Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2020 г.
Дело № 2а-1037/2020
УИД 83RS0001-01-2020-001487-73
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 20 ноября 2020 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании приказа незаконным, в части,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании решения незаконным в части.
Требования мотивировал тем, приказом ответчика от 03.08.2020 №3483-А присвоен адрес принадлежащему ему земельному участку. При этом в нарушение требований действующих норм права в адресе местоположения земельного участка указано «Виктория территория ДНТ», и Территория ДНТ «Виктория», в связи с чем местоположение земельного участка не соответствует присвоенному адресу. Полагает в указанной части приказ незаконным.
Истец, представитель истца в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, полагая, что действующими нормами права элементы планировочный структуры «Виктория территория ДНТ и Территория ДНТ «Виктория» не предусмотрены, городской думой г.Краснодар, уполномоченной на установление и присвоение наименования элементам планировочной структуры соответствующий нормативно-правовой акт не принят. Полагают, что указанным приказом нарушены права на легитимный адрес, в связи с чем в будущем могут возникнуть сложности в реализации прав в отношении земельного участка.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в представленных возражениях на административный иск просит в удовлетворении требований отказать, указывая на законность своих действий и соответствие адреса установленным нормам права, в том числе проекту планировки территории. В настоящее время на указанной территории создано СНТ «Прибрежный».
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав административного истца, представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 600 +/- 17 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>», категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> поступило заявление ФИО1от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса в отношении земельного участка с кадастровым номером: №.
Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 3 августа 2020 г. №3483-А указанному земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Местоположение объекта адресации указано <адрес>.
Согласно выписке из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании указанного приказа адрес земельного участка с кадастровым номером: № указан: страна: Российская Федерация, субъект Российской Федерации: <адрес>.
Согласно приказу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21.10.2020 №5483-А уточнены сведения о наименовании элемента планировочной структуры муниципального образования город Краснодар, Старокорсунского сельского округа, станицы Старокорсунской, содержащихся в государственном адресном реестре, произведена замена элемента планировочной структуры с: «территория ДНТ Виктория», на: «территория СНТ Прибрежный».
Согласно выписке из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации от 16.11.2020 адрес земельного участка с кадастровым номером: № указан: страна: Российская Федерация, субъект Российской Федерации: <адрес>. Основанием для внесения указанной записи является приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 3 августа 2020 г. №3483-А.
Как указывает административный истец установление оспариваемым приказом элемента планировочной структуры с указанием на нахождение земельного участка на территории дачного некоммерческого товарищества, садового некоммерческого товарищества не соответствует действующим нормам права и нарушает его права.
Согласно п.27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; государственный адресный реестр - государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах; объект адресации - объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов. В случае изменения или аннулирования адреса ранее внесенные в государственный адресный реестр сведения об адресе сохраняются в государственном адресном реестре.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
В силу ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, следующие полномочия: устанавливает состав сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядок межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления при ведении государственного адресного реестра (далее - порядок межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра); устанавливает правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, осуществляют следующие полномочия: присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что адресообразующие элементы - страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации.
Элемент планировочной структуры - зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В силу пункта 3 Правил адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать следующим требованиям: уникальность. Один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению; обязательность. Каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами; легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Объектом адресации являются в том числе земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства) (п.5 Правил).
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы (п.6).
В силу п.22 Правил решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса содержит: присвоенный объекту адресации адрес; реквизиты и наименования документов, на основании которых принято решение о присвоении адреса; описание местоположения объекта адресации; кадастровые номера, адреса и сведения об объектах недвижимости, из которых образуется объект адресации; аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации); другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.
Пунктом 44 Правил установлено, что структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса): наименование страны (Российская Федерация); наименование субъекта Российской Федерации; наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа; наименование населенного пункта; наименование элемента планировочной структуры; наименование элемента улично-дорожной сети; наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка или тип и номер здания (строения), сооружения; тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении, или наименование объекта адресации «машино-место» и номер машино-места в здании, сооружении.
В силу пунктов 47, 48 Правил Обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов). Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации.
При этом, с учетом положений п.49 Правил структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); наименование объекта адресации «земельный участок» и номер земельного участка.
По смыслу приведенных положений Правил номер земельного участка является обязательным адресообразующим элементом такого рода объекта недвижимости, а наименование элемента планировочной структуры и элемента улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка при наличии в населенном пункте, в котором расположен земельный участок, улично-дорожной сети.
Суд находит приказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 21.10.2020 №5483-А соответствующим указанным нормам права.
Присвоение адреса объекту недвижимости на территории муниципального образования г.Краснодар с учетом указанных норм права, а также п.2 раздела I Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24.07.2020 относится к исключительным полномочиям Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Присвоенный административным ответчиком объекту адрес отвечает требованиям, уникальности, обязательности, легитимности.
Ссылку административного истца на то обстоятельство? что городской думой г.Краснодар указанный элемент планировочной структуры «Виктория территория ДНТ», «территория ДНТ Виктория», «территория СНТ Прибрежный», а равно Территория СНТ «Прибрежный» не установлен, суд находит несостоятельной.
То обстоятельство, что представительным органом соответствующее решение об утверждении элемента планировочной структуры и его наименования не принято о незаконности действий административного ответчика не свидетельствует.
Действительно в соответствии с пп.7 п.2 ст.25 Устава муниципального образования город Краснодар присвоение наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального образования относится к компетенции городской думы г.Краснодар.
В соответствии с п.35 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, пунктом 5 Видов элементов планировочной структуры, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд отнесена к элементам планировочной структуры.
Согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2010 №2825 «Об утверждении проекта планировки территории в районе СТ «Белая чайка», к западу от станицы Старокорсунской муниципального образования город Краснодар» планировочная структура проектируемого района представляет собой прямоугольную сетку кварталов. Застройка формируется дачными домами, расположенными на отдельных земельных участках.
Также судом установлено, что в настоящее время на указанной территории, в состав которой входит и земельный участок, принадлежащий административному истцу, образовано СНТ «Прибрежный».
Таким образом, указание в адресе земельного участка элемента планировочной структуры СНТ «Прибрежный» не противоречит действующим нормам права.
Ошибочное указание в оспариваемом приказе элемента планировочной структуры «территория ДНТ «Виктория» и места соответствующего нахождения земельного участка, с учетом письма Управления Росреестра по Краснодарскому краю, в соответствии с которым проект организации и застройки территории «Виктория территория ДНТ» в государственном фонде данных не зарегистрирован, распорядительный акт о создании отсутствует, само по себе о незаконности действий административного ответчика не свидетельствует.
В настоящее время с учетом приказа административного ответчика от 21.10.2020 и внесением изменений в Государственный адресный реестр верно указан адрес с учетом элемента адресной структуры «СНТ «Прибрежный», что соответствует действующим нормам права, предоставляющим возможность вносить уполномоченным органам соответствующие изменения в рамках инвентаризации сведений об адресах.
Таким образом, оснований для признания Приказа Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 3 августа 2020 г. №3483-А судом не усматривается.
Кроме того, с учетом положений ст.ст. 1, 4, ч.1 ст. 218, ч.9 ст.226 КАС РФ основанием для удовлетворения требований истца является установление нарушения его прав.
Вместе с тем, судом нарушения прав административного истца не установлено. Само по себе установление адреса объекта, в том числе, установление элемента планировочной структуры в адресе, не может расцениваться как нарушение прав граждан.
По смыслу вышеуказанных норм права, само по себе присвоение адреса не порождает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей правообладателя по отношению к земельному участку, не изменяет его правовое положение и не создает препятствий в его использовании в рамках разрешенного использования земельного участка, а носит лишь информационный характер, обеспечивая всех заинтересованных лиц сведениями об адресе объекта, на что также указано в п.8 Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар.
Доказательств наличия препятствий в использовании земельного участка в связи с внесением в адресный реестр сведений об элементе планировочной структуры, а равно нарушении других прав и законных интересов ФИО2 в материалы дела не представлено. Само по себе несогласие заявителя с установленным адресом правового значения не имеет.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований ФИО2 должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований ФИО2 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании приказа незаконным, в части – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин
Решение не вступило в законную силу «___»________20__ года.
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-1037/2020 УИД83RS0001-01-2020-001487-73 в Нарьян-Марском городском суде <адрес>.