ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1031/2018 от 05.03.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1031/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе

судьи Верияловой Н.В.,

при секретаре Умаровой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ФИО8. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, к администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что является собственником недвижимого имущества: земельного участка площадью 77 кв.м., кадастровый номер по адресу: <адрес>; здания водопроводной насосной станции ВПУ 1-10 общей площадью 33,7 кв.м, кадастровый номер , по адресу: <адрес>. Указанное имущество принадлежит истцу на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Управлением муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана указанного земельного участка с целью последующего получения разрешения на реконструкцию имеющегося на участке здания.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка, в связи с тем, что подготовка градостроительного плана не представляется возможной до утверждения документации по планировке данной территории, т.к. земельный участок находится в границах территории, на которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Истец считает отказ незаконным и необоснованным, так как создаются препятствия к осуществлению им прав и свобод в качестве собственника земельного участка, а именно в получении разрешения на реконструкцию недвижимого имущества.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, УМУП «Ульяновскводоканал».

В судебном заседании административный истец, его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании в иске просила отказать, указывая, что федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территории и признании утратившими силу отдельных положений законодательных положений законодательных актов Российской Федерации» урегулирован новый градостроительный институт комплексного и устойчивого развития территории.

Согласно указанному Федеральному закону территории, в границах которых планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию, устанавливаются на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории, о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, допускается при наличии утвержденной документации по планировке территории и заключенных договоров, предусмотренных соответственно статьями 462, 464, 46 или 46 ГрК РФ. Выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой заключен договор, предусмотренный статей 469 ГрК РФ, допускается при наличии утвержденной документации по планировке территории.

В соответствии с действующим законодательством на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

Согласно карте градостроительного зонирования, статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок по указанному адресу расположен на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в зоне Ж6 - зона смешанной жилой застройки.

Таким образом, подготовка градостроительного плана рассматриваемого земельного участка не представляется возможной до утверждения документации по планировке данной территории.

Представитель заинтересованного лица УМУП «Ульяновскводоканал» в судебном заседании решение оставила на усмотрение суда. Пояснила, что на балансе УМУП «Ульяновскводоканал» находилось здание водопроводной насосной станции, в настоящее время организация не является его балансодержателем.

Представитель заинтересованного лица УМС администрации г.Ульяновска в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 ФИО9. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с УМС администрации г.Ульяновска, является собственником здания водопроводной насосной станции ВПУ 1-10 общей площадью 33,7 кв.м., кадастровый номер земельного участка площадью 77 кв.м., кадастровый номер расположенных по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка, в чем ему было отказано.

Основанием для отказа явилось то, что земельный участок истца находится в границах территории, на которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, документация по планировке данной территории не утверждена, в связи с чем, подготовка градостроительного плана не представляется возможной до утверждения такой документации.

Истец ФИО1 ФИО10. просит признать незаконным отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ, кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ч.2,3 ст.85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно ст.57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

Следовательно, сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.

Содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка в соответствии с основными видами разрешенного использования конкретной территориальной зоны, в которую входит такой участок.

Согласно ч.4 ст.57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи (ч.2 ст.41 ГрК РФ).

Таким образом, в случае осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий в целях размещения объектов капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории.

Пунктом 34 ст.1 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №373) установлено понятие деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории – это осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.

Согласно ч.7 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории утвержденные правила землепользования и застройки должны быть приведены в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, и применительно к таким территориям расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующих территорий объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в срок до 1 июля 2017 года.

В силу ч.5.1 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте.

В рассматриваемом споре административный ответчик указал, что согласно карте градостроительного зонирования, статьи 18 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок по указанному адресу расположен на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в зоне Ж6 - зоне смешанной жилой застройки.

Видами деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, согласно ст.46.9 и ст.46.10 ГрК РФ, являются: комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласно ч.7 ст. 46.9 ГрК РФ документация по планировке территории применительно к территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, подготавливается на основании заключенного правообладателями соглашения. Подготовка такой документации осуществляется правообладателями применительно к территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию, в границах земельных участков, правообладатели которых заключили соглашение.

Согласно подп.3 ч.13 ст.46.10 условиями договора о комплексном развитии территории, заключенному по инициативе органа местного самоуправления, принявшим решение о комплексном развитии территории по своей инициативе, с победителем открытого аукциона на право заключить договор или иным лицом, являются: обязательство лица, заключившего договор, подготовить и представить в орган местного самоуправления проект планировки территории, включая проект межевания территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, в соответствии с градостроительным регламентом.

Вместе с тем, сведений о том, в каком виде в настоящее время осуществляется деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории, в границы которой входит земельный участок истца, административным ответчиком не представлено. Решение о развитии застроенной территории органом местного самоуправления не принималось, также не представлен договор о комплексном развитии территории.

Само по себе установление на карте градостроительного зонирования территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, свидетельствует о том, что согласно ч.7 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ утвержденные правила землепользования и застройки в целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории приведены в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в части установления территорий, в границах которых допускается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию, но не свидетельствует о непосредственном осуществлении такой деятельности, требующей утверждения документации по планировке территории.

По мнению суда, нахождение спорного земельного участка на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не означает, что на нем невозможно осуществить строительство иных объектов в соответствии с основными видами разрешенного использования, указанными в Правилах землепользования и застройки. По мнению суда, вопрос о возможности (невозможности) возведения на конкретном земельном участке того или иного объекта капитального строительства подлежит выяснению уполномоченным органом на стадии выдачи разрешения на строительство.

Кроме того, в настоящее время действует следующая документация по планировке территории: постановление Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845 «Об утверждении проекта планировки территории центральной части г.Ульяновска», постановление администрации г.Ульяновска от 10.01.2013 №14 «Об утверждении проектов межевания территорий в Ленинском районе муниципального образования «город Ульяновск», в связи с чем, утверждение об отсутствии документации по планировке территории центральной части г.Ульяновска не обоснованно.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше норм закона, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 ФИО11. о признании незаконным отказа администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г<адрес>, и возложении обязанности выдать градостроительный план указанного земельного участка подлежат удовлетворению.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска к административному ответчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, поскольку данный орган в соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 является отраслевым органом администрации г.Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области архитектурной и градостроительной деятельности. Тогда как сами решения в указанной сфере принимаются администрацией г. Ульяновска. Следовательно, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновка является ненадлежащим административным ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 ФИО12 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Ульяновска выдать ФИО1 ФИО13 градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес>

В удовлетворении иска к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Вериялова