИО3 28 февраля 2019 года выписке из ЕГРН записи «Принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения, на объект недвижимости, без личного участия правообладателя или его законного представителя» суд признает обоснованными, поэтому подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Так, согласно п. 55 порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом № 943 Министерства экономического развития РФ от 16.12.2015 сведения о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя или его законного представителя вносятся в порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, в запись о вещном праве посредством указания в ней слов: "Принято заявление о невозможности регистрации без личного участия", сведений о правообладателе (его законном представителе), а также даты и времени с точностью до секунды внесения указанной отметки.
В графе 8 выписки из ЕГРН от 28.02.2019 №, выданной ФИО3, отражено: «принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости без личного участия правообладателя или его законного представителя», что не соответствует просьбе ФИО3, в связи с тем, что заявитель просила без личного своего участия и в заявлении о законном представителе не указано.
Законными представителями физических лиц являются: родители, усыновители, попечители, опекуны несовершеннолетних, малолетних, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченные судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
ФИО3 не относится ни к одной категории вышеуказанных лиц, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить в данной части требования иска ФИО3 и требования ФИО1 как аналогичные частично, признав запись технической ошибкой, обязав Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в выписке из ЕГРН указать: «принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости без личного участия правообладателя».
ФИО1 просит внести в ЕГРН сведения о поступлении заявления для осуществления государственной регистрации прав, а также о дате поступления этого заявления - 20.02.2017, выдать ей как правообладателю, выписку из ЕГРН о дате получения её заявления о государственной регистрации прав – 20.02.2017 и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" в реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения, в том числе и о поступлении заявлений для осуществления государственной регистрации прав, сделок с объектом недвижимости, а также о дате поступления таких заявлений.
Как следует из представленных уведомлений об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 07.07.2017 № № и № №, отправленных ФИО1 и ФИО3, информация о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права и прилагаемых к нему документов в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" отсутствует.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении части требований иска ФИО1 о внесении в ЕГРН сведений о поступлении заявления для осуществления государственной регистрации прав, а также о дате поступления этого заявления - 20.02.2017.
Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 (ред. от 21.10.2019) "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 N 41170) утверждена форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости сведения о зарегистрированных правах, которая не предусматривает раздел для внесения сведений о дате получения заявления о государственной регистрации прав.
В удовлетворении административных исковых требований о выдаче ей как правообладателю выписки из ЕГРН о дате получения её заявления о государственной регистрации прав – 20.02.2017 и прилагаемых к нему документов следует – отказать.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, на основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 219, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1, ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об исправлении технической ошибки в части вида права в записях ЕГРН, направлении уведомлений, выдаче выписки из ЕГРН – удовлетворить частично.
Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю незаконными в части внесения в выданную ФИО3 выписку из ЕГРН от 28 февраля 2019 года № в нарушение ст. 36 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" и п. 55 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" записи: «Принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения, на объект недвижимости, без личного участия правообладателя или его законного представителя».
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения закона, указав в актуальной выписке из ЕГРН запись: «принято заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения на объект недвижимости без личного участия правообладателя».
Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю незаконными в части невнесения в ЕГРН сведений о поступлении заявления ФИО1 для осуществления государственной регистрации прав, а также о дате поступления этого заявления - 20.02.2017.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О государственной регистрации недвижимости" внести в ЕГРН сведения о поступлении заявления ФИО1 для осуществления государственной регистрации прав, а также о дате поступления этого заявления - 20.02.2017.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2020.
Судья