Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Боровск 23 сентября 2021 года
Калужская область
Боровский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,
при секретаре Новоселовой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калужской области о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
26 августа 2021 года Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Энергоресурс» обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калужской области о признании незаконным и отмене предписания №ТЭК/51П-2021 от 30 июня 2021 года.
В судебном заседании представители административное исковое заявление поддержали и пояснили, что 30 июня 2021 года в ходе проведения плановой выездной проверки на предмет соблюдения ООО «Энергоресурс» требований законодательства РФ в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на эксплуатируемом и находящемся в собственности объекте топливно - энергетического комплекса - котельной, расположенном по адресу: <адрес>, ответчиком было установлено, что ООО «Энергоресурс» нарушило требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности на объекте топливно- энергетического комплекса, а именно: в нарушение требований статьи 9 Закона № 256-ФЗ и пункта 4 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458, в состав системы физической защиты объекта не входит персонал физической защиты; в нарушение пункта 7 статьи 8 Закона № 256-ФЗ и подпункта Е пункта 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 460, имеющийся паспорт безопасности объекта ТЭК не актуализирован; в нарушение подпункта А пункта 3 приложения № 1 к Правилам и пункта 109 Правил объект не оборудован контрольно-пропускным пунктом для прохода людей; в нарушение подпункта Б пункта 3 приложения № 1 к Правилам на объекте отсутствует досмотровая площадка для автомобильного транспорта; в нарушение подпункта Б пункта 3 приложения № 1 к Правилам и пункта 145 Правил на объекте отсутствуют противотаранное устройство; в нарушение требований подпункта Г пункта 7 приложения № 1 к Правилам объект ТЭК стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел не оборудован. По итогам проведения данной проверки Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калужской области был вынесен в отношении ООО «Энергоресурс» протокол об административном правонарушении №40ПГК208060721900011 и предписание об устранении выявленных нарушений №ТЭК/51П-2021 от 30 июня 2021 года, которое истец считает незаконным и необоснованным, так как ООО «Энергоресурс» имеет установленную тревожную кнопку и заключенный договор на обеспечение физической защиты объекта с ЧОП «Корнет». Кроме того, паспорт истцом был согласован в ноябре 2019г. и административный истец занимается его актуализацией, однако срок его актуализации наступает после ноября 2021г., что подтверждается паспортом безопасности объекта ТЭК. Также объект ТЭК принадлежащий ООО «Энергоресурс» относится к объектам с низкой категорией опасности, в связи с тем, что Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. №458 не предполагают обустройство досмотровых площадок для автомобильного транспорта и соответственно обустройства противотаранных устройств для объектов с низкой категорией опасности. Так же сообщаю, что движение транспорта по территории объекта ТЭК физически не возможно в связи с крайне небольшой площадью участка на котором расположена котельная. В связи с чем просили предписание №ТЭК/51П-2021 от 30 июня 2021 года отменить как незаконное.
Представитель административного ответчика в судебном заседании административный иск не признал и указал, что ООО «Энергоресурс» является собственником объекта топливно-энергетического комплекса на который распространяется требования Федерального закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 г. № 458. При проведении проверки были выявлены нарушения указанных нормативно-правовых актов, о чем было выдано ООО «Энергоресурс» предписание об устранении выявленных нарушений. Оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется, в связи с чем просил в его удовлетворении отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, подпунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным решения, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса».
Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона №256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №458/дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, являющиеся в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона №256-ФЗ обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 6 указанного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 года №1067 обязанность по осуществлению названного контроля возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона №256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной в период с 04 июня 2021 года по 30 июня 2021 года Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калужской области котельной ООО «Энергоресурс», расположенной по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, о чем составлен акт от 30 июня №ТЭК/51-2021.
В целях устранения допущенных нарушений административный орган выдал обществу предписание от 30 июня 2021 года о необходимости выполнения ряда мероприятий для приведения объекта топливно-энергетического комплекса в соответствие с требованиями, установленными Правилами N 458/дсп, с указанием сроков.
Как следует из предписания от 30 июня 2021 года на ООО «Энергоресурс» возлагалась обязанность актуализировать паспорт безопасности на объект ТЭК, организовать физическую защиту объекта ТЭК, оборудовать объект ТЭК стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органа внутренних дел, оборудовать объект контрольно-пропускным пунктом для прохода людей, оборудовать объект досмотровой площадкой для автомобильного транспорта, оборудовать объект противотаранным устройством в срок до 30 июня 2022 года.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что в силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, который не связан основаниями и доводами заявленных требований по названной категории административных дел.
Как следует из содержания части 1 статьи 7 Федерального закона №256-ФЗ, требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса и определяются в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Статьей 5 Федерального закона №256-ФЗ предусмотрено, что для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов (часть 1). С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности (часть 2). Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3). По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации (часть 5).
В соответствии с пунктами 8, 18 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №459, для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), которая по результатам работы присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности.
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта (пункт 19 Положения).
По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона №256-ФЗ).
В силу пункта 4 Правил формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №1107, реестр содержит сведения о категорированном объекте, в том числе сведения о категории опасности и дате ее присвоения.
Из содержания пункта 1 Правил №458/дсп следует, что требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса применяются в зависимости от установленной категории опасности объектов.
В приложении №1 к Правилам определен состав инженерно-технических средств охраны по каждой категории объектов, обязательность применения которых согласно примечанию 1 к данному приложению обусловлена наличием технической возможности.
В соответствии с Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №458/дсп, в состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса включаются:
для низкой категории опасности: контрольно-пропускные пункты для прохода людей, контрольно-пропускные пункты для автомобильного транспорта: досмотровая площадка для автомобильного транспорта, противотаранные устройства; тревожная сигнализация объекта: стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.
Кроме того, в силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).
Правила актуализации №460 устанавливают порядок актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил актуализации №460, актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
То есть, в силу указанных положений закона, охрану объектов топливно-энергетического комплекса вправе осуществлять только подразделение охраны, имеющие в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, при этом категория объекта ТЭК не влияет на необходимость выполнения указанных требований.
Как установлено в судебном заседании из паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса газовой котельной ООО «Энергоресурс» Боровского района Калужской области указанный объект обсуживается постоянно присутствующим персоналом из 2 человек и отнесен по степени потенциальной опасности к низкой категории опасности. Газовая котельная находится на территории ООО «Березовское» с огороженным периметром.
Земельный участок, на котором расположена котельная с кадастровым номером №, площадью 2708 кв.м., принадлежит ООО «Энергоресурс» на праве собственности.
На момент рассмотрения дела охрану территории ООО «Березовское», а также объекта – отопительную котельную ООО «Энергоресурс» осуществляет ООО ЧОП «Карнет СБ». Также ООО ЧОП «Карнет СБ» осуществляет выезд группы задержания при срабатывании тревожной сигнализации.
Как установлено в судебном заседании, территория котельной огорожена, однако на территорию земельного участка, на котором расположена котельная, доступ осуществляется вне КПП, транспортные средства досмотра не проходят.
Как следует из материалов дела в паспорте безопасности объекта ТЭК указано, что объект охраняется подразделением охраны ООО «Альком». При этом в ходе проверки было выявлено, что объект охраняется ООО ЧОП «Карнет СБ» на основании договора 01 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, учитывая, что произошла замена компонента организации охраны и защиты объекта, оказывающего влияние на эффективность системы физической защиты объекта, а именно: подразделения физической охраны, паспорт безопасности объекта ТЭК требует актуализации.
Также суд не находит обоснованными доводы заявителя об обеспечении им объекта ТЭК тревожной сигнализацией объекта: стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел.
Учитывая, что объект ТЭК ООО «Энергоресурс» расположен на отдельном земельном участке, огорожен, куда имеется допуск персонала и транспортных средств на указанный объект распространяются требования об организации КПП для прохода людей, а также обеспечения досмотра автомобильного транспорта.
Также суд не находит обоснованными доводы административного истца об отсутствии требований к данной категории ТЭК противотаранным устройством, так как указанные требования предусмотрены положениями Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №458/дсп.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий для признания оспариваемого предписания незаконным по административному делу не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным и отмене предписания №ТЭК/51П-2021 от 30 июня 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 175-181, 227 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калужской области о признании незаконным и отмене предписания №ТЭК/51П-2021 от 30 июня 2021 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калужского областного суда в течение одного месяца через Боровский районный суд.
Председательствующий