Дело № 2а-1039/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Ермаковой Л.А.,
при секретаре Бердиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гришина С.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
У с т а н о в и л:
Гришин С.С. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее Управление Росреестра по Смоленской области) о признании отказа незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указал, что на основании решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> за административным истцом признано право собственности на два сарая № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м и № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. В настоящее время Гришин С.С. намерен использовать данные объекты в качестве гаражей, технические характеристики данную возможность предоставляют. Гришин обратился в Управление Росреестра по Смоленской области с заявлениями о внесении сведений в ЕГРН в части изменения наименования объекта, однако Уведомлениями от <дата> № № <номер> в удовлетворении заявления было отказано. Истец считает отказ незаконным, при этом указывает, что документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения являются: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией). Акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления со стороны Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области получен не был. Согласно ответа Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области разрешение на строительство спорных объектов не требовалось в соответствии с ч. 17 ст. 15 ГрК РФ, сведения о здании «сарай» внесены на основании решения суда. Технические характеристики принадлежащих административному истцу объектов соответствуют техническим характеристикам объекта недвижимости с наименованием «гараж», права третьих лиц действиями административного истца не нарушаются.
Просит суд признать незаконными отказы в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от <дата> № № <номер>1, от <дата> № № <номер>; возложить на Управление Росреестра по Смоленской области обязанность по внесению изменений в вид наименования объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № <номер> с «сарай» на «гараж»; возложить на Управление Росреестра по Смоленской области обязанность по внесению изменений в вид наименования объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № <номер> с «сарай» на «гараж».
В судебном заседании административный истец Гришин С.С., его представитель Шорников О.И. административный иск поддержали, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами, суду пояснили, что согласно Генеральному плану на земельных участках, где находятся сараи, могут находиться гаражи, использование сараев противоречит целевому назначению земельных участков. Изменение наименование объектов необходимо для оформления прав на земельные участки. Дополнительно Гришин С.С. суду пояснил, что для использования сараев под гаражи необходимо проведение работ по реконструкции.
Представитель Управления Росреестра по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, указав, что изменение наименования объекта связано с изменением его функционального назначения, соответствующих документов, подтверждающих возможность изменения наименования объектов административным истцом не представлено.
Заинтересованное лицо Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что Гришин С.С. на основании решения Смоленского районного суда <адрес> от <дата> является собственником двух сараев № <номер> площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № <номер> и № <номер>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый № <номер>, расположенных по адресу: <адрес>.
<дата> Гришин С.С. подал в Управление Росреестра по Смоленской области два заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений наименования вышеуказанных объектов недвижимости с «сарай» на «гараж».
Уведомлениями от <дата> № № <номер> отказано во внесении в ЕГРН сведений в отношении объектов по заявлению заинтересованного лица на основании ч. 4 ст. 33 ФЗ от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Частью 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пунктам 9 - 13 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества:
- назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (9);
- назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение (10);
- наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования (11);
- назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение (12);
- назначение единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс (13).
Согласно пункту 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В судебном заседании административный истец пояснил, что для использования сараев в качестве гаражей необходимо проведение работ по реконструкции, однако, доказательств, свидетельствующих о том, что проведение работ не затронет конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превысят предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, и как следствие возможность проведения данных работ без получения разрешения на строительство, не представлено.
Как на момент обращения в Управление Росреестра по Смоленской области, так и на время рассмотрения дела в суде, объекты, в отношении которых заявлены требования об изменении наименования, представляют собой сараи. В связи с этим, изменение наименования объектов не приведет к соответствию наименования объектов с их фактическим использованием.
Земельный участок, на котором расположены сараи, не находится в собственности административного истца, в связи с чем проведение работ по реконструкции возможно после получения согласия от лица, наделенного правом на пользование и распоряжение данным земельным участком.
Административным истцом заявлено требование о внесении в ЕГРН сведений по изменению наименования объекта с «сарай» на «гараж», такое изменение связано с изменением функционального назначения объекта, следовательно в соответствии с разъяснениями, данными в Письме Росреестра от <дата>№ <номер>, в качестве документов, на основании которых возможно изменение наименования, не может являться решение собственника.
Документом, на основании которого возможно изменение наименования помещения, является разрешение на строительство, а если реконструкция не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Данные документы в порядке межведомственного информационного взаимодействия из Администрации МО «Смоленский район» в регистрирующий орган не представлены, при этом орган местного самоуправления сообщил о том, что разрешение на строительство административному истцу не выдавалось.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административного иска Гришина А.А., у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Гришина С.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Л.А.Ермакова
Мотивированное решение составлено 02.11.2021.