ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1033/2018 от 12.07.2018 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а -1033 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Борисенко О.А.,

при секретаре Мироновой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

12 июля 2018 года

административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «ДАС КАПИТАЛ», ФИО1, ФИО2, ФИО3 о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» за нарушение законодательства Российской Федерации

у с т а н о в и л :

Административный истец Центральный банк Российской Федерации (далее Банк России) обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» за нарушение законодательства Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Частью 1 Статьи 5 «Регулирование кредитной кооперации» Федерального закона 18 июля 2009 года N 190-ФЗ предусмотрено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В отношении кредитных кооперативов Банк России вправе:

запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России.

запрашивать у кредитных кооперативов и их должностных лиц необходимые документы и информацию, в том числе информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами;

давать кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.

9) обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:

а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;

в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В порядке, установленном пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России Кредитному потребительскому кооперативу «ДАС КАПИТАЛ» (далее КПК «ДАС КАПИТАЛ») были направлены предписания, обязательные для исполнения, а именно предписание Банка России от 13.02.2018 , предписание Банка России от 22.03.2018 .

КПК «ДАС КАПИТАЛ» не исполнено законное предписание Банка России от 13.02.2018 (в части предоставления документов), необходимых для проведения Банком России проверки деятельности кооператива, и полностью не исполнено законное предписание Банка России от 22.03.2018 , а именно: в срок не позднее 27.03.2018 кооперативом не представлены в Инспекцию по Кемеровской области Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России, расположенную по адресу: <адрес>, документы, указанные в пункте 2 резолютивной части предписания, необходимые для проведения Банком России проверки деятельности кооператива; в срок не позднее 26.03.2018 не представлены в Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации документы, указанные в пункте 3 резолютивной части предписания, необходимые для осуществления контроля за выполнением кооперативом запрета на привлечение денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов, в том числе путем заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам займа, что является нарушением требований п. 6 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Под невыполнением в срок предписания Банка России понимается как нарушение срока выполнения предписания, так и выполнение предписания Банка России не в полном объеме в указанный этим предписанием срок или уклонение от выполнения предписания Банка России в целом.

Неисполнение требований о совершении поднадзорной организацией действий по обеспечению содействия в проведении проверки, а также запрета на привлечение денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, предусмотренных частью 3 статьи 76.1. Федерального закона № 86-ФЗ: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

По результатам рассмотрения актов Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России (далее - МИ по СФО ГИБР) о противодействии проведению плановой тематической проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» от 06.02.2018 , от 08.02.2018 , от 21.02.2018 , от 22.02.2018 , от 01.03.2018 , от 07.03.2018 , от 12.03.2018 , от 13.03.2018 , от 14.03.2018 , от 15.03.2018 , от 16.03.2018 , от 19.03.2018 , от 20.03.2018 , от 21.03.2018 , от 22.03.2018 , от 23.03.2018 , от 26.03.2018 , актов проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» от 02.03.2018 , от 28.03.2018 (далее - акты) Банком России установлены факты неоднократного нарушения пунктов 3.1, 3.3 и 3.4 Инструкции Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (далее - Инструкция Банка России № 151-И), а именно кооперативом не было обеспечено получение (прием) документов от руководителя рабочей группы или членов рабочей группы руководителем или уполномоченными работниками поднадзорной организации для их передачи (направления) руководителю поднадзорной организации, в том числе: поручения на проведение проверки, руководителем Кооператива не определены должностные лица и работники кооператива, которые должны взаимодействовать с руководителем и членами рабочей группы, их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам (информации), необходимым для проведения проверки, к программно- аппаратным средствам поднадзорной организации, электронным базам данных, предоставлению документов (информации), а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки, заявки на предоставление документов (информации) не исполнены.

Кроме того, согласно предоставленной МИ по СФО ГИБР информации о текущих результатах проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» по состоянию на 20.03.2018 ( от 22.03.2018) и промежуточному акту проверки от 28.03.2018 в ходе проверки деятельности кооператива установлены нарушения:

1. Федерального закона № 190-ФЗ:

статьи 12 в части отсутствия в реестре членов кооператива следующих сведений: государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, дата записи о создании в ЕГРЮЛ юридического лица, почтовый адрес, номер телефона члена КПК;

статьи 4.1 в части непредоставления хотя бы в одно бюро кредитных историй, имеющейся у КПК информации, необходимой для формирования кредитных историй членов КПК, которым предоставлены займы;

части 4 статьи 15 в части неустановления кооперативом факта отсутствия у лиц, входящих в состав Правления кооператива, контрольно-ревизионного органа кооператива, неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики в период с даты назначения на соответствующие должности.

Подпункта 3.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» в части непредоставления всей имеющейся информации, определенной статьей 4 указанного закона, в отношении заемщиков, поручителей, принципалов хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр БКИ.

Подпунктов 3.3. и 3.4. Инструкции № 151-И в части неоказания содействия в проведения проверки и неисполнения заявки на предоставление документов (информации), что по оценке рабочей группы привело к невозможности проведения проверки поднадзорной организации.

По данным ЕГРЮЛ, по состоянию на 29.03.2018 КПК «ДАС КАПИТАЛ» является действующим. Сведения о видах экономической деятельности по ОКВЭД код 64.92.1 «Деятельность по предоставлению потребительского кредита» в выписке ЕГРЮЛ содержатся.

Банк России в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также в случаях неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица, независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно, за свой счет.

На основании статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 ст. 10 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Просит ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ДАС КАПИТАЛ», ИНН <***>, КПП 421101001, ОГРН <***>, адрес регистрации: <адрес>.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» на его учредителей:

ФИО1, ИНН ;

ФИО2, ИНН ;

ФИО3, ИНН .

Обязать учредителей ФИО1, ИНН ;ФИО2, ИНН ;

ФИО3, ИНН завершить ликвидационную процедуру Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик Палеха А.Я. о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражений по иску не представлено.

Административные ответчики КПК «ДАС КАПИТАЛ», ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, информации о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, и возражений по иску не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления судебных повесток по месту регистрации граждан - учредителей кредитного потребительского кооператива и юридическому адресу юридического лица, указанному в исковом заявлении, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, однако почтовые отправления возвращены в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

В силу требований ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», изложенной им в пунктах 67, 68, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Административные ответчики, извещенные по месту своего жительства, куда судом направлялись судебные повестки и извещения о вызове в судебное заседание с целью обеспечения реализации их процессуальных прав, несут риск неблагоприятных последствий неполучения почтовой корреспонденции.

Следовательно, отказываясь от получения поступающей в их адрес корреспонденции, административные ответчики самостоятельно несут все неблагоприятные последствия, связанные с этим, поскольку доказательств того, что имелись какие-либо объективные причины для этого, в деле не имеется.

Заинтересованные лица МИФНС России № 11 по Кемеровской области и ИФНС России по городу Кемерово о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не направлены, представлены заявления с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителей, возражений по заявленным требованиям не поступило.

Согласно ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п.1 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Исходя из п.3 ст.50 и п.1 ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона "О Центральном банке" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке" Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.

В соответствии с п.п.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (ст.6 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» руководствуясь пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации») в случае неисполнения кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также неоднократного нарушения федеральных законов и нормативных актов Банка России.

Основания для ликвидации юридического лица установлены в ст.61 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п.1, п.3, п.5 ст.61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно, за свой счет.

На основании статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В соответствии с пп.2 ч.1 ст.10 Федерального закона «О кредитной кооперации», кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кредитный потребительский кооператив «ДАС КАПИТАЛ» зарегистрирован ИФНС России по городу Кемерово 14.09.2016 года по адресу: <адрес> и в настоящее время является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Его учредителями являются административные ответчики ФИО1, ФИО2, Палеха А.Я., что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 140-145).

Отделением по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в целях осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью некредитной финансовой организации КПК «ДАС КАПИТАЛ» были направлены обязательные для исполнения предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации - от 13.02.2018 с требованиями: устранить в двухдневный срок с момента получения предписания нарушения пунктов 3.1,3.3, 3.4 Инструкции № 151-И, а именно обеспечить получение (прием) документов от руководителя рабочей группы руководителем или уполномоченными работниками поднадзорной организации, предоставить рабочей группе документы в соответствии с заявкой (устав КПК, сведения о единоличном исполнительном органе, протоколы избрания указанного органа, приказы о назначении лиц, ведущих бух. учет, протоколы общих собраний членов КПК, заседаний правления и контрольно- ревизионного органа, приказы и распоряжения КПК, бухгалтерскую и финансовую отчетность, сметы доходов и расходов, учетную политику, карточки аналитического учета, документы по ведению внутреннего контроля, положение о членстве в КПК, положение о порядке формирования и использования имущества, о порядке и условиях привлечения денежных средств членов КПК, об органах управления, о предоставлении займов, о распределении доходов, реестр членов КПК, отчеты о деятельности КПК, типовые формы и реестры договоров займа, справки о счетах, информацию об адресе официального сайта КПК, документы по проверкам саморегулируемыми организациями, предписания Банка России и отчет об их исполнении, документы на право пользования занимаемыми КПК помещениями, договоры с бюро кредитных историй за период с 30.09.2016 г по 05.02.2018 г;

и предписание Банка России от 22.03.2018 с требованием предоставления в Инспекцию по Кемеровской области Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России документов по заявкам 1,3,4, 5,6 ( сметы- доходов- расходов, оборотно-сальдовые ведомости, выписки по всем расчетным счетам, карточки аналитического учета, реестр членов КПК, отчеты о деятельности КПК, документы о порядке расчета полной стоимости потребительского займа, договор РКО, досье заемщиков, документы по оплате процентов и основного долга по договорам займа, договор о полномочиях председателя кооператива, информация о резервах по займам, оригиналы договоров сбережений с пайщиками, документов о вступлении физических лиц в члены кооператива, договоры на открытие банковских счетов, информацию о предоставленных КПК займах, справки о наличии/отсутствии судимости за преступления в сфере экономики в отношении лиц, входящих в состав правления кооператива, контрольно-ревизионного органа. Указанным предписанием КПК "ДАС КАПИТАЛ" также предписано до устранения нарушений п. 3.3 и 3.4 Инструкции Банка России от 24.04.2014 года № 151-Иинструкции (не предоставление для проверки документов КПК "ДАС КАПИТАЛ") прекратить привлечение денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов. ( л.д. 119-130).

Законное предписание Банка России от 13.02.2018 КПК «ДАС КАПИТАЛ» не исполнено в части предоставления документов, а именно: в срок не позднее 27.03.2018 кооперативом не представлены в Инспекцию по Кемеровской области Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России, расположенную по адресу: <адрес>, документы, указанные в пункте 2 резолютивной части предписания, необходимые для проведения Банком России проверки деятельности кооператива; и полностью не исполнено законное предписание Банка России от 22.03.2018 в срок не позднее 26.03.2018 не представлены в Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации документы, указанные в пункте 3 резолютивной части предписания, необходимые для осуществления контроля за выполнением кооперативом запрета на привлечение денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов, в том числе путем заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам займа, что является нарушением требований п. 6 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Указанные нарушения - неисполнение требований о совершении поднадзорной организацией действий по обеспечению содействия в проведении проверки (не предоставление документов по предписанию Банка России от 13.02.2018 : сметы доходов и расходов, оборотно-сальдовой ведомости по всем счетам за период с 01.01.2018 г по 05.02.2018 г, карточки аналитического учета, реестра членов КПК, отчетов о деятельности КПК, документов о порядке расчета полной стоимости потребительских займов, договора РКО с филиалом ПАО "<данные изъяты>", а также не обеспечение запрета на привлечение денежных средств пайщиков, прием новых членов и выдачу займов), подтверждается актами Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России о противодействии проведению плановой тематической проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» от 21.02.2018 , от 22.02.2018 , от 01.03.2018 , от 07.03.2018 , от 12.03.2018 , от 13.03.2018 , от 14.03.2018 , от 15.03.2018 , от 16.03.2018 , от 19.03.2018 , от 20.03.2018 , от 21.03.2018 , от 22.03.2018 , от 23.03.2018 , от 26.03.2018 ( л.д. 12-31, 43-74, 92-99), Актами проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» от 02.03.2018 ( л.д. 32 -42), от 28.03.2018 ( л.д. 102-117), актами о неисполнении предписаний от 28.03.2018 г (л.д. 132-139), постановлением от 6.04.2018 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении о привлечении КПК "ДАС КАПИТАЛ" к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500000 рублей за неисполнение в установленный срок предписания Банка России от 13.02.2018 года (л.д. 175-181), ходатайством КПК "ДАС КАПИТАЛ" о продлении срока предоставления документов по заявкам (л.д. 183).

Инспекцией по Кемеровской области Межрегиональной инспекции по Сибирскому федеральному округу Главной инспекции Банка России в ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций в отношении КПК «ДАС КАПИТАЛ» в 2018 году было выявлено систематическое игнорирование предписаний Банка России.

По настоящее время требования вышеуказанных предписаний не исполнены.

Таким образом, в действиях КПК «ДАС КАПИТАЛ» установлены нарушения требований п. 6 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также Инструкции Банка России от 24.04.2014 № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Промежуточным актом проверки КПК «ДАС КАПИТАЛ» от 28.03.2018 ( л.д. 75-90) в ходе проверки деятельности кооператива по представленным его руководителем документам установлены нарушения:

1. Федерального закона № 190-ФЗ:

статьи 12 в части отсутствия в реестре членов кооператива следующих сведений: государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, дата записи о создании в ЕГРЮЛ юридического лица, почтовый адрес, номер телефона члена КПК;

статьи 4.1 в части не предоставления хотя бы в одно бюро кредитных историй, имеющейся у КПК информации, необходимой для формирования кредитных историй членов КПК, которым предоставлены займы;

части 4 статьи 15 в части не установления кооперативом факта отсутствия у лиц, входящих в состав Правления кооператива, контрольно-ревизионного органа кооператива, неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики в период с даты назначения на соответствующие должности.

Подпункта 3.1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» в части непредоставления всей имеющейся информации, определенной статьей 4 указанного закона, в отношении заемщиков, поручителей, принципалов хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр БКИ.

Подпунктов 3.3. и 3.4. Инструкции № 151-И в части неоказания содействия в проведения проверки и неисполнения заявки на предоставление документов (информации), что по оценке рабочей группы привело к невозможности проведения проверки поднадзорной организации.

Согласно письма, подписанного председателем КПК «ДАС КАПИТАЛ» Е., КПК «ДАС КАПИТАЛ» не имеет действующих договоров с Бюро кредитных историй, информацию в такие бюро не предоставлял (л.д.118).

Таким образом, КПК «ДАС КАПИТАЛ» неоднократно проигнорированы требования надзорного органа о представлении финансовой отчетности и о деятельности некредитной финансовой организации, а также допущены грубые нарушения требований Федеральных законов № 190- ФЗ "О кредитной кооперации", № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Неоднократным нарушением является совершение после вынесения представления об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Из материалов дела следует, что в адрес КПК «ДАС КАПИТАЛ» Банком России было направлено два предписания об устранении нарушений закона, ни одно из которых не было исполнено.

Таким образом, КПК «ДАС КАПИТАЛ» допущены неоднократные и существенные нарушения действующего законодательства.

КПК «ДАС КАПИТАЛ» доказательств обратного суду не представил. В ходе рассмотрения дела документов, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих устранению нарушений, административными ответчиками не представлено. Предписания об устранении нарушений закона, направленные в адрес КПК «ДАС КАПИТАЛ» не оспорены, доказательств обратному сторонами по делу не представлено.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, длительность допущенных КПК «ДАС КАПИТАЛ» нарушений, суд признает допущенные КПК «ДАС КАПИТАЛ» нарушения грубыми, носящими неустранимый характер. Данные нарушения препятствуют административному истцу в осуществлении контроля и надзора за деятельностью КПК «ДАС КАПИТАЛ» и являются основаниями для удовлетворения заявленных административным истцом требований о ликвидации КПК «ДАС КАПИТАЛ».

На основании п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

В соответствии с положениями подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об учредителях юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.

По смыслу указанных правовых норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении КПК «ДАС КАПИТАЛ» в качестве учредителей кооператива указаны административные ответчики ФИО1, ФИО2, Палеха А.Я.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПК "ДАС КАПИТАЛ" и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Суд приходит к выводу о том, что на вышеуказанных лиц, которые являются учредителями КПК "ДАС КАПИТАЛ" и, в соответствии с имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ, не исключены из числа учредителей, следует возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК "ДАС КАПИТАЛ".

Учитывая, что процедура ликвидации юридического лица требует продолжительного времени, суд считает предложенный административный истцом срок - шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разумным и обоснованным.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Оснований для освобождения административных ответчиков от подлежащей уплате по делу государственной пошлины судом не усматривается.

Поскольку исковые требования неимущественного характера судом удовлетворены, с административных ответчиков в доход федерального бюджета в соответствии с пп. 3 п. 1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ДАС КАПИТАЛ», ИНН <***>, КПП 421101001, ОГРН <***>, адрес регистрации: <адрес>.

Возложить обязанности по осуществлению ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» на его учредителей:

ФИО1, ИНН ;

ФИО2, ИНН ;

ФИО3, ИНН .

Обязать учредителей ФИО1, ИНН ;ФИО2, ИНН ;

ФИО3, ИНН завершить ликвидационную процедуру Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать солидарно с Кредитного потребительского кооператива «ДАС КАПИТАЛ», ФИО1, ФИО2, ФИО3 государственную пошлину в доход бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения 17 июля 2018 года.

Председательствующий - О.А.Борисенко

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.