К делу № 2а-1034/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2016 г. г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара
в составе председательствующего судьи Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
с участием представителя административного истца Министерства здравоохранения Краснодарского края ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края ФИО3, действующий на основании доверенности, обратился в суд с административным исковым заявением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.
В обосновании исковых требований указано, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 находится на исполнении исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№ возбужденное на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> районным судом Краснодарского края по делу №. Должником по данному исполнительному производству является министерство здравоохранения Краснодарского края. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 в рамках указанного исполнительного производства вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Министерство считает указанное постановление судебного пристава-исполнителя незаконным и необоснованным. На основании изложенного, представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края обратился в суд.
В судебном заседании представитель административного истца Министерства здравоохранения Краснодарского края ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 в судебное заседанине не явилась. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Решением <адрес> районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края выделить для ФИО5 социальную выплату на приобретение жилья в соответствии с Законом Краснодарского края от 04.04.2008 № 1430-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» на приобретение жилого помещения на состав семьи из одного человека, в виде отдельной квартиры, соответствующей санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 43 кв.м.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение <адрес> районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ в Краснодарский краевой суд поступила кассационная жалоба Министерства здравоохранения Краснодарского края. Дело исстребовано в краевой суд ДД.ММ.ГГГГ
Определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено исполнение решение <адрес> районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску ФИО5 к администрации муниципального образования <адрес> и Министерству здравоохранения Краснодарского края о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы заместиетля министра Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение от ДД.ММ.ГГГГ, определение судбеной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ отказано. Приостановление исполнения решения <адрес> районного суда Краснодасркого края от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Министерства здравоохранения Краснодарского края. Должнику установлено срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительнос документе – 5 дней (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обжалуемым постановленеим от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ОСП по ЦО УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 взыскал с должника Министерствао здравоохранения Красноадрского края исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 112 Закона ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что у министерства отсутствует возможность исполнить решение суда в настоящее время по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Согласно статье 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Данные к проекту бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов Министерством здравоохранения Краснодарского края представлены в министерство финансов Краснодарского края в соответствии с положениями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 апреля 2012 г. № 436 «О порядке составления проекта краевого бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на очередной финансовый год и на плановый период» в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данный проект не предусматривал финансирования на обеспечение больных заразными формами туберкулеза жильем в связи с отсутствием заявки от муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ № 3068- КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» средства не предусмотрены.
На сегодняшний день проект бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов представлен в министерство финансов Краснодарского края. Данный проект не предусматривает финансирование на обеспечение больных заразными формами туберкулеза жильем. Фактически исполнить решение суда будет возможно после внесения необходимых изменений в Закон Краснодарского края 12 декабря 2014 г. № 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными доводы административного истца о невозможности исполнения решения суда в установленный приставом срок.
Согласно ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление поступило в адрес Министерства здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ (вх. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Первомайского районного суда г. Краснодара Министерством подано заявление о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю о взыскании исполнительского сбора. Определением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления, в связи с тем, что данное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Министерство обратилось в адрес Первомайского районного суда <адрес> с административным исковым заявлением, однако определением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление возвращено, в связи с тем, что оно не подсудно данному суду. Определением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление министерству возвращено, в связи с тем, что оно не подсудно данному суду.
Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным признать причины пропуска десятидневного срока уважительными и восстановить указанный срок.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что восстановление нарушенных прав административного истца возможно лишь в судебном порядке, путем удовлетворения требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ЦО <адрес> УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Администартивное исковое заявление Министерства здравоохранения Краснодарского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю ФИО4 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Первомайский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий