УИД 35RS0019-01-2021-001725-09
Дело № 2а-1038/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021 года с. Устье Усть-Кубинский район
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И.
при ведении протокола помощником судьи Свистуновой А.Н.,
с участием административных истцов Архиповой А.Н., Павлушковой Н.А., Астафьевой И.А.,
заинтересованного лица Мохиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Агафоновой М.В., Архиповой А.Н., Постниковой М.Н., Павлушковой Н.А., Астафьевой И.А., Гириной М.В., Конягиной Н.А. к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности восстановить документы о признании жилого дома аварийным, исключении жилого дома из Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, принятии решения о сносе или реконструкции жилого дома, возложении обязанности о направлении информации об отмене начисления взносов на капитальный ремонт, списании задолженности и исключении из реестра должников
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы Агафонова М.В., Архипова А.Н., Постникова М.Н., Павлушкова Н.А., Астафьева И.А., Гирина М.В., Конягина Н.А. обратились с административным исковым заявлением к администрации Усть-Кубинского муниципального района о возложении обязанности восстановить документы о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным по состоянию на 2007 год, исключении вышеуказанного жилого дома из Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, принятии решения о сносе или реконструкции жилого дома, возложении обязанности о направлении информации об отмене начисления взносов на капитальный ремонт, списании задолженности и исключении их из реестра должников, в обоснование своих требований указав, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28.09.2007 года № 75 была утверждена районная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2008-2011 годы». Указанное решение было опубликовано в районной газете «Северная новь». В приложении № к указанной Программе имелся перечень аварийных жилых домов, в числе которых находился и дом на <адрес>. После принятия решения о признании дома аварийным техническое обслуживание дома никакими управляющими компаниями не осуществлялось, взносы на капитальный ремонт собственники жилых помещений не уплачивали, принималось ли решение о реконструкции или сносе дома не известно, но ни реконструкции, ни капитального ремонта в доме не было. С января 2020 года собственники жилых помещений стали получать квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт дома, в которых указана задолженность с сентября 2019 года.
По информации администрации Усть-Кубинского муниципального района, из перечня аварийных жилых домов, утвержденного решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28.09.2007 № 75, указанный дом не исключался.
В рамках областной адресной программы № 2 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009-2011 годы с учетом необходимости стимулирования рынка жилья» участвовала администрация сельского поселения Устьянское, были расселены два аварийных дома.
Усть-Кубинский район участвовал во втором (2014-2015 годы) и в четвертом (2016-2017 годы) этапах областной программы № 7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2015 года», утвержденной постановлением от 29 апреля 2013 года № 484. В рамках реализации областной Программы постановлением администрации района была утвержден муниципальная программа «Переселение граждан из ветхого, аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2014-2017 годы». Список домов формировался в 2012 году администрацией района совместно с администрациями сельских поселений на основании документов о признании домов аварийными. Как оказалось, полный пакет документов о признании некоторых домов аварийными, в том числе и дома по адресу: <адрес>, отсутствовал, в связи с чем дом не вошел в данную программу. Считают, что все необходимые документы о признании их дома аварийным на 2007 год имелись, аварийным дом признан обоснованно, иначе дом не вошел бы в программу переселения на 2008-2011 годы. После 2007 года никакого ремонта в доме не производилось, состояние дома только ухудшилось – фундамент и пол на первом этаже фактически провалились, место общего пользования в ужасном состоянии, крыша течет.
Административные истцы считают, что дом по адресу: <адрес> незаконно и необоснованно включен в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на основании постановления Правительства области № 1057 от 30.11.2018 года, так как на указанную дату дом находился в перечне аварийных на основании районной целевой программы переселения на 2008-2011 годы, так как на момент принятия постановления Правительства Вологодской области решение Представительного Собрания Усть-Кубинского района № 75 от 28.09.2007 года было действующим, оно утратило силу на основании решения Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района за № 5 от 29.01.2020 года.
В связи с образовавшейся задолженностью по оплате взносов за капитальный ремонт у некоторых жильцов дома прекращено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем они были вынуждены оплатить задолженность по взносам на капремонт.
Впоследствии административные истцы дополнили исковые требования, дополнительно просили признать незаконными, нарушающими конституционные права действия (бездействие) администрации Усть-Кубинского муниципального района и обязать административного ответчика устранить нарушения их прав путем восстановления документов о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным по состоянию на 2007 год, принятия решения о сносе или реконструкции жилого дома.
Административные истцы Архипова А.Н., Павлушкова Н.А., Астафьева И.А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Административный истец Павлушкова Н.А. дополнительно пояснила, что она квартиру приватизировала еще до признания дома аварийным. Износ их дома на 2007 год был 59%. В 2020 году никакого обследования дома не проводилось, никто из собственников помещений в нем не участвовал.
Административные истцы Агафонова М.В., Постникова М.Н., Гирина М.В., Конягина Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причина неявки не известна.
В предыдущих судебных заседаниях административные истцы Агафонова М.В., Гирина М.В., Конягина Н.А. административные исковые требования поддерживали по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель ответчика - администрации Усть-Кубинского муниципального района, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что районная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2008-2011 годы», утвержденная решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28 сентября 2007 года № 7, формировалась на основании предложений администраций сельских поселений. Жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма, на период разработки и утверждения указанной целевой программы находились в собственности сельских поселений района, поэтому никакой документации, касающейся вопросов признания данных домов аварийными у администрации района не имелось, а при составлении данной программы такие документы не запрашивались. Документы о признании домов аварийными сдаются в архив района и не могут быть утеряны. Никакой информации о признании аварийным жилого <адрес> нет ни в администрации района, ни в архиве района, ни в администрации сельского поселения, ни у собственников жилых помещений. В более поздние муниципальные программы по расселению граждан из аварийного жилья спорный дом не включался именно по причине отсутствия документов, подтверждающих признание его аварийным в установленном законом порядке. При формировании администрациями сельских поселений района в 2014 году списков многоквартирных домов для включения их в Областную программу капитального ремонта два дома, в том числе и спорный дом, оказались ошибочно пропущенными. Оба дома включены в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области постановлением Правительства области от 30.11.2018 года № 1057. Конструктивные элементы <адрес> в <адрес> находятся в работоспособном состоянии, для исключения дома из Областной программы капитального ремонта требуется признание дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. В настоящее время спорный дом таковым не признан, собственники жилых помещений дома с письменными обращениями в администрацию района по данному вопросу не обращались. 13.08.2020 года межведомственной комиссией по оценке жилых помещений проведено обследование указанного жилого дома, был сделан вывод о соответствии данного дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, дом признан пригодным для проживания и требующим проведения капитального ремонта кровли. Поскольку постановление Правительства области № 1057 от 30.11.2018 года было опубликовано в декабре 2018 года, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками жилых помещений возникла с сентября 2019 года. Просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованные лица Агафонова А.С., Агафонова Я.С., Агафонов С. А., Хватова В.Ю., Гирин Я.Ю., Харчистов Е.И., Гирин Ю.В., Постников А.Н., Мохина Т.Я., Астафьева Ю.А., Астафьев А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Мохина А.Г. с административными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что состояние их дома в 2007 году отличается от его состояния в настоящее время. В 2007 году не было водопровода, окна, крыша были старые. После 2007 года провели водопровод, все жильцы поставили в квартирах унитазы, стиральные машины. В 2010 году провели газ, после этого появились отопительные котлы. Заменили стеклопакеты. Крыша действительно протекает, они над своей квартирой сами сделали ремонт. Предлагали всем поучаствовать в ремонте крыши, но другие собственники квартир отказались. Все административные истцы живут во втором подъезде, а она живет в первом. Дом можно отремонтировать, но никто не хочет вкладывать деньги. Несколько раз предлагали вступить в ТСЖ, но все отказались. Не хочет, чтобы дом признавали аварийным и расселяли, так как квартиры в новых домах хуже и меньше по площади, чем в их доме.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, представил отзыв, из которого следует, что по информации администрации Усть-Кубинского муниципального района, многоквартирный дом по адресу: <адрес> был ошибочно включен в целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2006-2011», утвержденную решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 28.09.2007 № 75, при отсутствии необходимого пакета документов о признании его аварийным и подлежащим сносу. Указанный правовой акт решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 29.01.2020 года № 5 признан утратившим силу. Спорный дом не включался в действовавшие в период с 2008 по 2018 года областные и муниципальные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку не признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. По этим же причинам дом также не включен и в действующую областную адресную программу № 8 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонд в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 года», утвержденную постановлением Правительства области от 01.04.2019 года № 322, сформированную Департаментом строительства области в силу части 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на основании сведений органов местного самоуправления об аварийном жилищном фонде, признанном таковым до 1 января 2017 года в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства области от 23.12.2013 года № 1354, сформированная на основании представленных сведений органов местного самоуправления, включает в себя многоквартирные дома, расположенные на территории Вологодской области, за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, и домов, в которых имеется менее чем пять квартир. Поскольку спорный дом не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, для исключения его из Программы капитального ремонта и отмены начислений взносов на капитальный ремонт оснований не имеется. В связи с тем, что полномочия по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в отношении муниципального и частного жилищного фонда относятся к полномочиям органов местного самоуправления, решение вопроса о возложении на администрацию обязанности восстановить документы о признании жилого дома аварийным по состоянию на 2007 год и последующем исключении данного дома из числа домов, включенных в Программу капитального ремонта, оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По сведениям ЕГРН, административные истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>: Гирина М.В. – <адрес>, доля в праве – ?, Конягина Н.А. – <адрес>, Постникова М.Н. – <адрес>, доля в праве – <данные изъяты>, Архипова А.Н. - <адрес>, Астафьева И.А. – <адрес>, доля в праве – ?. Агафонова М.В. не является собственником жилого помещения в доме, собственниками <адрес> являются Агафонова А.С. и Агафонова Я.С.
Решением Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района № 75 от 28.09.2007 года утверждена районная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе» на 2008-2011 годы, в приложении № к указанной программе (перечень аварийных жилых домов) указан дом по адресу: <адрес>, 1959 года постройки.
Решение № 75 от 28.09.2007 года утратило силу в связи с принятием решения Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 29.01.2020 № 5, вступившего в силу с 12.02.2020.
Рассматривая требования административных истцов о признании незаконными, нарушающими конституционные права действия (бездействие) администрации Усть-Кубинского муниципального района и возложении обязанности устранить нарушения их прав путем восстановления документов о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным по состоянию на 2007 год, принятия решения о сносе или реконструкции жилого дома, суд установил:
согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дом садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положения), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 45 Положения).
Обосновывая свои требования о восстановления документов о признании спорного дома аварийным по состоянию на 2007 год, принятии решения о сносе или реконструкции жилого дома, административные истцы ссылаются лишь на то, что такие документы имелись, поскольку дом был включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Усть-Кубинском муниципальном районе на 2008-2011 годы», при этом не представили доказательств, что ими в администрацию района направлялись документы, необходимые для признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что кто-либо из них обращался с заявлением о признании жилого дома таковым. Довод административного ответчика о том, что в 2007 году никакой документации, касающейся вопросов признания спорного дома аварийными у администрации района не имелось, ничем не опровергнут. В настоящее время такие документы также отсутствуют, в материалах дела имеется акт обследования жилого дома межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации Усть-Кубинского муниципального района от 02.11.2015 № 967 от 13.08.2020 года и заключение межведомственной комиссии от 13.08.2020 года о соответствии жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и о его пригодности для проживания, признании требующим проведения капитального ремонта кровли. Указанные документы не оспорены в установленном порядке и иными доказательствами не опровергнуты.
Рассматривая требования о возложении обязанности на административного ответчика направить информацию в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области об отмене начисления взносов на капитальный ремонт и списании всей задолженности, исключении административных истцов из реестра должников, суд приходит к следующему.
В силу п. 1(1) ст.10 Закона Вологодской области от 11.06.2013 № 3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная областная программа капитального ремонта, в которую включены эти многоквартирные дома.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.11.2018 года № 1057 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 23 декабря 2013 года № 1354», которым внесены изменения в Областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, опубликовано 3 декабря 2018 года, вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками спорного дома возникла с сентября 2019 года.
Поскольку документом о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, в отношении в <адрес> такого документа не имеется и в материалы дела не представлено, оснований для отмены начисления взносов на капитальный ремонт и списания задолженности, исключении из реестра должников не имеется.
Кроме того, направление информации, о чем просят административные истцы, не может являться способом защиты права, поскольку не влечет за собой никаких правовых последствий и не возлагает на лицо, получившее информацию, никаких обязанностей.
На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Агафоновой М.В., Архиповой А.Н., Постниковой М.Н., Павлушковой Н.А., Астафьевой И.А., Гириной М.В., Конягиной Н.А. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности восстановить документы о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным, исключении жилого дома из Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, принятии решения о сносе или реконструкции жилого дома, возложении обязанности о направлении информации об отмене начисления взносов на капитальный ремонт, списании задолженности и исключении из реестра должников отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И. Серебрякова
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2022