ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-103/2021 от 10.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-103/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

630107, город Новосибирск, улица Связистов, 159 тел./факс: (383) 356-90-36

адрес официального сайта: leninsky.nsk.sudrf.ru

адрес электронной почты: leninsky.nsk@sudrf.ru

10 марта 2021 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска

в лице судьи Кишенской Н.А.,

при секретаре судебного заседания Лебзак Е.В.,

с участием административного истца Налобина А.В.,

представителя истца Оганесян А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Налобина Александра Васильевича к администрации Ленинского района города Новосибирска о признании незаконным отказа в признании нуждающимся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Налобин А.В. обратился с иском, в котором просил: признать незаконным действия администрации Ленинского района города Новосибирска, выразившиеся в отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении, возложить на администрацию обязанность признать его нуждающимся в жилом помещении; выдать сертификат на приобретение жилья, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в кратчайшие сроки.

Иск мотивирован тем, что истец является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, имеет право на меры социальной поддержки в виде приобретения жилого помещения. С 2009 года проживает на территории <данные изъяты>, жилого помещения не имеет. Проживает по адресу <адрес> на основании договора найма комнаты. В январе 2020 года обратился в администрации Ленинского района города Новосибирска с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях.

21.01.2020 администрация Ленинского района издала приказ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно Налобин А.В. не имеет места жительства в <данные изъяты>

По мнению истца, отказ является неправомерным, так как истец зарегистрирован и проживает длительное время в городе Новосибирске.

В окончательной редакции требований истец просил признать неправомерными действия администрации Ленинского района города Новосибирска об отказе в признании истца нуждающимся в жилом помещении; возложить на администрацию обязанность признать истца нуждающимся в жилом помещении; возложить на Министерство строительства по Новосибирской области обязанность выдать истцу жилищный сертификат на приобретение жилья, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобльской АЭС (л.д.87).

Требования истца в части возложения обязанности выдать жилищный сертификат выделены в отдельное производство.

В судебном заседании истец требования иска поддержал, указал, что не может пояснить, когда и каким способом получил оспариваемое постановление администрации Ленинского района.

Представитель истца в судебном заседании просила срок на обжалование отказа администрации Ленинского района восстановить, ссылалась на то, что истец не обладает юридическими знаниями, предпринимал попытки урегулировать ситуацию во внесудебном порядке, обращался в администрацию района, пропуск срока незначительный.

Ответчик – администрация Ленинского района города Новосибирска просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В суд представлен письменный отзыв на иск, в котором ответчик просил отказать в удовлетворении иска, поскольку истец пропустил срок на обжалование постановления администрации района.

Статья 4 Закона НСО «Об учете органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в НСО по договорам социального найма» для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях необходимо предоставить выписку из домовой книги по месту жительства либо иной документ, содержащий сведения о регистрации по месту жительства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц, если ими нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, определяет, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов,

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, на административного истца возложена обязанность доказать нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Законность оспариваемого решения – бремя доказывания стороны административного ответчика.

Судом установлены следующие обстоятельства:

Налобин А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

11.10.2001 Налобин А.В. снят с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>

Супруги Налобины – Налобин А.В. и ФИО7 переехали на постоянное место жительства в город <данные изъяты>, где проживают по различным адресам на условиях коммерческого найма.

ФИО8 с 2009 года трудоустроена <данные изъяты><данные изъяты> где занимала различные должности до 2018 года, с 1.08.2018 состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты>) (л.д. 111-119).

12.10.2017 Дзержинский районный суд постановил решение, которым удовлетворил иск Налобина А.В. к администрации Дзержинского района города Новосибирска о признании членом семьи, факта необеспеченности жилым помещением и возложении обязанности включить его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

6.02.2018 апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции, постановив новое – об отказе в иске. Суд указал, что Налобин А.В., как участник ликвидации последствий на ЧАЭС имеет право на компенсации и льготы, установленные законом. Заявление Налобина А.В. о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствовало требованиям формы, им не были представлены необходимые документы (л.д. 63-67).

Налобин А.В. с супругой зарегистрировались по мусту жительства в жилом помещении родственников, расположенном по адресу: <адрес>

24.07.2019 Налобин А.В. заключил договор найма жилого помещения – <адрес> (л.д. 34).

11.09.2019 Налобины А.В. и ФИО9 зарегистрированы по месту пребывания в комнате в <адрес> (л.д. 34).

Налобин А.В. обратился в администрацию Ленинского района города Новосибирска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

21.01.2020 администрация Ленинского района города Новосибирска издала приказ «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях». В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления Налобина А.В. указано на то, что не представлены документы, которые подтверждают право состоять на учете, а именно, он не имеет места жительства в городе Новосибирске.

Оценивая законность принятого решения, суд исходит из следующего.

Статьей 40 Конституции РФ определено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из статьи 49 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно пункта 1 статья 15 Закон РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Таким образом, Налобину А.В., как участнику ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется обеспечение жилой площадью один раз в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перечень документов, которые необходимо представить с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, установлен в статье 4 Закона Новосибирской области от 04.11.2005 № 337-ОЗ «Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма».

Отказывая в удовлетворении заявления Налобина А.В. администрация Ленинского района указала, что Налобин А.В. не имеет места жительства в городе <данные изъяты>

Вместе с тем, названный вывод администрации Ленинского района нельзя признать правомерным.

Так, в ходе рассмотрения дела установлено, что супруги Налобины в 2001 года по настоящее время проживают в городе <данные изъяты>. Действительно, как указывает истец, в городе <данные изъяты> он не имеет жилого помещения в собственности, права пользования на условиях социального найма, проживает в арендованной комнате. Названное обстоятельство, с учетом характера срочности заключаемых договоров аренды, исключает возможность зарегистрироваться по месту жительства в помещении, где проживает по месту жительства.

В целях исполнения требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» истец и его супруга зарегистрированы в жилом помещении, в котором проживают, по месту пребывания.

Документы, подтверждающие проживание в городе Новосибирске представлены истцом с заявлением, что не оспаривает ответчик в отзыве.

Следовательно, суд признает установленным факт проживания Налобина А.В. в городе Новосибирске, а доводы административного ответчика, изложенные в обжалуемом приказе неправомерными.

Более того, отсутствие прав на жилое помещение, расположенное в конкретном населенном пункте, в силу положений части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах, отказ в реализации права истца неправомерен.

Оценивая доводы ответчика о пропуске срока на обжалование приказа от 21.01.2020 , суд исходит из следующего.

Истец в судебном заседании не смог указать конкретную дату получения копии приказа, ответчик также не представил доказательств, подтверждающих этот факт. Следовательно, у суда отсутствуют сведения для определения момента начала течения срока для обжалования приказа.

Кроме того, не оспаривая факт пропуска срока, истец просил его восстановить. В обоснование заявления представитель ссылался на юридическую неграмотность доверителя, предпринятые им попытки в досудебном порядке урегулировать спор с администрацией района.

Оценивая заявленное ходатайство о восстановлении срока, суд признает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд учитывает, что истец относится к социально не защищенной группе населения, в отношении которой государством принимаются меры дополнительной социальной поддержки. Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на защиту населения в целом и в особенности отдельных групп.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (подпункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Также суд принимает во внимание, что истец предпринимал меры к досудебному урегулированию спора, обращался за разъяснениями в администрацию района.

При таких обстоятельствах, срок на подачу иска подлежит восстановлению, а требования иска о признании незаконным приказа администрации Ленинского района города Новосибирска от 21.01.2020 - удовлетворению.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в решении об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, на административного ответчика возлагается обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Таким образом, настоящим решением на ответчика надлежит возложить обязанность устранить нарушение прав истца, повторно рассмотреть его заявление с учетом обстоятельств, установленных настоящим решением суда.

Руководствуясь статьями 175- 180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

р е ш и л:

иск удовлетворить.

Признать незаконным приказ от 21.01.2020 администрации Ленинского района города Новосибирска «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях».

Возложить на администрацию Ленинского района города Новосибирска обязанность устранить допущенное нарушение прав Налобина Александра Васильевича, повторно рассмотреть его заявление.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирской областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 19.03.2021.

Судья (подпись) Н.А. Кишенская

Подлинник решения находится в административном деле № 2а-103/2021 Ленинского районного суда города Новосибирска.