ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1034/2017 от 28.06.2017 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1034/2017 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 июня 2017 года г.Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коноваловой И.Е.,

при секретаре Лагно Н.А.,

административного истца ФИО4,

представителя административного истца ФИО5 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи на учет незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи на учет незаконным.

В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района вынесла постановление о постановке на учет семьи Волковых-ФИО1 как находящуюся в социально-опасном положении, организации индивидуальной реабилитационной работы в отношении семьи. Данное постановление истцом получено ДД.ММ.ГГГГ, узнала о нем, когда была уведомлена о вызове на КДНиЗП при администрации Чайковского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ. С данным постановлением не согласна. В описательной части постановления указано, что «согласно характеристике Чайковского техникума промышленных технологий и управления ФИО1 обучается на <данные изъяты> Несовершеннолетняя проявляет интерес к специальным дисциплинам, не имеет пропусков без уважительных причин. По итогам первого семестра ей назначена академическая стипендия». Все это свидетельствует о том, что истцом надлежащим образом исполняются права и обязанности по воспитанию и образованию детей. В постановлении указано, что «со слов законного представителя, ее дочь ФИО1 склонна к уходам из дома, может отсутствовать дома по несколько дней». Данный факт не соответствует действительности. В ДД.ММ.ГГГГ, когда ее дочь не пришла домой до 23 часов, она обратилась в отдел МВД для организации помощи в розыске, но в 24 часа дочь пришла домой, пояснив, что гуляла и проверка по заявлению была прекращена. Вместе с дочерью истец ходила в инспекцию по делам несовершеннолетних при отделе МВД, где инспектором была проведена профилактическая беседа и разъяснены все возможные последствия. Данные случай был единственным, в постановлении указали основания «бродяжничество». Истцу не была направлена копия постановления, не был разъяснен порядок обжалования постановления. Данное постановление нарушает права истца. Кроме этого, в постановлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ ее дочь обратилась в отдел по делам несовершеннолетних на консультацию, ей была оказана помощь в помещении несовершеннолетней по личному заявлению в Центр помощи детям. Считает, что данное решение было преждевременным, так как в семье нет жесткого обращения, сексуальных домогательств, вредных привычек из членов семьи никто не имеет, дочь ФИО1 никто из квартиры не выгонял, ей созданы все условия для проживания. Семья истца никогда не стояла на учете, никогда не сталкивалась с органами социальной защиты населения по вопросу воспитания детей. Накануне своего совершеннолетия дочь пытается показать свою самостоятельность. ФИО1 не была на заседании комиссии, тогда как ребенок вправе выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе заседания. Просит восстановить срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района; признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района незаконным и не обоснованным, нарушающим права, свободы и законные интересы семьи, обязать устранить допущенные нарушения.

Административный истец – ФИО4 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного истца – ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Административный ответчик – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, направили заявление в суд о рассмотрении дела без участия представителя, с исковыми требованиями не согласились, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел по делам несовершеннолетних по телефону социальный педагог детской городской больницы сообщила о том, что к ним обратилась несовершеннолетняя ФИО1 с просьбой в трудоустройстве в связи с трудным материальным положением, затяжным конфликтом с матерью. Несовершеннолетняя была приглашена на прием, где пояснила, что проживает с матерью и совершеннолетней сестрой, в семье длительные конфликтные отношения, отсутствует общение, были случаи, что она уходила из дома. Девочка была сопровождена в Центр помощи детям и зачислена на основании личного заявления на полное государственное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ на заседании КДНиЗП рассмотрены материалы на постановку семьи на учет. ФИО4 присутствовала на заседании комиссии, дала письменное согласие на постановку на учет, согласилась сотрудничать со специалистами системы профилактики. Несовершеннолетняя ФИО1 на заседании не присутствовала, так как она самостоятельно обратилась в комиссию по делам несовершеннолетних на прием с обращением, о чем в журнале регистрации сделана запись. Постановление о постановке семьи на учет было направлено ФИО4 почтой ДД.ММ.ГГГГ. Специалистом КДНиПЗ были осуществлены выходы по адресу проживания семьи, но дома никого не было, на телефонные звонки ФИО4 не отвечала, со специалистами не сотрудничала. Факт ухода несовершеннолетней ФИО1 присутствовал в ДД.ММ.ГГГГ, после ссоры с матерью ФИО1 ушла из дома, вернулась домой ночью, после этого на протяжении нескольких лет конфликт приобрел затяжной характер, что причиняет несовершеннолетней моральные и психические страдания. КДНиЗП усмотрела в образе жизни ФИО4 и ее дочери ФИО1 социально опасные условия и семья была поставлена на учет не в целях наказания, а в целях предупреждения дальнейших неблагополучных условий в семье.

Суд, заслушав административного истца, представителя административного истца, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 15 Закона Пермской области от 05.09.2005 года № 2441-539 «О Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (далее – Закон) районные (городские) комиссии рассматривают материалы (дела): 1) по заявлению несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей; 2) по собственной инициативе; 3) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений образования, органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел, общественных объединений; 4) по ходатайству работодателей; 5) по представлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 6) по заявлению граждан.

В соответствии со ст. 17 Закона, заседания районной (городской) комиссии являются, как правило, открытыми. В начале заседания районной (городской) комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого рассматриваются ходатайства или отводы, оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

Согласно ст. 18 Закон, на заседании районной (городской) комиссии ответственный секретарь районной (городской) комиссии ведет протокол, в котором должны быть указаны: 1) наименование районной (городской) комиссии; 2) дата и место заседания районной (городской) комиссии; 3) фамилия и инициалы председательствующего и ответственного секретаря; 4) персональный состав комиссии; 5) фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов; 6) сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей; 7) сведения об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 8) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 9) содержание рассматриваемых материалов; 10) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении материалов; 11) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов; 12) сведения о принятии и оглашении на заседании районной (городской) комиссии принятого постановления, определения или представления; 13) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления, определения или представления.

Районные и городские комиссии в целях реализации своих полномочий принимают постановления, выносят определения и вносят представления (статья 19).

Согласно ч. 3, 4 ст. 20 Закона, в постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав или охраняемых законодательством Российской Федерации интересов несовершеннолетнего помимо обязательных пунктов, предусмотренных частью 11 статьи 10 настоящего Закона, указываются: 1) сведения о лице, в отношении которого рассматриваются материалы (ФИО, число, месяц, год и место рождения, место его жительства, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов (паспортные данные или данные свидетельства о рождении, сведения о получении пособия или пенсии, место работы или учебы); 2) обстоятельства, установленные при рассмотрении материалов; 3) мотивированное решение, принятое районной (городской) комиссией; 4) доказательства, на основании которых принято решение; 5) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за противоправное деяние либо гарантирующий права несовершеннолетнего; 6) предлагаемые районной (городской) комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания; 7) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления. Постановление оглашается на заседании районной (городской) комиссии и вступает в силу со дня его принятия. Копия постановления районной (городской) комиссии или выписки из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается или высылается физическому лицу или его законному представителю, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В соответствии с выпиской из протокола , ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссия в составе председательствующего, секретаря, членов, с участием прокурора рассмотрела документы о принятии постановки на учет, как находящейся в социально-опасном состоянии. Также на заседании комиссии принимала участие ФИО4, которой разъяснялись права и обязанности, отводы и ходатайства заявлены не были. Постановление было принято 12 голосами, оглашено, порядок и сроки обжалования разъяснены.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района семья ФИО4 поставлена на учет, как находящаяся в социально опасном положении. Установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 обучается на <данные изъяты>», проявляет интерес к специальным дисциплинам, не имеет пропусков без уважительной причины. По итогам первого семестра ей назначена академическая стипендия. ФИО4 не посещает родительские собрания, на телефонные звонки классного руководителя не отвечает, успехами дочери не интересуется. Со слов законного представителя ее дочь склонна к уходам из дома, может отсутствовать дома по несколько дней (л.д. 6).

Согласно уведомления, ФИО4 согласилась на постановку семьи на учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась с заявлением в администрацию Чайковского муниципального района о выдаче постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО4 направлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи на учет в СОП и организации индивидуальной профилактической работы (л.д. 5-6).

Свидетели ФИО2 и ФИО3 опрошенные в судебном заседании пояснили, что конфликтов в семье не было. ФИО4 не курит, не пьет, нигде на учете не состоит. ФИО1 не была склонна к уходам их дома, постоянно сидела дома. Можно сказать, что она всегда находилась при матери. После поступления ФИО1 в техникум мать стала просить ее делать некоторую работу по дому, на что ФИО1 отвечала отказом. ДД.ММ.ГГГГФИО1 ушла из дома в 8 часов утра, якобы на учебу, в 16:00 домой она не вернулась, получили от нее СМС, что она находится в центре.

Из представленных материалов, дела усматривается, что несовершеннолетняя ФИО1 обратилась в Центр помощи детям, поскольку, не желает проживать с матерью и сестрой. Собранные документы были предметом рассмотрения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Семья ФИО4 была поставлена на учет, как семья находящаяся в социально опасном положении. Из представленной выписки из протокола усматривается, что ФИО4 на заседании комиссии присутствовала, ей разъяснялись ее права и обязанности, порядок обжалования.

Из представленной ответчиком копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что имеется отметка о направлении постановления почтой в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ, однако из представленной истцом копии постановления данное обстоятельство не усматривается. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию Чайковского муниципального района с заявлением о предоставлении копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Копия постановления ей была направлена почтой ДД.ММ.ГГГГ.

К показаниям свидетелей опрошенным в судебном заседании, суд относится критически, поскольку данные лица являются родственниками ФИО4, ФИО2 – дочерью, ФИО3 – матерью.

Кроме того, согласно постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО4 снята с учета, как семья находящаяся в социально-опасном положении, по основанию «совершеннолетие».

Таким образом, оспариваемое ФИО4 постановление о постановке семьи на учет, как семьи находящейся в социально опасном положении, права административного истца не нарушает, поэтому в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО4

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО4 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Чайковского муниципального района о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о постановке семьи на учет, как находящуюся в социально опасном положении незаконным оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.07.2017 года.

Судья /подпись/:

Копия верна:

Судья И.Е.Коновалова

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ подшит в деле № 2а-1034/2017

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края