ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10331/20 от 05.11.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2020-016352-21

Дело № 2а-10331/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 05 ноября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному исковому заявлению Михайловой Туяны Станиславовны к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Михайлова Т.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что относится к категории лиц из числа многодетных семей и имеет право на приобретение земельного участка бесплатно без торгов. Истица обратилась в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, расположенного по адресу: ____, условный номер: , для использования под ИЖС. ____ года ответчик сообщил об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тем основаниям, что на земельном участке действует зона экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов, а также земельный участок входит в береговую полосу водоохранной зоны. Просит признать данный отказ незаконным, обязать устранить нарушение прав истца.

В судебном заседании административный истец Михайлова Т.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель Окружной администрации г. Якутска Владимирова А.В. административные исковые требования не признала, просила отказать. При этом в обоснование своих доводов не смогла указать часть земельного участка, на которую распространяется лесохозяйственный регламент, не указала, какой вид городских лесов находится на данном земельном участке, а также не указала ограничения, препятствующие предоставлению земельного участка под ИЖС в зоне ___. Согласно письменному отзыву, на земельном участке действует зона экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов, утвержденный Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ____ года № «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия), а также земельный участок входит в береговую полосу водоохранной зоны. Срок действия данного лесохозяйственного регламента составляет ____ лет, постановление об утверждении регламента истцом не оспорена, в настоящее действует. Также земельный участок находится в зоне экологического ограничения: лесохозяйственный регламент лесных насаждений, где установлен запрет на предоставление земельного участка в собственность.

Выслушав пояснения, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемое решение датировано от ____ года, административное исковое заявление первоначально поступило в суд ____ года.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами. Так, согласно пункту 2 данной статьи могут устанавливаться в качестве ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) закрепляет, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Вместе с тем действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими федеральными законами (ч. 2). Согласно ч. 6 данной статьи полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.

Подпунктом 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Как следует из материалов дела, соглашением, заключенным между АО «Саханефтегазсбыт» и Михайловой Т.С. от ____ года, стороны пришли к соглашению, что с момента подписания настоящего соглашения Михайлова Т.С. обязана не возводить, каких-либо построек в пределах охранной зоны, что составляет ___ метров от оси газопровода низкого давления, расположенного возле земельного участка по адресу: ___ Возведенные Михайловой Т.С. постройки в охранной зоне газопровода низкого давления признаются нарушения охранной зоны газопровода; в случае продажи земельного участка, расположенного возле земельного участка по адресу: ___ ставить в известность покупателя об имеющихся обременениях на земельном участке.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска № от ____ года сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под ИЖС. Основанием для принятия указанного решения явилось освоение земельного участка (огорожен и расположен объект капитального строительства).

Письмом Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» Окружной администрации г. Якутска № от ____ года сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под ИЖС. Основанием для принятия указанного решения явилось выявление самовольного занятия указанного земельного участка, а также дополнительно сообщено, что Якутским городским судом РС (Я) по делу № отказано в удовлетворении искового заявления Окружной администрации г. Якутска об освобождении самовольно занятого земельного участка, решение суда будет обжаловано в апелляционном порядке.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от ____ года отказано в удовлетворении иска Окружной администрации города Якутска к ФИО6 об освобождении самовольно занятого земельного участка.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС (Я) от ____ указанное решение суда отменено и принято новое решение, согласно которому исковые требования Окружной администрации города Якутска к ФИО7 об освобождении самовольно занятого земельного участка удовлетворены. Возложена обязанность на ФИО8 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить самовольной занятый земельный участок, площадью ___ кв.м., расположенный по адресу____ путем демонтажа ограждения, сарая, рекультивации огорода. В случае исполнения ФИО10 обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка в месячный срок предоставить Окружной администрации г. Якутска право произвести демонтаж ограждения, сарая и рекультивацию огорода с возложением необходимых для этого расходов на ФИО9

Ответом Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» Окружной администрации г. Якутска № от ____ года сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под ИЖС. Основанием для принятия указанного решения явилось выявление самовольного занятия земельного участка.

Ответом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска № от ____ года сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под ИЖС. Основанием для принятия указанного решения явилось не соответствие земельного участка с линиями градостроительного регулирования, рекомендовано обратиться повторно после внесения соответствующих изменений в градостроительный документ.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска № . от ____ года сообщено о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____, с условным номером , для использования под ИЖС. Основанием для принятия указанного решения явилось, что на земельном участке действует зона экологического ограничения – лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов, утвержденный Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ____ года № «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия), а также земельный участок относится к береговой полосе водоохранной зоны.

Административным ответчиком представлены сведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) № от ____ года, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок, площадью ___ кв., расположенный по адресу: ____, находится полностью в территориальной зоне ____ где индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Ограничениям по красным линиям земельный участок соответствует, решение о резервировании под муниципальные и государственные нужды и решение о развитии застроенных территорий не приняты, проекту межевания территории квартала соответствует, по проекту планировки относится к объектам индивидуальной жилой застройки. Также под зоной экологического ограничения указан лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов ГО «Город Якутск», воздушные подходы аэродрома Якутск (ФЗ) (ПЗЗ), зоны с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения (ПМ).

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом у административного ответчика были истребованы документы, подтверждающие установление водоохраной зоны (нормативно-правовое обоснование), а также доказательства расположения участка в пределах береговой полосы (акт обследования со схемой, фотографии и т. п.). Вместе с тем на день судебного заседания никаких доказательств своих возражений на исковое заявление от административного ответчика суду не поступило. Такой акт обследования составляется по результатам обследования земельного участка Управлением муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска, в связи с чем его отсутствие суд расценивает как косвенное доказательство расположения земельного участка вне береговой полосы.

Таким образом, в ходе настоящего судебного разбирательства, не установлено наличие предусмотренных ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ оснований, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Доказательств обратного, административным ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств тому, что земельный участок входит в береговую полосу водоохраной зоны, а также то, что в отношении земельного участка установлены ограничения, которые не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Заявленное целевое назначение земельного участка, право на который испрашивает истец, соответствует документам градостроительного планирования, земельный участок полностью расположен в территориальной зоне «____» (для индивидуального жилищного строительства на территории г. Якутска) и не пересекает зоны лесных массивов.

Таким образом обстоятельства, на которых основано решение ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка не нашли своего подтверждения.

При этом лесохозяйственный регламент лесных массивов городских лесов, утвержденный Постановлением Окружной администрации г. Якутска от ____ года № 242п «Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа «город Якутск» Республики Саха (Якутия), не содержит ограничений по предоставлению испрашиваемого истцом земельного участка для использования под ИЖС.

В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка.

Поскольку таких доказательств ответчиком не представлено, оспариваемое решение не может быть признано законным и подлежит отмене.

С учетом изложенного, нарушенные права и законные интересы административных истцов подлежат восстановлению путем повторного рассмотрения заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и с учетом изложенных выше выводов суда.

Руководствуясь ст. ст. 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный истец Михайловой Туяны Станиславовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска Михайловой Туяне Станиславовне в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), ____, как лицу, относящемуся из числа граждан, имеющих трех и боле детей, от ____ года

Обязать Окружную администрацию г. Якутска в установленный действующими нормативно – правовыми актами, сроки и порядки осуществить действия по предварительному согласованию предоставления Михайловой Туяне Станиславовне земельного участка в собственность, расположенного по адресу: ____

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в мотивированной форме.

Судья ___ А.А. Кочкина

___

___

___

___