ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-10338/17 от 11.10.2017 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело №2А-10338/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2017 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мельниковой Е.В.

при секретаре Рогове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ИФНС России по городу Кургану, УФНС России по Курганской области о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Курганский городской суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по городу Кургану, УФНС России по Курганской области о признании решений незаконными.

В обоснование указал, что 12.04.2017 решением А ИФНС России по городу Кургану было отказано в государственной регистрации ООО «ФИО1».

Решением Управления ФНС России по Курганской области от 09.06.2017 жалоба ФИО2, оставлена без удовлетворения.

Данные решения считает незаконными. Указывает, что в соответствии с трудовым договором от 23.02.2008 был трудоустроен в ООО «<данные изъяты>» на должность директора с правом без доверенности действовать от имени юридического лица. Трудовой договор, заключен сроком на пять лет, то есть до 23.02.2013 с правом досрочного расторжения.

27.04.2011 истец решил досрочно расторгнуть трудовой договор по собственному желанию. Направил в адрес учредителей ООО «<данные изъяты>» заказной почтой уведомление о проведении общего собрания учредителей ООО «<данные изъяты>» с целью вынесения на обсуждение общего собрания вопроса увольнения и выбора нового директора ООО «<данные изъяты>». Явка учредителей ООО «<данные изъяты>» в назначенную дату и время в необходимом количестве не обеспечили, были уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним и ООО «<данные изъяты>» был досрочно расторгнут. Считает, что с данной даты он утратил полномочия действовать без доверенности от имени ООО «<данные изъяты>».

18.12.2013 в адрес Межрайонной ИФНС России по Курганской области, факсом направил приказ от 10.06.2011 о прекращении трудового договора от 23.02.2008, так как в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении от 12.12.2013, так как ООО «<данные изъяты>» не предоставляло отчетность в налоговый орган. Вопрос о привлечении к административной ответственности был закрыт.

Просит признать расторгнутым трудовой договор от 23.02.2008 заключенный ФИО2 с ООО «<данные изъяты>»; возложить обязанность на ИФНС России по городу Кургану внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц информацию об исключении ФИО2 из реестра, как лица имеющего право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» с даты расторжения трудового договора от 23.02.2008; признать незаконным решение А от1 2.04.2017 ИФНС России по городу Кургану об отказе в государственной регистрации ООО «ФИО1» и решение УФНС России по Курганской области.

Определением Курганского городского суда от 04.09.2017 отказано в принятии административного искового заявления ФИО2 к ИФНС России по городу Кургану о расторжении трудового договора от 23.02.2008 заключенный ФИО2 с ООО «Май» и возложении обязанности внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц информацию об исключении ФИО2 из реестра, как лица имеющего право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» с даты расторжения трудового договора от 23.02.2008.

В ходе судебного разбирательства административный истец изменил исковые требования, снова просил признать расторгнутым трудовой договор от 23.02.2008 заключенный ФИО2 с ООО «<данные изъяты>»; возложить обязанность на ИФНС России по городу Кургану внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц информацию об исключении ФИО2 из реестра, как лица имеющего право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственности «<данные изъяты>» с даты расторжения трудового договора от 23.02.2008; признать незаконным решение А от1 2.04.2017 ИФНС России по городу Кургану об отказе в государственной регистрации ООО «ФИО1» и решение УФНС России по Курганской области.

Определением Курганского городского суда от 11.10.2017 производство по административному исковому заявлению ФИО2 к ИФНС России по городу Кургану о расторжении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенный ФИО2 с ООО «<данные изъяты>» и возложении обязанности внести сведения в единый государственный реестр юридических лиц информацию об исключении ФИО2 из реестра, как лица имеющего право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственности «Май» с даты расторжения трудового договора от 23.02.2008, прекращено.

В судебное заседание ФИО2 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании на измененном исковом заявлении настаивал, дал пояснения согласно исковому заявлению.

Представитель ИФНС России по городу Кургану по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, просила в их удовлетворения отказать.

Представитель УФНС России по Курганской области по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменным возражениям.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из пп. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В ходе проверки установлено, что в связи с установлением недействующего юридического лица в отношении ООО «<данные изъяты>» на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ № от 05.02.2016.

В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 30.05.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ООО «<данные изъяты>» из государственного реестра

В соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ на момент исключения ООО «<данные изъяты>» из единого государственного реестра как недействующего юридического лица, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «<данные изъяты>», являлся ФИО2

Как следует из материалов дела, 12.04.2017 ФИО2 обратился в ИФНС России по городу Кургану для государственной регистрации ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с пп. ф п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае: если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с частью 3 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

Как следует из материалов дела, между ФИО2 и ООО «<данные изъяты>» 23.02.2008 был заключен трудовой договор. Согласно п. 1.3 договора ФИО2 назначен на должность директора решением внеочередного общего собрания участников ООО «<данные изъяты>» от 23.02.2008.

Согласно п. 3.1 договора, трудовой договор заключен на срок с 23.02.2008 по 23.02.2013.

В соответствии с п. 5.13 Устава ООО «<данные изъяты>» директор Общества избирается общим собранием участников Общества на срок, определенный трудовым договором (контрактом), и подотчетен общему собранию участников Общества.

27.04.2011 директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2, обратился к учредителям ООО «<данные изъяты>» с заявлением об увольнении его по собственному желанию с 10.06.2011.

Согласно приказу о прекращении (расторжения) трудового договора № от 10.06.2011, ФИО2 уволен на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ.

Уставом общества предусмотрено, что решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов участников общества (п. 5.11).

Установлено, что собрание 09.06.2011 провел ФИО2, присутствовало 5 участников согласно прилагаемому списку. В связи с отсутствием кворума, собрание считается не состоявшимся (протокол общего собрания ООО «<данные изъяты>» от 09.06.2011).

Согласно разъяснениям, данным в п. 24 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 №90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», решение общего собрания участников общества, принятое в отсутствии кворума, не имеет юридической силы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона к компетенции общего собрания участников общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

С учетом указанных норм гражданского законодательства вопрос об освобождении от должности директора относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Внесение же в ЕГРЮЛ сведений о руководителе общества регистрирующим органом производится в установленном законодательством порядке на основании представленных на государственную регистрацию документов, соответствующих требованиям действующего законодательства в установленной для этого форме.

В соответствии подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» без доверенности от имени организации может действовать только ее руководитель - директор.

В соответствии с п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона (в т.ч. сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пп. «л»), обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В силу п. 5 ст. 5 названного Закона внесение сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право действовать от имени организации, требуется представить в регистрирующий орган соответствующее заявление по форме N Р14001, подписанное заявителем, в котором необходимо заполнить сведения о физическом лице, на которое возлагаются полномочия и лице, полномочия которого прекращаются.

Сведений о том, что ФИО2 обращался в ИФНС России по городу Кургану с заявлением о прекращении своих полномочий в качестве директора ООО «<данные изъяты>», в материалы дела не представлено.

В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

ФИО2 имел возможность ознакомиться с внесенными в государственный реестр сведениями о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «<данные изъяты>».

Таким образом, установлено, что ФИО2 не обращался в ИФНС России по городу Кургану с заявлением о прекращении своих полномочий в качестве директора ООО «<данные изъяты>», у ИФНС России по городу Кургану отсутствовала данная информация.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ИФНС России по городу Кургану обоснованно отказала ФИО2 в государственной регистрации ООО «ФИО1».

Поскольку оснований для отмены решения № от 12.04.2017, суд не усматривает, соответственно оснований для признания решения Управления ФНС России по Курганской области от 09.06.2017 № незаконным, так же не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к ИФНС России по городу Кургану, УФНС России по Курганской области о признании решений незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.

Судья

Курганского городского суда Е.В. Мельникова