Дело № 2а-1034/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года г. Сосновый Бор
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего – судьи Колотыгиной И.И.
при секретаре – Полыниной Е.А.
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на <данные изъяты> года, представившего диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась с административным иском к ответчику, указывая, что 30.07.2018г. обратилась к административному ответчику с заявлением об осуществлении действий по кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Уведомлением № 47/18-72445 от 07 августа 2018 года административный ответчик сообщил о принятом решении о приостановлении государственного кадастрового учета с 07 августа 2018 года и до 07 ноября 2018 года на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с представлением межевого плана, оформленного не в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». ФИО2 обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии со ст. 26.1 закона «О кадастровой деятельности». Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № 15/18-272 от 07 сентября 2018 года в удовлетворении жалобы было отказано. Полагает вышеуказанные решения не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО2 ввиду следующего. Постановлением администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 04 июня 2018 года № 1283 утверждена схема инв. № расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адрес: <адрес> площадью 970 кв.м., образованного из двух земельных участков – земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2 (площадью 660 кв.м.), и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности (площадью 310 кв.м.). Согласно п. 4.1 вышеназванного постановления ФИО2 надлежит осуществить постановку образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет, а в дальнейшем обратиться в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 310 кв.м. (п. 4.2 постановления). По заказу ФИО2 кадастровым инженером СМУП «Горкадастрпроект» ФИО4 был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № в соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации. Приостанавливая государственный кадастровый учет и отказывая в удовлетворении жалобы, административный ответчик исходил из того, что в силу п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Мо мнению административного ответчика положениями указанной статьи не предусмотрено образование одного земельного участка при перераспределении нескольких земельных участков. Однако полагает, что данный вывод административного ответчика основан на неверном толковании норм материального права. Ссылаясь на ст.ст. 11.7 п.3, ст.39.38 п.п., 2,3 ЗК РФ, просила признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 решение Управления Росреестра по Ленинградской области № 47/18-72445 от 07 августа 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета, а также решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № 15/18-272 от 07 сентября 2018 года об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении; обязать Управление Росреестра по Ленинградской области осуществить государственный кадастровый учет образуемого земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером СМУП «Горкадастрпроект» ФИО4 и представленного вместе с заявлением от 30.07.2018 г. №.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО1, настаивал на удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнял, что перераспределение земельных участков это единственный способ образования нового земельного участка, т.к. в данном случае будет образован один земельный участок с одним собственником ФИО2 В случае объединения, будет образован земельный участок с двумя собственниками: ФИО2 и Администрация., и в дальнейшем у сторон не будет возможности осуществить выкуп части присоединяемой.
Административный истец в судебное заседание не явилась, дело слушанием отложить не просила.
Административный ответчик, будучи надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск ФИО2 (л.д.45-51), заинтересованное лицо СМУП «Горкадастрпроект», будучи надлежащим образом извещенные (л.д.43), в суд не явились.
Суд, с четом ст. 150 КАС РФ счел возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 ч.1 и 2 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела следует, и установлено судом, что на основании постановления Администрации МО Сосновоборский городской округ Ленинградской области №1283 от 04.06.2018г. (л.д.15) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, адрес: <адрес> (л.д.16).
Площадь земельного участка 970 кв.м., в том числе: земельный участок с кадастровым номером № (собственность истца), площадью 660 кв.м.; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 310 кв.м. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами пригородного типа). Разрешенный вид использования земельного участка – отдельно стоящие жилые дома на одну семью 1-3 этажа с придомовыми земельными участками.
Сформированному земельному участку присвоен адрес: <адрес>
В п.4.1 указанного постановления указано: поставить земельный участок на государственный кадастровый учет. Администрация Сосновоборского городского округа наделяет заявителя полномочиями обращаться без доверенности в ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» филил «Сосновоборский» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об адресе земельного участка, виде его разрешенного использования и категории земель, к которой относится данный земельный участок. При этом принятие решений об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется (ч. 21 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
По заказу ФИО2 кадастровым инженером СМУП «Горкадастрпроект» ФИО4 был подготовлен межевой план земельного участка (л.д.18-30).
30 июля 2018 года ФИО2 обратилась к с заявлением об осуществлении действий по кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.17).
Уведомлением № 47/18-72445 от 07 августа 2018 года административный ответчик сообщил о принятом решении о приостановлении государственного кадастрового учета с 07 августа 2018 года и до 07 ноября 2018 года на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с представлением межевого плана, оформленного не в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (л.д.32).
Не согласившись с уведомлением от 07.08.2018г. ФИО2 обратилась в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета в соответствии со ст. 26.1 закона «О кадастровой деятельности» (л.д.33).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № 15/18-272 от 07 сентября 2018 года в удовлетворении жалобы было отказано (л.д.35-36).
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В силу подпункта 2 части 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
По положениям статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Таким образом, юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.
При перераспределении земельных участков осуществляется изменение месторасположения границы смежных земельных участков, что приводит к изменению их характеристик. Основанием такого изменения являются возмездные или безвозмездные сделки.
Вместе с тем, закон не содержит запрета на перераспределение двух земельных участков, в результате которого существование одного из них прекращается и происходит образование лишь одного земельного участка.
Основанием перераспределения является соглашение между собственниками перераспределяемых земельных участков.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
При этом такое перераспределение (двух земельных участков, в результате которого образуется один) будет отличаться от объединения земельных участков, поскольку в последнем случае также произойдет возникновение права общей долевой собственности на образованный земельный участок, что приведет к невозможности заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Учитывая изложенное, суд полагает заявленные требования обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд также учитывает, что ЗК РФ (статья 11.6 ЗК РФ) запрещает объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО2 удовлетворить.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО2 решение Управления Росреестра по Ленинградской области № 47/18-72445 от 07 августа 2018 года о приостановлении государственного кадастрового учета, а также решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № 15/18-272 от 07 сентября 2018 года об отклонении заявления об обжаловании Решения о приостановлении;
Обязать Управление Росреестра по Ленинградской области осуществить государственный кадастровый учет образуемого земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, № на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером СМУП «Горкадастрпроект» ФИО4 и представленного вместе с заявлением от 30.07.2018 г. №.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Колотыгина И.И.
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2018г.
Судья: Колотыгина И.И.