ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1036/19 от 26.06.2019 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-1036/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 года г.Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Олифер А.Г.,

при секретаре Мухортиковой А.С.,

рассмотрев в судебном разбирательстве административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области об оспаривании налогового уведомления, понуждении к исчислению транспортного налога по фактической мощности двигателя транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области (далее также – Инспекция), указывая, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты> В 2018 году истец получил налоговое уведомление об уплате транспортного налога на сумму 49427 рублей. Согласно акту осмотра принадлежащего истцу автомобиля, в нем установлен дизельный двигатель объемом 3 литра и мощностью 224 л.с., в то время как в технической документации автомобиля ошибочно указано, что в нем установлен бензиновый двигатель мощностью 335 л.с. Эта ошибка влечет неправильное исчисление налоговым органом транспортного налога в сумме почти 50000 рублей, вместо положенных 13000. По приведенным доводам истец просил суд отменить налоговое уведомление №21789418 от 04.07.2018 года; обязать Инспекцию произвести расчет транспортного налога по фактической мощности двигателя.

Административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, в суд не явился; его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования иска поддержал по приведенным в нем доводам, дополнительно пояснив, что в 2013 году истец приобрел автомобиль Ауди с бензиновым двигателем большей мощностью, кузов которого в процессе эксплуатации пришел в негодность, в связи с чем истец для его замены купил старую машину с дизельным двигателем меньшей мощности. После замены кузова и регистрации данной замены в органах ГИБДД (с сохранением прежнего VIN) выяснилось, что к нему по техническим параметрам не подходит бензиновый двигатель ранее приобретенной машины, в связи с чем истец вновь установил в кузов дизельный двигатель меньшей мощности. На этот раз в органах ГИБДД перерегистрировать изменения в конструкции автомобиля отказались. За последние три года и истец исправно уплачивает транспортный налог по фактической мощности дизельного двигателя автомобиля, составляющей 224 л.с., в сумме по 15312 рублей. Применение налоговым органом в качестве налоговой базы при исчислении транспортного налога мощности двигателя автомобиля по данным, представляемым органом ГИБДД, имеет формальный подход, основано на неверном применении норм налогового законодательства, по смыслу которых, в качестве налоговой базы должна применяться фактическая мощность двигателя.

Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области – ФИО3 в судебном заседании требования иска не признала по доводам, приведенным в ранее представленном письменном отзыве, сводящимся к тому, что налоговый орган не является первоисточником сведений о технических характеристиках транспортных средств, и при исчислении транспортного налога руководствуется данными о мощности транспортных средств в качестве налоговой базы, представляемых органами ГИБДД, как это прямо и предусмотрено налоговым законодательством. Так, по поступившим в Инспекцию официальным данным, а также сведениям о технических характеристиках, содержащихся в представленных самим истцом документах о регистрации автомобиля, мощность его двигателя составляет 335 л.с., исходя из чего, в соответствии с Законом Калининградской области от 16.11.2002 года №193 «О транспортном налоге» при исчислении налога применена ставка 147 руб./л.с., в результате чего размер подлежащего уплате истцом в каждом налоговом периоде налога составляет 49245 рублей. Фактическая мощность двигателя автомобиля без регистрации в органах ГИБДД изменений технических характеристик транспортного средства правового значения не имеет. При этом, истцом не представлено сведений об обращении его в органы ГИБДД в заявлениями о внесении таких изменений в данные регистрационного учета автомобиля. Кроме того, по мнению Инспекции, истцом пропущен срок обжалования действий налогового органа в судебном порядке, исчисляемый со времени, когда им еще в октябре 2018 года подано обращение в налоговый орган о перерасчете транспортного налога.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 8 и 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 57 Конституции России установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, с 17.07.2013 года за истцом зарегистрирован принадлежащий ему по праву собственности на основании договора купли-продажи от 10.05.2013 года автомобиль <данные изъяты>

По данным, содержащимся в Федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М), представленным УГИБДД УМВД России по Калининградской области в форме карточки учета транспортного средства, мощность двигателя автомобиля составляет 335 л.с.

Аналогичные сведения о технических характеристиках автомобиля содержатся в представленных стороной истца в копиях ПТС , выданном 23.06.20112 года, и в выданном на имя истца свидетельстве о регистрации от 17.07.2013 года.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, установлены пунктом 1 статьи 6 Закона Калининградской области от 16.11.2002 года №193 «О транспортном налоге».

Так, для автомобилей легковых мощностью двигателя свыше 250 л.с., начиная с 2014 года установлена ставка в размере 147 руб./л.с.

Исходя из данных регистрационного учета автомобиля истца <данные изъяты> о мощности двигателя, составляющей 335 л.с., аналогичных сведениям, содержащимся в ПТС и свидетельстве о регистрации ТС, а также установленной для данной категории ТС налоговой ставки, составляющей 147 руб./л.с., Инспекцией исчислен к уплате истцом за налоговый период 2017 года транспортный налог в отношении указанного автомобиля в сумме 49245 рублей, подробный расчет которого приведен в сформированном налоговым органом налоговом уведомлении №21789418 от 04.07.2018 года.

Выражая несогласие с размером исчисленного налоговым органом налога, истец ссылается на то, что фактическая мощность принадлежащего ему автомобиля <данные изъяты> составляет 224 л.с., что влечет применение меньших налоговой базы и налоговой ставки. При этом, изменение технических характеристик автомобиля произошло в результате произведенных истцом манипуляций с кузовом и двигателем автомобиля. В подтверждение фактической мощности автомобиля меньшей по сравнению с данными регистрационного учета истец ссылается на представленный им акт осмотра автомобиля <данные изъяты> составленный Данилой-Мастером, а также на справку эксперта ООО «Бюро судебных экспертиз» ФИО4, не содержащими при этом ни методологического обоснования, ни использованного инструментария при определении мощности двигателя автомобиля как 224 л.с.

Разрешая требования иска, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.8 действовавших до 06.10.2018 года Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года №1001 (далее – Правила регистрации), регистрация транспортных средств, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Согласно п.7 Правил регистрации к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.

Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 года №477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В силу Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 года, в качестве характеристики транспортного средства в его паспорте подлежит указанию мощность его двигателя в лошадиных силах (киловаттах).

В соответствии с п.14 действовавших до 06.10.2018 года Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 года №399, сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств.

Указанные сведения включают: государственный регистрационный знак; идентификационный номер (VIN); марка, модель (коммерческое наименование); тип; категория; год выпуска; номер шасси (рамы); номер кузова (кабины); цвет; мощность двигателя; экологический класс; разрешенная (технически допустимая) максимальная масса; масса в снаряженном состоянии; номер документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям законодательства о техническом регулировании; номер паспорта транспортного средства (электронного паспорта); фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя; адрес регистрации физического лица или юридического лица либо индивидуального предпринимателя; сведения об установке дополнительного оборудования и внесенных в конструкцию транспортного средства изменениях; срок регистрации транспортного средства (в случае регистрации на ограниченный срок).

В силу п.6 Правил регистрации изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п.41 Правил регистрации при регистрации либо изменении регистрационных данных транспортных средств, в паспортах транспортных средств делаются соответствующие отметки. Производится замена регистрационных документов, а при отсутствии - их выдача.

Согласно п.11 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 года №399, изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства и изменение регистрационных данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

В силу п.6 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 года №399, владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно разъяснению, приведенному в п.22 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177), в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой Кодекса.

Исходя из взаимосвязанных положений вышеприведенных подзаконных нормативных актов, мощность двигателя транспортного средства относится к перечню его регистрационных данных; соответственно, изменение мощности автомобиля должно сопровождаться внесением изменений в регистрационные документы транспортного средства (ПТС, свидетельство о регистрации) а также в данные регистрационного учета транспортного средства, бремя которого лежит исключительно на самом собственнике (владельце) транспортного средства.

Между тем, как установлено судом с заявлением в уполномоченный орган ГИБДД о внесении изменений регистрационных данных автомобиля в связи с произведенными манипуляциями по замене двигателя меньшей мощности истец не обращался; в ПТС автомобиля имеется лишь отметка о внесении 04.06.2013 года кузова автомобиля.

Отказа уполномоченным органом в изменении регистрационных данных в части мощности двигателя автомобиля истец не получал.

По смыслу же императивного предписания статьи 362 НК РФ, в качестве налоговой базы для исчисления налоговым органом транспортного налога подлежит применению мощность двигателя по сведениям, представляемым налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, то есть мощность двигателя по данным регистрационного учета.

Таким образом, изменение мощности двигателя без внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства правового значения не имеет и не изменяет порядок исчисления налоговым органом транспортного налога по сведениям, полученным от регистрирующего органа.

Исчисляя транспортный налог истцу как налогоплательщику, Инспекция руководствовалась актуальными сведениями о его технических характеристиках, представленными регистрирующим органом.

В этой связи исчисление Инспекцией к уплате истцу транспортного налога по налоговой базе, составляющей 335 л.с., определяемой по регистрационным данным автомобиля <данные изъяты>, с применением налоговой ставки в 147 руб./л.с. суду представляется правомерным и соответствующим требованиям налогового законодательства, в связи с чем оснований полагать налоговое уведомление №21789418 от 04.07.2018 года подлежащим отмене как незаконное, равно как и оснований к понуждению налогового органа к перерасчету транспортного налога по фактической мощности двигателя у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного иска ФИО1 ФИО9 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области об отмене налогового уведомления №21789418 от 04.07.2018 года об уплате транспортного налога, понуждении к исчислению транспортного налога по фактической мощности двигателя автомобиля <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Г. Олифер

Решение составлено 28.06.2019 года.