ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-103/2022 от 10.02.2022 Олонецкого районного суда (Республика Карелия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2022 года гор. Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Петровой С.А.,

при секретаре Абрамовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Олонецкого национального муниципального района к отделу Министерства внутренних дел России по Олонецкому району, начальнику миграционного пункта отдела Министерства внутренних дел России по Олонецкому району Яшениной Людмиле Николаевне, прокуратуре Республики Карелия, заместителю прокурора Олонецкого района Долгову Валерию Александровичу об обжаловании решений, обязании совершить определённые действия,

установил:

истец АОНМР (далее - Администрация) первоначально обратилась с иском к ответчикам МП ОМВД России по РК, начальнику МП ОМВД России по РК Яшениной Л.Н., прокуратуре Олонецкого района РК, заместителю прокурора Олонецкого района Долгову В.А. об обжаловании решений, обязании совершить определённые действия по тем основаниям, что является собственником недвижимого имущества - дома и земельного участка, расположенных по адресу: ....., ..... хх.хх.хх г. Администрация обратилась с запросом на имя начальника МП ОМВД России по .... о предоставлении информации о регистрации гражданки ФИО5 в помещении, являющемся собственностью Администрации, расположенном по адресу: ..... хх.хх.хх г. в Администрацию поступил ответ, которым отказано в предоставлении информации со ссылкой на Федеральный закон от хх.хх.хх г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее Закон о персональных данных). С указанным решением Администрация не согласилась и направила жалобу в прокуратуру .... для восстановления нарушенных прав и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования. хх.хх.хх г. в Администрацию поступил ответ на обращение, согласно которому отказ МП ОМВД России по .... в предоставлении информации требованиям действующего законодательства не противоречит. Администрация считала данные решения незаконными. Указывая, что в своих ответах МП ОМВД России и прокуратура ...., обосновывая свою позицию тем, что запрашиваемая информация является конфиденциальной, неправильно трактуют положения Закона о персональных данных, поскольку согласно подпунктам 2, 4 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных, обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также для исполнения полномочий органов местного самоуправления. В связи с изложенным, Администрация полагала, что непредоставление МП ОМВД России по РК интересующей информации наносят вред интересам истца и направлено на срыв работы при решении вопросов местного значения. В связи с изложенным Администрация просила признать незаконными решения начальника МП ОМВД России по .... и заместителя прокурора .... РК об отказе в предоставлении необходимой информации. Обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов истца путём предоставления сведений о лице, зарегистрированном по адресу: ....., .....

Определением суда произведена замена ненадлежащих ответчиков МП ОМВД России по Олонецкому району, прокуратуры Олонецкого района РК на надлежащих ответчиков по делу ОМВД России по РК, прокуратуру РК, в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Ильинского сельского поселения, МВД по РК.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Сибиряков М.М., заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ОМВД России по РК, действующий на основании доверенности Ларин Д.С., заявленные требования не признал.

Ответчик начальник МП ОМВД России по РК Яшенина Л.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала.

Представитель ответчика прокуратуры РК, действующая на основании доверенности Сидорова Т.А., в судебном заседании заявленные требования не признала.

Ответчик заместитель прокурора Олонецкого района Долгов В.А. в судебном заседании не участвовал, судом принимались меры к его надлежащему извещению.

Заинтересованное лицо администрация Ильинского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, судом принимались меры к её надлежащему извещению.

Заинтересованное лицо МВД по РК в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено. В направленной телефонограмме представитель Черепанов Д.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы надзорного производства , суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В судебном заседании установлено, что Олонецкий национальный муниципальный район является правообладателем земельного участка с кадастровым , местоположением .... ул., ...., и нежилого здания (дом брусчатый двухквартирный - контора .... лесничества) с кадастровым , расположенного по адресу: .....

хх.хх.хх г. Администрацией объявлен аукцион по продаже муниципального имущества - указанного дома с земельным участком.

хх.хх.хх г. в Администрацию поступили сведения о том, что в здании «дом брусчатый двухквартирный - контора .... лесничества», расположенном по адресу: ...., ....., ...., зарегистрирована ФИО10

хх.хх.хх г. в адрес ФИО10 Администрацией подготовлена претензия о снятии в срок до хх.хх.хх г. с регистрационного учёта по указанному адресу.

Письмом от хх.хх.хх г. администрация Олонецкого национального муниципального района обратилась в миграционный пункт ОМВД России по РК о направлении информации о регистрации гр. ФИО10 по адресу: .... ул., ...., ввиду того, что помещение, в котором прописана данная гражданка, расположено в здании, являющемся собственностью Олонецкого национального муниципального района.

Ответом от хх.хх.хх г. начальника МП ФИО2 на запрос Администрации от хх.хх.хх г. сообщено, что в соответствии с Законом о персональных данных, персональный данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), отнесена законодательством Российской Федерации к разряду конфиденциальной. Обработка конфиденциальной информации возможна только на основании личного заявления субъекта персональных данных или по запросам государственных органов Российской Федерации со ссылкой на федеральные законы, регламентирующие их деятельность и наделяющие их правом получать и обрабатывать персональные данные. На основании изложенного, представить запрашиваемые Администрацией сведения на ФИО10 не представилось возможным.

Не согласившись с ответом начальника МП ОМВД России по ...., истец хх.хх.хх г. обратился в прокуратуру .... с жалобой на отказ в предоставлении информации, указав, что в поступившем ответе отсутствует указание на конкретную норму Закона о персональных данных, которая запрещает передачу интересующей информации, непосредственно относящейся к недвижимому имуществу, принадлежащему на праве собственности Администрации.

Ответом от хх.хх.хх г. заместителя прокурора ....ФИО3 со ссылками на положения Закона о персональных данных, указывая, что по результатам проведённой проверки установлено, что отказ МП ОМВД России по .... в предоставлении Администрации информации о регистрации ФИО10 требованиям действующего законодательства не противоречит, оснований для принятия мер реагирования прокурором по обращению и.о. главы Администрации не усмотрено.

Рассматривая заявленные требования, суд учитывает следующее.

Абзацем 1 п. 1 ст. 152.2 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее также - Закон о персональных данных), персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона о персональных данных).

Пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных установлено, что обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

Статьёй 7 Закона о персональных данных предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона (ч. 8 ст. 9 Закона о персональных данных).

Рассматривая возникшие правоотношения сторон, руководствуясь положениями закона, суд приходит к выводу, что Администрация, в рассматриваемом случае является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Исходя из ч. 3 ст. 9 Закона о персональных данных, обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст. 3 которого установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством вводится регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведёт базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со ст. 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания (ч. 8 ст. 3).

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (ч. 9 ст. 3).

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной ...., коммерческой .... и иной охраняемой законом .... также законодательством Российской Федерации в области персональных данных (ч. 10 ст. 3).

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок (ч. 12 ст. 3).

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведёт адресно-справочную работу (ч. 13 ст. 3).

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 14 ст. 3).

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 15 ст. 3).

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне) при предоставлении государственной услуги определены Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым приказом МВД России от хх.хх.хх г. (далее - Административный регламент).

Таким образом, функция по предоставлению государственным органам и органам местного самоуправления информации, в том числе о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства возложена на МВД по ...., как на государственный орган, ведущий базовый государственный информационный ресурс регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, и полномочный в связи с этим предоставлять соответствующую информацию по запросам заинтересованных лиц.

Постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 № 4 утверждены Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно п. 1 Правила определяют порядок формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из Правил, содержащаяся в базовом ресурсе информация предоставляется заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления на основания запроса.

Информация предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Информация также предоставляется органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения ими государственных и муниципальных функций (п. 9).

Запросы о предоставлении информации, хранящейся в базе данных в оперативном режиме, за исключением запросов, указанных в п. 13 Правил, обрабатываются с учётом, в том числе, того, что запрос содержит указание на основание для обработки запрашиваемых персональных данных, установленное законодательством Российской Федерации, а также указание на операцию, которую планируется выполнить с применением полученных из базы данных персональных данных (п. 12).

Оценивая представленные доказательства, руководствуясь требованиями закона, суд приходит к выводу, что ответчик, ОМВД России по РК, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в целях и объёме, установленном действующим законодательством, для исполнения возложенных на него функций в сфере формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при поступлении запроса (межведомственного запроса) от органа местного самоуправления, как оператора, осуществляющего обработку персональных данных, не отвечающего установленным требованиям закона, имел законные основания для отказа в предоставлении интересующей информации.

В связи с изложенным, суд находит ответ начальника МП ОМВД России по .... РК не противоречащим действующему законодательству.

Суд также учитывает, что органу местного самоуправления известно, как оформляются межведомственные запросы по вопросу предоставления сведений о регистрации граждан по месту жительства, месту пребывания, о чём свидетельствует межведомственный запрос Администрации от хх.хх.хх г.. Доводы истца о том, что специалисты Администрации не обязаны знать нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок оформления соответствующих запросов, суд находит подлежащими отклонению, с учётом того, что истец является юридическим лицом, что не освобождает специалистов Администрации правильно и грамотно оформлять межведомственные запросы с целью решения вопросов местного значения. По указанным основаниям, подлежит отклонению довод стороны истца о том, что из обжалуемого ответа стороне истца не понятно какие нормы закона нарушил истец при оформлении запроса.

С учётом того, что требования истца о признании незаконным решения начальника МП ОМВД России по .... удовлетворению не подлежат, не имеется оснований и для признания незаконным решения заместителя прокурора .... по жалобе Администрации на обозначенное решение МП ОМВД России по ..... В судебном заседании нарушений закона при принятии решения заместителем прокурора по жалобе не выявлено. Принятое решение основано на нормах действующего законодательства и не противоречит собранным по делу доказательствам.

В связи с отказом в удовлетворении основных требований, подлежит оставлению без удовлетворения и производное от основного требования - требование об обязании ответчика совершить действия по предоставлению сведений о лице, зарегистрированном по адресу: ...., ....., .....

Учитывая, что по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений должностных лиц ОМВД России по ...., прокуратуры РК, их действий нормативным правовым актам - на должностных лиц ОМВД России по ...., прокуратуры РК, принявших оспариваемые решения, либо совершивших оспариваемые действия, исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что истцом не представлено доказательств того, что обжалуемые решения должностных лиц не соответствовали закону и привели к нарушению его прав и законных интересов.

В связи с изложенным, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

исковые требования администрации Олонецкого национального муниципального района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Петрова

Справка:

мотивированное решение в порядке статей 92, 177 КАС РФ

составлено 25.02.2022.