ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1037/20 от 14.07.2020 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1037/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года село Ермолаево РБ

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Карачурина Т.Ш.,

при секретаре Зиновьевой Т.С.,

с участием:

административного истца – Алибаева А.А.,

представителя заинтересованного лица Государственной инспекции труда в РБ – Дудиной А.Н., действующей на основании доверенности <...> от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алибаева А.А. к начальнику Управления государственного надзора в сфере труда Иванову Е.Н., Федеральной службе по труду и занятости, Министерству труда и социальной защиты РФ о признании решения незаконным, его отмене, возложении обязанности обеспечить выдачу повторного предписания по устранению нарушений трудового законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Алибаев А.А. обратился в суд с административным иском к начальнику Управления государственного надзора в сфере труда Иванову Е.Н. о признании незаконным решения № <...> от <...> и его отмене, возложении обязанности обеспечить выдачу повторного предписания по устранению нарушений трудового законодательства, указав, что в связи с неисполнением законного предписания Государственной инспекции труда в РБ <...> от <...>. Алибаев А.А. <...> обратился в Государственную инспекцию труда в РБ с просьбой выдать в адресу МБОУ Гимназия им. Р. <...> РБ повторное предписание с указанием нового срока для устранения нарушения трудового законодательства. <...> административным ответчиком было принято решение № <...> об отказе выдать повторное предписание в связи с его незаконностью. С данным решением административный истец не согласен. Законность и обоснованность предписания <...> работодателем не оспаривалась. В связи с неисполнением законного предписания в отношении работодателя был составлен протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи от <...> он был подвергнут административному наказанию в виде штрафа. На сегодняшний день предписание не отменено. Неотмененное предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения.

В ходе судебного разбирательства в дело в качестве административных ответчиков привлечены Министерство труда и социальной защиты населения РФ, Федеральная служба по труду и занятости, в качестве заинтересованных лиц – Государственная инспекция труда в РБ, МОБУ гимназия-интернат им. Р. Султангареева <...> РБ.

В судебном заседании Алибаев А.А. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что повторное предписание должно содержать требование о восстановлении его на работе. Законом предусмотрено выдача повторных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства в случае неисполнения первоначальных.

Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в РБ Дудина А.Н. в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив, что оснований для выдачи повторного предписания об устранении нарушений трудового законодательства не имеется, поскольку выдача таких предписаний по одним и тем же нарушениям законодательством не предусмотрена, какая-либо проверка в отношении работодателя Государственной инспекцией труда в РБ не проводилась. В полномочия начальника Управления государственного надзора в сфере труда не входит выдача предписаний об устранении нарушений трудового законодательства либо контроль за их выдачей. Алибаевым А.А. пропущен срок обращения в суд.

Административные ответчики начальник Управления государственного надзора в сфере труда Иванов Е.Н., Министерство труда и социальной защиты населения РФ, Федеральная служба по труду и занятости, заинтересованное лицо МОБУ гимназия-интернат им. Р. Султангареева <...> РБ в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены.

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

<...> Государственной инспекцией труда в РБ в адрес МОУ СОШ им. Р. Султангареева <...> РБ выдано предписание <...> об устранении нарушений трудового законодательства: отменить приказ <...> от <...> об увольнении Алибаева А.А. в срок до <...>, произвести перерасчет по заработной плате Алибаева А.А. и выплатить ему причитающуюся сумму в срок до <...>.

Полагая о неисполнении работодателем указанного предписания, Алибаев А.А. обратился в Государственную инспекцию труда в РБ с заявлением о выдаче повторного предписания с установлением нового срока его исполнения. На указанное обращение Государственной инспекцией труда в РБ административному истцу было отказано.

Не согласившись с отказом в выдаче повторного предписания, Алибаев А.А. обратился в Министерство труда и социальной защиты РФ с жалобой.

<...> начальник Управления государственного надзора в сфере труда Иванов Е.Н. направил Алибаеву А.А. обжалуемый в рамках настоящего дела ответ № <...>, которым сообщил, что Гострудинспекция неправомочна выдать повторное предписание.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оснований для признания решения начальника Управления государственного надзора в сфере труда Иванова Е.Н. № <...> от <...> суд не находит.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке

Согласно п.п. 1.2, 2.1.1 Методических указаний о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Рострудинспекцией за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда, утвержденных Приказом Рострудинспекции от 10.03.1998 г. № 19, основаниями для выдачи предписаний и вынесения постановлений о наложении штрафов являются протоколы проверок, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ о труде и об охране труда, и протоколы об административном правонарушении. Государственные инспекторы труда выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о труде и об охране труда в случаях, когда указанные нарушения носят очевидный характер и по которым не имеется вступивших в законную силу решений соответствующих органов по рассмотрению трудовых споров, установленных действующим законодательством Российской Федерации (КТС, суд).

По смыслу указанных норм права при обнаружении нарушения трудового законодательства государственный инспектор выдает только одно предписание. Выдача повторного предписания законодательством не предусмотрено.

Кроме того, выдача предписания возможна в случае отсутствия вступивших в законную силу решений соответствующих органов по рассмотрению трудовых споров, установленных действующим законодательством Российской Федерации (КТС, суд).

В данном же случае судом уже выносились решения относительно трудовых правоотношений между Алибаевым А.А. и работодателем.

Так, решением Куюргазинского районного суда от <...>, вступившим в законную силу <...>, отказано в удовлетворении иска Государственной инспекции труда в РБ к МОУ СОШ им. Р. Султангареева <...> о признании незаконным бездействия по выполнению предписания <...> от <...> Решением Куюргазинского районного суда РБ от <...>, вступившим в законную силу <...> отказано в удовлетворении иска Алибаева А.А. к МОБУ гимназия-интернат им. Р. Султангареева о признании приказа <...>-к от <...> «Об устранении нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда в РБ» незаконным, возложении обязанности исполнить предписание Государственной инспекции труда в РБ.

Таким образом, оснований для признания решения начальника Управления государственного надзора в сфере труда Иванова Е.Н. № <...> от <...> незаконным суд не находит, в связи с чем в удовлетворении административного иска Алибаева А.А. о признании незаконным решения № <...> от <...> и его отмене, возложении обязанности обеспечить выдачу повторного предписания по устранению нарушений трудового законодательства следует отказать.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обжалуемое административным истцом решение начальника Управления государственного надзора в сфере труда Иванова Е.Н. № <...> принято <...> С административным иском истец обратился <...>, т.е. более чем через 8 месяцев после принятия обжалуемого решения. В связи с чем в удовлетворении иска Алибаева А.А. следует отказать также в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Алибаева А.А. к начальнику Управления государственного надзора в сфере труда Иванову Е.Н., Федеральной службе по труду и занятости, Министерству труда и социальной защиты РФ о признании решения незаконным, его отмене, возложении обязанности обеспечить выдачу повторного предписания по устранению нарушений трудового законодательства – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ш. Карачурин