ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10328/2021 от 05.04.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0048-01-2021-010501-64

Дело № 2а-1230/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,

при секретаре Дарашкевич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голенцовой Елены Александровны к администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Управлению архитектуры администрации г. Красноярска об оспаривании проекта межевания территории, отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности,

установил:

Голенцова Е.А. обратилась в суд с административным иском и уточнением к нему (л.д. 5-8, 63, 190-191) к администрации г. Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Управлению архитектуры администрации г. Красноярска об оспаривании проекта межевания территории, отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности. Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: для ИЖС, площадью 1030 кв.м. Она обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении указанного земельного участка с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности с образованием земельного участка, общей площадью 1345 кв.м. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в перераспределении земельного участка на основании того, что испрашиваемое перераспределение нарушает требования, установленные земельным законодательством и другими федеральными законами. В отношении территории, на которой находится спорный земельный участок, утвержден Проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных в него изменений, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому из земельного участка с кадастровым номером образуются два земельных участка, площадью 646 кв.м. (земельный участок ), площадью 699 кв.м. (земельный участок ). По мнению департамента для перераспределения земельного участка в соответствии с Проектом межевания необходимо сначала разделить земельный участок, а только потом их возможно перераспределить. Однако это невозможно без нарушения требований п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Кроме того, на момент утверждения Проекта межевания была утверждена схема расположения земельного участка, поставленного на кадастровый учет, с кадастровым номером 24:50:0400386:7068. При разработке Проекта межевания необходимо было учитывать местоположение границ указанного земельного участка (п.п. 9, 10 ГК РФ). Образование земельного участка по проекту межевания невозможно, поскольку его проектная граница пересекает границу ее земельного участка, изменяя границы в сторону уменьшения, что незаконно, т.к. только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения земельным участком. Проект межевания территории в части п. 6.9.42, п. 6.9.43 и п. 6.9.44 считает незаконным. Учитывая незаконность Проекта межевания, незаконным является отказ в перераспределении земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, просит признать незаконным Проект межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных в него изменений, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части земельных участков с номерами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным отказ в перераспределении земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Голенцова Е.А. требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска ФИО3 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему, пояснила, что Голенцова Е.А. не лишена возможности обратиться в Управление архитектуры с заявлением о внесении изменений в Проект межевания территории или сначала разделить земельный участок, а потом обратиться в департамент с заявлением о перераспределении земельных участков в соответствии с Проектом межевания территории, права ее не нарушаются (л.д. 42-43, 98, 165-166).

Представитель административного ответчика Управления архитектуры администрации г. Красноярска ФИО4 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что во время разработки Проекта спорный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, а поэтому не мог быть учтен.

В судебное заседание не явился административный ответчик представитель администрации г. Красноярска, заинтересованное лицо ФИО5, о слушании дела извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из ч. 1, ч. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Статьей 11.4 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 п. 2, п. 3 ст. 29.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (п. 2);

перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (п. 3).

В силу ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.

Как видно из дела, Голенцовой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: с кадастровым номером для ИЖС, площадью 1030 кв.м., согласно выписке из ЕГРН (л.д. 51-53).

ДД.ММ.ГГГГ Голенцова Е.А. обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявление № о перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями неразграниченной государственной собственности в соответствии с Проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска N от ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок п. 6.9.43, земельный участок п. 6.9.44 (л.д. 49-50).

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Голенцовой Е.А. отказано в перераспределении земельного участка в соответствии с Проектом межевания территории на основании ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, указано, что на основании Проекта межевания территории из земельного участка с кадастровым номером образуются два земельных участка: земельный участок площадью 646 кв.м. (п. 6.9.43) и земельный участок площадью 699 кв.м. (п. 6.9.44). Образование земельных участков площадью 646 кв.м. и 699 кв.м. путем перераспределения с землями неразграниченной государственной собственностью возможно после выполнения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровыми номерами Поскольку на исходный земельный участок зарегистрировано право собственности, орган местного самоуправления не вправе принимать решение по разделу земельного участка с кадастровым номером (л.д. 44-46).

Таким образом, учитывая, что образование земельных участков в соответствии с Проектом межевания территории площадью 646 кв.м. и 699 кв.м., как просит административный истец в заявлении, возможно после выполнения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером , однако собственником земельного участка Голенцовой Е.А. спорный земельный участок не разделен, а орган местного самоуправления не вправе принимать решение о разделе земельного участка, находящегося в частной собственности, суд находит отказ в перераспределении земельного участка законным.

В связи с чем, требования о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанности повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование о признании незаконным Проекта межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных в него изменений, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части земельных участков с номерами и , суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на следующем принципе, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Статья 43 ГрК РФ предусматривает, что подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч.1).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 2).

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (ч. 9).

В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой (ч. 10).

В соответствии со ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.5).

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (ч. 6).

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (ч. 1).

Из дела видно, что на основании постановления администрации города от 15.11.2016 г. N 673 "О подготовке проекта планировки и межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска" заключен муниципальный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ с АО "Гражданпроект" на выполнение работ по разработке Проекта планировки и межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-164).

В проект межевания территории включены, включены, в том числе земельные участки (л.д. 207, 208).

По итогам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ комиссия рекомендовала отклонить Проект планировки и межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска и направить на доработку (л.д. 86, 192).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Красноярска по результатам публичных слушаний указанный проект планировки и межевания территории был отклонен и направлен на доработку.

Постановлением администрации г. Красноярска N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Проект планировки и межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска.

Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в проект межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска внесены изменения, в том числе земельных участков с номерами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (Приложение № 2) (л.д. 15-25).

Вместе с тем, судом установлено, что распоряжением администрации г. Красноярска -недв от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( с кадастровым номером (л.д. 89).

Указанный земельный участок поставлен ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый . Данный земельный участок распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ-недв передан в собственность ФИО6 бесплатно. С ДД.ММ.ГГГГ его собственником является Голенцова Е.А. (л.д. 95-97, 117).

Таким образом, судом установлено, что согласно Проекту межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска образованы земельные участки п. .

По результатам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ Проект межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска возвращен на доработку.

При разработке данного Проекта, при его утверждении - ДД.ММ.ГГГГ и при утверждении внесенных в него изменений - ДД.ММ.ГГГГ в нарушении п. 10 ст. 43 ГрК РФ при образовании земельных участков (площадью 589 кв.м.), (площадью 646 кв.м.), (площадью 699 кв.м.), не учтен земельный участок с кадастровым номером , в отношении которого ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на КПТ и который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, а также не учтен земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ФИО5, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Границы земельных участков п. накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером , что нарушает права и законные интересы собственника земельного участка с кадастровым номером Голенцовой Е.А.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным Проекта межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных в него изменений, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части земельных участков с номерами . Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Голенцовой Елены Александровны удовлетворить частично.

Признать незаконным Проект межевания территории Северо-Восточной левобережной части города Красноярска, утвержденный постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных в него изменений, утвержденных постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части земельных участков с номерами .

В остальной части удовлетворения требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Л.С. Морозова

Решение в окончательной форме изготовлено: 09.04.2022