Дело № 2а-1032/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года г. Кстово
Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца – Меркурьевой А.Н. (по доверенности), представителя административного ответчика – администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области – Пятановой А.С. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хасянова Александра Изильевича к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым домом, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, путем выдачи решение о признании садового дома жилым домом,
У С Т А Н О В И Л:
Хасянов А.И. обратился в суд с указанным административным иском к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Свой административный иск, с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, мотивирует следующим.
Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области принято решение (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым домом. Вышеуказанное решение было получено заявителем (дата обезличена), что подтверждает запись в книге регистрации выдачи документов. Указанный дом находится по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен), расположенного на земельном участке с КН (номер обезличен), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, площадь земельного участка (номер обезличен) кв.м.
Заявитель обратился к административному ответчику с заявлением о признании садового дома жилым домом от (дата обезличена) вх. (номер обезличен) и представил следующие документы: выписка на земельный участок, выписка на здание, заключение (номер обезличен) по определению соответствия строительным нормам и правилам пригодности для использованию по назначению дома, выполненного ООО «Регион-оценка» г. Н.Новгорода от (дата обезличена), технический отчет на здание, выданный ООО «Экспрострой», по состоянию на (дата обезличена) г., копия доверенности представителя собственника, постановление администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «О присвоении почтового адреса земельному участку и расположенному на нем нежилому зданию».
По заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (номер обезличен) от (дата обезличена), комиссией было принято заключение: отказать Хасянову Александру Изильевичу в признании садового дома с КН (номер обезличен) расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), поскольку размещение жилого дома на земельном участке. Виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.
Возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства до вступления в силу Федерального закона РФ от (дата обезличена) № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был урегулирован положениями Земельного кодекса РФ и Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
До 01 марта 2015 г. (до дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ст. 81 ЗК РФ предусматривалось, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Земельный участок с КН (номер обезличен) был предоставлен до 1 марта 2015 г. из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для дачного строительства.
Принимая во внимание, что ст. 81 Земельного кодекса РФ является составной частью главы XIV Земельного кодекса РФ «Земли сельскохозяйственного назначения», возможность предоставления (и. соответственно, и использования) земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства прямо предусматривалось Земельным кодексом РФ. Кроме того, до 1 марта 2015 г. ст. 14 Закона № 66-ФЗ предусматривалась возможность выбора земельных участков для дачного строительства из фонда перераспределения земель, то есть из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 80 ЗК РФ).
При этом положения, запрещающие дальнейшее использование предоставленных до 1 марта 2015 г. из земель сельскохозяйственного назначения дачных участков законодательством не предусматривалось.
В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, для целей применения в Законе № 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования содержатся в ЕГРН, являются садовыми земельными участками.
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 217-ФЗ, садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земли сельскохозяйственного назначения. Таким образом, возможность использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства (ранее - для дачного строительства) прямо предусматривается Законом № 217-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона 3217-ФЗ, согласно которой строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Согласно проекта планировки территории дачного объединения «Земляничная поляна» Большемокринского сельсовета (адрес обезличен), утвержденного Постановлением администрации Большемокринского сельсовета (номер обезличен) от (дата обезличена), садовый дом с КН (номер обезличен), располагается в зоне (номер обезличен). Согласно проекту Правил землепользования и застройки территории дачного объединения (ДНП) «Земляничная поляна» Большемокринского сельсовета (адрес обезличен), утвержденного Решением Сельского совета Большемокринского сельсовета (дата обезличена)(номер обезличен), предусматривает возможность строительства объектов капитального строительства, а именно жилых домов.
Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства РФ, так как вид разрешенного использования: для ведения садоводства (ранее - для дачного строительства) предполагает размещение жилых домов на садовых земельных участках. При этом пункт 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
Основание, по которому было принято решение об отказе в признании садового дома жилым домом, а именно в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения, является несостоятельным по вышеуказанным основаниям.
Данным решением нарушены его права, свободы и законные интересы, а именно использование садового земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, в соответствии со ст. 23 закона № 217-ФЗ с целью размещения на садовом земельном участке жилого дома, что прямо разрешено действующим законодательством РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 54 закона № 217-ФЗ для целей применения в законе № 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования содержатся в ЕГРН, являются садовыми земельными участками.
Согласно ст. 3 ФЗ № 217-ФЗ садовый земельный участок – земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В соответствии со ст. 3 ФЗ №217-ФЗ на садовом земельном участке разрешено размещение жилых домов.
При этом в силу положений ст. 23 ФЗ № 217-ФЗ, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Согласно ст. 32 ФЗ №66-ФЗ (ст. 23 ФЗ №217-ФЗ) организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с градостроительным кодексом РФ. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
В соответствии с ч. 4 ст. 41 ГРК РФ, видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории, 2) проект межевания территории.
Согласно проекта планировки территории дачного объединении «Земляничная поляна» Большемокринского сельсовета Кстовского района нижегородской области, утвержденного Постановлением администрации Большемокринского сельсовета 3 1 от (дата обезличена), садовый дом с КН (номер обезличен), располагается в зоне Ж-1А.Согалсно проекта правил землепользования и застройки территории дачного объединения (ДНП) «земляничная поляна» Большемокринского сельсовета Кствосокго района нижегородской области, утвержденного Решением Сельского совета Большемокринского сельсовета (дата обезличена)(номер обезличен), предусматривает возможность строительства объектов капитального строительства, а именно жилых домов.
Возможность строительства жилого дома на садовом участке, установленном ФЗ № 217-ФЗ, с учетом норм жилищного законодательства и закона от (дата обезличена)(номер обезличен) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации» позволяет гражданам воспользоваться правом осуществить регистрацию по месту жительства в жилых домах на садовых земельных участках. В дополнение к этому ФЗ № 217-ФЗ предусмотрена возможность признания садового дома жилым домом в порядке, установленном главой 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом представляет собой простую процедуру, не требующую сложных и длительных согласований и оформления большого пакета документов. Так, процедура признания жилого дома садовым домом фактически имеет декларативный характер, предусматривая её осуществление на основании заявлении я собственника, документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости, и согласия третьих лиц в случае, если объект недвижимости обременен их правами. В случае признания садового дома жилым домом, в дополнение к вышеуказанным документам требует представление заключения по обследованию техничеког8о состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, выданное членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Несостоятелен довод административного ответчика о том, что категория земли – земли сельскохозяйственного назначения, на котором размещен садовый дом, не предусматривает такого размещения, т.к. указанное выше Положение не предусмотрено такого основания для отказа в признании садового дома жилым домом.
Подпункт «д» п. 61 Положения, предусматривает основание для отказа: размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения. Согласно ст. 3 ФЗ № 217-ФЗ на садовом земельном участке разрешено размещение жилых домов.
Несостоятелен довод административного ответчика о том, что согласно п. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления и подтопления.
Пунктом 3 ст. 9 ГрК РФ предусмотрено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В силу пунктов 1 и 4 ст. 2 ГрК РФ, обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования и планировки территории, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, являются одними из основных принципов осуществления градостроительной деятельности.
В соответствии с Генеральным планом территории Большемокринского сельсовета относительно территорий, расположенных на прибрежных участках, должны быть предусмотрены мероприятия относительно обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела доказательств того, что земельный участок заявителя внесен в границы зоны затопления (подтопления), утверждения зон затопления в установленном законом порядке, не представлено.
Из материалов дела следует, что земельный участок внесен в границы зоны затопления паводком 1% обеспеченности на территории администрации Большемокринского сельсовета, однако сведений о внесении границ зон затопления в государственный кадастр недвижимости суду административным ответчиком не представлено, а определение зоны затопления закон связывает с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о её границах.
Пункт 61 указанного выше Положения содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
Основания для принятия решения в отказе в признании садового дома жилым домом – размещение жилых домов на категории земли: земли сельскохозяйственного назначения, п. 61 указанного выше положения, не содержит.
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона №217-ФЗ садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, возможность использования земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства (ранее - для дачного строительства) прямо предусматривается законом №217-ФЗ.
Согласно ст. 3 Закона № 217-ФЗ садовый земельный участок- земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Согласно п. 56 Постановления Правительства РФ для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг: соответствующее заявление о признании садового дома жилым домом, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, заключение по обследованию технического состояния объекта. Все вышеуказанные документы были представлены административным истцом административному ответчику для принятия решения о признании садового дома жилым домом. Принимая во внимание вышеизложенное, оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства РФ, т.к. вид разрешенного использования: для ведения садоводства закрепляет право собственника садового участка на размещение жилого дома на садовых земельных участках.
В своей позиции административный ответчик ссылается на положения ч. 2 ст. 23 ФЗ №217-ФЗ, согласно которой строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 23 Закона № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства разрешается, если градостроительным регламентом предусмотрена возможность такого строительства. При этом необходимо указать, что административный истец не обращался с заявлением о разрешении строительства на садовом земельном участке. Садовый дом уже построен и на него зарегистрировано право собственности за заявителем, что подтверждается документами, представленными с заявлением для принятия решения о признании садового дома жилым домом. Позиция административного ответчика основана на неверном толковании норм материального права. При этом заявитель отмечает следующее.
Генеральный план сельского поселения «Большемокринский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденный решением сельского совета Большемокринского сельсовета Кстовского района нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена), в соответствии с Градостроительным кодексом РФ служит для определения направления развития планировочного каркаса сельского поселения и функционального назначения территории. В Генеральном плане предусмотрены следующие этапы развития: I очередь строительства- (дата обезличена) год, расчетный срок- (дата обезличена) год. Генеральный план закрепляет наличие территории, занятой коттеджным поселком «(адрес обезличен)», как территории, включаемой в границы населенного пункта (адрес обезличен). Это закрепляет следующая глава III. 4. Расселение в и архитектурно-планировочная организация населенных пунктов сельского поселения. (адрес обезличен) деревня расположена в северной части сельского поселения 2Большемокринский сельсовет». Населенный пункт Новая Деревня имеет компактную планировочную структуру, представленную, в основном, жилой малоэтажной (1-2 эт.) индивидуальной застройкой с приусадебными участками (от (номер обезличен)). Дома расположены близко друг к другу и вытянуты на (номер обезличен) метров. Деревня размещена на относительно ровном рельефе, с уклоном в сторону реки Кудьмы. Имеется 6 жилых улиц, большинство из которых имеет ширину (номер обезличен) метров, центральная улица асфальтирована и имеет ширину (номер обезличен) м. В центральной части деревни имеется общественный центр, который представлен небольшой площадью и магазинов товаров повседневного спроса. Въезд в деревню осуществляется с юга по асфальтированной дороге, идущей на 9автомобильную дорогу местного значения) (адрес обезличен). К юго-западу от деревни находится площадка очистных сооружений бытовой канализации ((адрес обезличен)
Жилые зоны в н.п. занимают большую территорию и представлены:
- существующей малоэтажной индивидуальной жилой застройкой (1-2 эт.) с приусадебными участками (кварталы (адрес обезличен)),
-включаемой в границы н.п. существующей (около (номер обезличен) домов) и проектируемой малоэтажной жилой застройкой (1-3 эт.) с приусадебными участками (адрес обезличен)
-включаемой в границы деревни существующей жилой малоэтажной застройкой (1-2 эт.) с приусадебными участками ТСЖ «(данные обезличены)»,
-включаемой в границы н.п. проектируемой малоэтажной индивидуальной жилой застройкой (1-3 эт.) с приусадебными участками, расположенной к востоку от деревни (на (адрес обезличен)),
-резервами развития жилых зон, проектируемыми к северу от (адрес обезличен)
Планировочная структура населенного пункта- линейная, вытянута с запада на восток вдоль поймы (адрес обезличен). Главная улица деревни продолжается в новой застройке и проходит с запада на восток, являясь поперченной осью композиции, связывая между собой подцентры общественно-деловой зоны, название (адрес обезличен) (условно)». Дома построенные на территории Коттеджного поселка «Земляничная поляна», были включены в жилой фонд. Это указание содержится в главе II.4 Жилой фонд. В настоящее время к (адрес обезличен) присоединяется ТСЖ «(данные обезличены)» и ТСЖ «(данные обезличены)» с в количестве (номер обезличен) домов. Данный жилой фонд включен в общий жилой фонд. На территории Большемокринского сельсовета на расчетный срок получат развитие площадки жилых зон (инвестиционное строительство), которое будет размещаться в (адрес обезличен). Увеличение численности населения в д. (адрес обезличен) было осуществлено за жителей КП «(данные обезличены). Это указание содержится в главе II.3 «Демографический прогноз». Данным решением административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы заявителя, а именно использование садового земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в соответствии со ст. 23 Закона № 217-ФЗ, с целью размещения на садовом земельном участке жилого дома, что прямо разрешено действующим законодательством РФ.
В своём административном иске, с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, просит: признать незаконным решение администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым домом, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, путем выдачи решения о признании садового дома жилым домом.
Административный истец в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежаще, обеспечил явку в суд своего представителя.
Представитель административного истца в судебном заседании на административном иске настаивал, согласно доводов административного иска и уточнений к нему.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, согласно доводов отзыва и дополнений к отзыву на административный иск.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается следующее.
Заявитель обратился к административному ответчику с заявлением о признании садового дома жилым домом от (дата обезличена) вх. (номер обезличен) и представил следующие документы: выписка на земельный участок, выписка на здание, заключение (номер обезличен) по определению соответствия строительным нормам и правилам пригодности для использованию по назначению дома, выполненного ООО «(данные обезличены)» (адрес обезличен) от (дата обезличена), технический отчет на здание, выданный ООО «(данные обезличены)», по состоянию на (дата обезличена) г., копия доверенности представителя собственника, постановление администрации Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен) «О присвоении почтового адреса земельному участку и расположенному на нем нежилому зданию».
Указанный садовый дом находится по адресу: (адрес обезличен), КН (номер обезличен), расположенного на земельном участке с КН (номер обезличен), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, площадь земельного участка (номер обезличен) кв.м.
Администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области принято решение (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе заявителю в признании садового дома жилым домом.
По заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (номер обезличен) от (дата обезличена), комиссией было принято заключение: отказать Хасянову Александру Изильевичу в признании садового дома с КН (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), жилым домом, в соответствии с подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством РФ, не предусматривают такого размещения.
Вышеуказанное решение было получено заявителем (дата обезличена), что подтверждается записью в книге регистрации выдачи документов, в суд с настоящим административным иском заявитель обратился в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Фактически истец просит признать незаконным постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области «Об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом» и обязать администрацию выдать постановление о признании садового дома жилым.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение ).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Во исполнение требований законодательства администрацией Кстовского муниципального района создана районная межведомственная комиссия. В состав данной комиссии входят, в том числе, представители Кстовского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области, Кстовского отдела Роспотребнадзора, ОНД и ПР по Кстовскому району, отдела по надзору за объектами нефтехимического комплекса Волжско-Окского управления Ростехнадзора, Кстовского отделения КП НО "Нижтехинвентаризация", Кстовского отделения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок деятельности комиссии, а также основания для признания или отказа в признании садового дома жилым и жилого дома садовым изложены в Разделе VI указанного Положения.
Также принято Постановление администрации Кстовского района Нижегородской области от 13.05.2019 N 1000 "Об утверждении Положения о районной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом, жилого дома садовым домом".
В п.61 Положения изложены основания для принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Согласно п.п.д) п.61 указанного положения, решение об отказе принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
(дата обезличена) в администрацию Кстовского муниципального района поступило заявление Меркурьевой А.Н., действующей по доверенности за Хасянова Александра Изильевича, о рассмотрении вопроса о признании садового ома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), по адресу: (адрес обезличен) жилым домом.
(дата обезличена) данное заявление было рассмотрено на заседании межведомственной комиссией при администрации Кстовского муниципального района, и по нему было вынесено заключение об отказе в признании садового дома жилым. Заявление было рассмотрено в установленные сроки и в соответствии с требованиями законодательства.
Статья 11 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), а также ст.8 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) закрепляет за органами местного самоуправления полномочия по установлению правил землепользования и застройки городских и сельских поселений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ст.30 ГрК РФ).
Заключение межведомственной комиссии от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым было вынесено по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Истец просит признать дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), по адресу: (адрес обезличен) жилым домом.
Исходя из вышеуказанного, генеральный план поселения имеет приоритетное значение, в связи с чем другие принятые нормативно-правовые акты, содержащие градостроительные нормы, не могут ему противоречить.
В соответствии с генеральным планом сельского поселения «Большемокринский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденному решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от (дата обезличена)(номер обезличен) (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен)), рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером (номер обезличен), по адресу: (адрес обезличен), расположен за границами населенных пунктов в функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения вне границ населенного пункта».
В соответствии с картой градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки сельского поселения «Большемокринский сельсовет», утвержденных решением сельского Большемокринского сельсовета от (дата обезличена)(номер обезличен) (с изменениями от (дата обезличена)(номер обезличен)), рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2 - зона сельскохозяйственного назначения.
Проектом планировки территории ДНТ «(данные обезличены)», утвержденным постановлением администрации Большемокринского сельсовета (адрес обезличен) от (дата обезличена)(номер обезличен), указанный участок предусмотрен для дачного строительства.
В соответствии с «Картой ограничений использования территории (охрана окружающей среды)», «Картой границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по предупреждению возникновения ЧС» в составе генерального плана, рассматриваемый земельный участок расположен в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности.
В соответствии с поручением Президента РФ от 10.09.2014 № Пр-2166 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску затопления, подтопления.
Согласно материалам Генерального плана сельского поселения, а также в соответствии со СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» территории поселений, расположенные на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами подсыпкой территории или ее обвалованием.
В случае возникновения необходимости строительства на затопляемой территории, необходимо осуществить подсыпку территории. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее, чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет для территорий, подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями, один раз в 10 лет – для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий, должны проводиться специальные защитные мероприятия в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Таким образом, в совокупности требований вышеуказанных федеральных законов и распоряжения субъекта РФ, строительство объектов капитального строительства возможно при наличии выполненных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.
Мероприятия по инженерной защите от затопления паводковыми водами, предусмотренные документами территориального планирования территории Большемокринского сельсовета, до настоящего времени не реализованы.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67 Водного кодекса РФ).
В январе (дата обезличена) года администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области направила в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области предложения об определении границ зон затопления, подтопления с целью включения сведений о границах этих зон в Единый государственный реестр недвижимости.
Кроме того, рассматриваемый земельный участок расположен в границах III зоны округа санитарной охраны курорта «Зеленый город», утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от (дата обезличена)(номер обезличен).
В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 года №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в границах округа санитарной охраны курорта Зеленый город действуют ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта. Обеспечение установленного режима санитарной охраны осуществляется правообладателями земельных участков. Ответственность за нарушение установленного режима санитарной охраны правообладатели земельных участков несут в соответствии с действующим законодательством.
Согласно данным государственного кадастрового учета рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «для дачного строительства». Также на участке расположен зарегистрированный объект «нежилое здание».
Вид разрешенного использования «для дачного строительства» соответствует основному виду разрешенного использования «ведение дачного хозяйства» в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для зоны СХ-2.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44 внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540: вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» исключен.
В силу переходных положений статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Согласно градостроительным регламентам зоны СХ-2 вид разрешенного использования «для ведения садоводства» включает в себя «осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений».
Размещение жилого дома согласно данному виду разрешенного использования не предусмотрено, что, в свою очередь, согласно пункту «д» части 61 раздела VI постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» является одним из оснований принятия решения об отказе в признании садового дома жилым домом.
Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44 также изменена описательная часть вида разрешенного использования «ведение садоводства» и представлена в следующей редакции: «осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей».
Кроме того, категория рассматриваемого земельного участка «земли сельскохозяйственного назначения».
Положениями статей 77-78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения с целью строительства жилых домов не предусмотрено.
В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018): пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Кроме того, согласно представленной выписке из карты градостроительного зонирования, спорный земельный участок находится за границами населенных пунктов в функциональной зоне «зона сельскохозяйственного назначения вне границ населенного пункта».
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения «Большемокринский сельсовет», утвержденных решением сельского Большемокринского сельсовета от 22.06.2017 № 57 (с изменениями от 29.12.2017 № 69), основными видами разрешенного использования зоны СХ-2А являются: ведение огородничества (13.1), ведение садоводства (13.2), ведение дачного хозяйства (13.3), растениеводство (1.1), ведение личного подсобного хозяйства (1.16), земельные участки территории общего пользования (12.0), трубопроводный транспорт (7.5), размещение линейных объектов. Вспомогательные виды разрешенного использования: Условно разрешенные виды использования: коммунальное обслуживание (3.1), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1), амбулаторно-ветеринарное обслуживание (3.10.1), рынки (4.3), магазины (4.4), общественное питание (4.5) обслуживание автотранспорта (4.9).
В описании вышеуказанных видов разрешенного использования не указана возможность размещения жилого дома.
Согласно данным государственного кадастрового учета рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования «для дачного строительства». Также на участке расположен зарегистрированный объект «нежилое здание».
Генеральный план и правила землепользования и застройки «Большемокринского сельсовета» в части установления в градрегламентах к заявленному истцом земельному участку вида разрешенного использования не предусматривающего возможности размещения жилого дома, в настоящий момент являются действующими, никем не оспорены.
Учитывая изложенные обстоятельства, признание садового дома общей площадью (номер обезличен)9 кв.м, расположенном на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен) по адресу: (адрес обезличен), жилым домом не представляется возможным.
В соответствии с требования ч.7 Раздела I указанного выше постановления правительства на основании заключения, принятого межведомственной комиссией, (дата обезличена) администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области было вынесено постановление об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом на основании пп.д) п.61 Положения, поскольку размещение жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения. То есть, администрация принимала указанный правовой акт исключительно на основании заключения комиссии, как того требовало действующее законодательство.
Постановление об отказе было принято также в соответствии с Постановлением администрации Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена) N 1384 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории Кстовского муниципального района Нижегородской области".
Согласно п.3.5.4 данного регламента, на основании заключения Комиссии в соответствии с подпунктом 3.5.2.7 настоящего Административного регламента на бланке администрации Кстовского муниципального района издается Решение о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 24.12.2018 N 1653 (Приложение N 4).
Согласно абз.4 п.3.7 данного регламента, Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (по форме согласно приложению 4) или решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется заявителю способом, указанным в заявлении, не позднее через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения.
Постановление администрации было вручено Мекурьевой А.Н. (представителю Хасянова А.М.) (дата обезличена), то есть в установленный срок.
В настоящее время заключение межведомственной комиссии не оспорено и является действующим, недействительным не признано, истец в своем иске просит признать постановление администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области «Об отказе в признании садового дома по адресу: (адрес обезличен) жилым домом» незаконным. Вместе с тем доводов в обоснование незаконности самого постановления не приводит. Постановление принято строго в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, суд не может предрешать существо решения, которое вправе вынести только межведомственная комиссия, что отражено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ (дата обезличена)).
Указание истца в уточненном иске на отнесение территории ДНП «(данные обезличены)» к жилым зонам являются голословными и не подтверждены документально. В генеральном плане Большемокринского сельсовета указанная информация отсутствует.
В силу вышеизложенного, доводы административного истца, его представителя, изложенные в иске, с учетом уточнений к нему, суд находит несостоятельными, учитывая, что такие доводы опровергаются материалами дела и не основаны на законе.
Напротив, доводы представителя ответчика суд находит заслуживающими внимания, поскольку они подтверждаются материалами дела, приведены в соответствии с положениями действующего законодательства.
В данной связи, учитывая, что оспариваемое решение является мотивированным, вынесенным уполномоченным лицом и в соответствии с положениями действующего законодательства, правовые основания для признания незаконным решения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым домом, и, как следствие, обязания устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, обязав выдать решение о признании садового дома жилым домом, отсутствуют.
При таких обстоятельствах и вышеприведенных правовых норм, по результатам анализа доводов сторон и имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, как первоначальных, так и производных, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Хасянова Александра Изильевича к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (номер обезличен) от (дата обезличена) об отказе в признании садового дома жилым домом, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца, путем выдачи решения о признании садового дома жилым домом,- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.
Судья Е.Ю.Кравченко