ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1036/2021 от 28.07.2021 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-1036/2021

59RS0018-01-2021-001040-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года, г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

при секретаре ФИО4

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу об оспаривании заключения органа опеки и попечительства о невозможности быть усыновителем,

установил:

Административный истец обратилась в суд к административному ответчику с административным иском о признании действия отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу, выразившееся в использовании данных первичной диагностики ФИО1, повлекшее для истца неблагоприятные последствия, а именно выдачу заключения о невозможности быть усыновителем, неправомерным, признании заключения отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу незаконным, в связи с неправомерным использованием отозванных истцом персональных данных, а также в связи с тем, что результаты первичной диагностики не входят в перечень документов, необходимых для выдачи заключения о возможности (невозможности) быть усыновителем и не могут служить основанием для выдачи нового заключения, обязании отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдать заключение о признании истца в качестве кандидата в усыновителем 1-2 детей на основании Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г., взыскании с отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. Свои требования административный истец мотивирует тем, что 26.03.2021г. она обратилась в отдел по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу с заявлением о признании ее кандидатом в усыновители через портал «Госуслуги». К заявлению приложены следующие документы: заявление, документ о прохождении подготовки лица, желающего принять в семью на воспитание ребенка, паспорт, медицинская справка, автобиография, письменное согласие несовершеннолетнего члена семьи, письменное заявление совершеннолетнего члена семьи, справка о доходах за последние 12 месяцев, справка об отсутствии судимости, справка об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, копия свидетельства на квартиру, акт обследования жилья. 26.03.2021г. на электронную почту она получила письмо о принятии заявления, что в течение 5 рабочих дней ей необходимо предоставить подлинники документов в отдел по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу. Подлинники документов были предоставлены ею в тот же день. 30.03.2021г. специалистом Добрянского отдела ТУ <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу проведено обследование жилищно-бытовых условий. Она обратила внимание специалиста на то обстоятельство, что психологическая диагностика и иные сведения, касающиеся ее личности были отозваны из ГБУДО ПК ЦППМСС. 08.04.2021г. ею получено заключение от 07.04.2021г. о невозможности признать ее кандидатом в усыновители на основании результатов первичной консультации кандидата в усыновители от 21.12.2020г. ГБУДО ПК ЦППМСС. Административный истец полагает, что ссылаться на данные результаты первичной консультации кандидата в усыновители ТУ <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу не имело право, поскольку это противоречит Федеральному закону №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных», так как она имела право пройти не одну диагностику, также она уведомила специалистов об отзыве ее заявления. Специалисты не направили в ГБУДО ПК ЦППМСС информацию о возможности использования персональных данных, применив для решения документ, утративший свою силу. ГБУДО ПК ЦППМСС обязано было прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных, а также уведомить третьих лиц об отзыве согласия на предоставление персональных данных. Для применения ответчиком первичной диагностики отсутствовали правовые основания. Ответчик обязан был повторно запросить результаты прохождения обучения. Указанные действия административного ответчика повлекли для нее неблагоприятные последствия в виде заключения о невозможности быть кандидатом в усыновители. Действиями административного ответчика ей причинен моральный вред.

Административный истец в судебном заседании на административном иске настаивает, в своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Также пояснила, что она повторно не проходила подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, повторная первичная консультация кандидата в усыновители в отношении нее не проводилась.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержала, с своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

Заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу с заявлением о выдачи заключения о возможности быть усыновителем 1-2 детей возраста с 3 лет до 13 лет.

30.03.2021г. было проведено обследование условий жизни ФИО1 и составлен акт обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

В период с 13.10.2020г. по 30.10.2020г. ФИО1 и ее супруг ФИО5 прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования <адрес> «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения», о чем ФИО1 выдано свидетельство -прм от 30.10.2020г.

По результатам первичной консультации с кандидатом в усыновители ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ ГБУДО ПК «Центр психологического и медико-социального сопровождения» выявлены возможные риски: 1. высокий уровень риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка (эмоциональное неблагополучие) в связи с выявленными нарушениями в семейных отношениях (хаотичность, чрезмерная близость), личностными особенностями ФИО1 (конфликтность, импульсивность, социальная желаемость) и Павла Анатольевича (ригидность, агрессивность), незначительным стажем совместной жизни (около месяца) и неопределенностью в жизнеустройстве семьи (брак не зарегистрирован). 2. Высокий уровень риска затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье в связи с выявленными нарушениями в семейных отношениях, частичной эмоциональностью и неосознанностью мотивов усыновления, неустойчивостью и неопределенностью семейных отношений (живут около месяца вместе, брак не зарегистрирован), недооценкой депривационных особенностей ребенка, оставшегося без попечения родителей. 3. Высокий уровень риска непринятия ребенка или отказа в связи с частичной эмоциональностью и неосознанностью мотивов усыновления, недооценкой депривационных особенностей ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По итогам консультации и диагностики выявлен высокий уровень риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка, высокий уровень затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, высокий уровень риска непринятия или отказа от ребенка. Данные риски исключают возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1 в настоящий период.

07.04.2021г. Отделом по Добрянскому городскому округу Территориального Управлением Министерства социального развития <адрес> по пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдано заключение , согласно которому не представляется невозможным признать ФИО1 кандидатом в усыновители 1-2 детей в возрасте от 3 до 13 лет, любого пола с группой здоровья 1,2,3 в связи с выявленными высокими рисками невротизирующего воздействия семьи на ребенка/детей, затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, непринятия или отказа ребенка, неосознанностью мотивов усыновления. Данные риски исключают возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа приведенных норм следует, что суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основании части 2 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), 7 и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

Положения, установленные подпунктами 7 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 4 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее Федеральный закон «Об опеке и попечительстве») задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 7 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

В силу статьи 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных; выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов; оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных; ведение учета опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации. Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно. Сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц) (статья 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее – Правила).

В силу п. 6 вышеуказанных Правил граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями (далее - заявление), в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка; сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка; сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка; сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации; сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка; справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке); копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством просвещения Российской Федерации.

На основании пункта 9 Правил в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка.

При обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления гражданином документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, сотруднику органа опеки и попечительства представляются также оригиналы указанных документов.

Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, на момент принятия решения о возможности граждан быть усыновителями является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности граждан быть усыновителями.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности граждан быть усыновителями указываются в акте обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка (далее - акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) лицам, желающим усыновить ребенка, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен лицами, желающими усыновить ребенка, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, на основании указанных сведений, документов, приложенных гражданами к заявлению, и акта обследования принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Орган опеки и попечительства на основании заключения о возможности граждан быть усыновителями в течение 3 дней со дня его подписания вносит сведения о лицах, желающих усыновить ребенка, в журнал учета лиц, желающих усыновить ребенка.

В случае если выявлено, что граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, относятся к лицам, указанным в подпункте 10 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, и не относятся к лицам, указанным в подпунктах 1 - 9 и 11 - 13 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, информация об этом указывается в заключении о возможности граждан быть усыновителями.

Заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения граждан, выразивших желание стать усыновителями, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору, или в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи (далее именуется - соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), или в Министерство просвещения Российской Федерации.

Государственная услуга по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляется государственным бюджетным учреждением дополнительного образования <адрес> «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (далее – Центр) в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителя, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Центр проводит обучение заявителя по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД- «Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и переподготовки лиц, принявших на воспитание детей».

В учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов" входит в т.ч. первичное консультирование и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки.

Судом учитывается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей кандидатов в усыновители обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, создать условия для гармоничного развития личности.

Поскольку при проведении психологической диагностики в рамках обучения по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечении родителей психологами ГБУДО ПК «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» были выявлены высокие уровни риска невротизирующего воздействия семьи на ребенка, высокий уровень затруднения или невозможности адаптации ребенка в семье, высокий уровень риска непринятия или отказа от ребенка, исключающие возможность помещения ребенка/детей в семью ФИО1, Территориальным управлением Министерства социального развития по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу было принято правомерное решение об отказе в признании ФИО1 кандидатом в усыновители 1-2 детей в возрасте от 5 до 11 лет, любого пола, с группой здоровья 1,2,3.

Довод административного истца, о том, что психологическая диагностика не является обязательным документом, носит рекомендательный характер, суд считает несостоятельными, поскольку в учебный план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей "Школа опекунов", утвержденной Приказом Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, входит в т.ч. первичное консультирование и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки.

Несмотря на то обстоятельство, что после прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, заявление в части согласия на проведение всех необходимых мероприятий, предусмотренных программой (в том числе психологическое исследование), раскрытие информации, выдачу информации по результатам психологического исследования для органов опеки и попечительства в ФИО1 было отозвано, повторная переподготовка лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, включающую первичную консультацию и психологическое обследование, кандидатом на усыновление ребенка не пройдено.

В этой связи суд считает, что при выдаче ФИО1 заключения огранном опеки и попечительства правомерно были приняты результаты подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации от 30.10.2020г.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика, оформленное в форме заключения от 07.04.2021г., об отказе в признании ФИО1 быть кандидатом в усыновители, является законным и обоснованным, принято уполномоченным лицом и в пределах имеющейся у него компетенции, принято в интересах неопределенного круга несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено незаконных действий административного ответчика, нарушающих права и законных интересы ФИО1

Законных оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования о компенсации морального вреда также не имеется, поскольку административный истец не обосновала, в чем выразились физические и нравственные страдания, а также не представлены относимые, допустимые доказательства, подтверждающие причинение административному истцу физических и нравственных страданий по вине административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу о признании действия отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу, выразившееся в использовании данных первичной диагностики ФИО1, повлекшее для истца неблагоприятные последствия, а именно выдачу заключения о невозможности быть усыновителем, неправомерным, признании заключения отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу незаконным, в связи с неправомерным использованием отозванных истцом персональных данных, а также в связи с тем, что результаты первичной диагностики не входят в перечень документов, необходимых для выдачи заключения о возможности (невозможности) быть усыновителем и не могут служить основанием для выдачи нового заключения, обязании отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу выдать заключение о признании истца в качестве кандидата в усыновителем 1-2 детей на основании Семейного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г., взыскании с отдела по Добрянскому городскому округу ТУ Министерства социального развития <адрес> по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу компенсации морального вреда в сумме 50000 руб. - отказать.

На решение суда в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.Ю. Дьяченко