ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-103/2023 от 06.06.2023 Сут-хольского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2а-103/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2023 года село Суг-Аксы

Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Дондупай О.Б., при секретаре ФИО3, с участием прокурора <АДРЕС>ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <АДРЕС> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <АДРЕС> о признании незаконным бездействие администрации <АДРЕС>, об обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой <АДРЕС> подано административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации <АДРЕС> (далее – Администрация) по не соблюдению законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта. В ходе проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что администрацией <АДРЕС> в нарушение п. 6.2 ГОСТ Р 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> не осуществляется. Также в нарушение п. 7.8 ГОСТ Р 52301-2013 мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> не производятся. А именно не осуществляются мероприятия предусмотренные ГОСТ Р 52301-2013 по регулярному обслуживанию оборудования. Согласно п. 4.3.22.2ГОСТ Р 52169-2012 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Однако в нарушение вышеуказанного требования на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> отсутствует ударопоглощающее покрытие. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверкой выявленные в ДД.ММ.ГГГГ года нарушения не устранены, а именно на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки не осуществляются. Администрацией <АДРЕС> на детской площадке расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> не разработаны и не установлены информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования. Не проводятся мероприятия предусмотренные ГОСТ Р 52301-2013 по регулярному обслуживанию оборудования детской площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15. Также в нарушение п. 4.3.22.2 ГОСТ Р 52169-2012на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15ударопоглощающее покрытие не установлено. Таким образом, ненадлежащее владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление, противоречит интересам муниципального образования, а также влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасность, поскольку выявленные нарушения могут стать причиной травмирования несовершеннолетних на детских и спортивных площадках. Признать незаконным бездействие администрации <АДРЕС> в части непринятия мер по обустройству детской площадки по <АДРЕС>.; обязать администрацию <АДРЕС> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства путем проведения следующих мероприятий на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15, а именно: - разработать и установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования; - осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки; - обеспечить установку ударопоглощающего покрытия для предотвращения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления.

Прокурор <АДРЕС>ФИО4 в судебном заседании полностью поддержал административное исковое заявление и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не поступало, направил ходатайство о признании административного иска и рассмотрении административного иска без их участия.

На основании ст.139 КАС РФ, суд решил рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом и в пределах сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, прокурор обжаловал бездействие административного ответчика, которое, по его мнению, продолжается до настоящего времени.

Суд полагает, что обжалуемое бездействие административного ответчика носит длящийся характер и срок обжалования в данном случае административным истцом не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры: по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Согласно статье 4 Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, в том числе приоритет охраны здоровья детей.

На основании части 1 статьи 98 Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ<№>-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ФИО6 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее – ФИО6 52301-2013).

Из материалов дела следует, что прокуратурой <АДРЕС> Республики Тыва проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта.

Из представления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой района проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта, в ходе которой в деятельности администрации Сут-Хольского кожууна выявлены нарушения. Согласно информации регионального исполкома ОНФ в <АДРЕС> проведенным мониторингом детских игровых площадок ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки, в том числе по детской площадке по <АДРЕС>, а именно отсутствие ограждения игровой площадки для обеспечения безопасности, наличие камней и иных предметов на территории площадки, отсутствие специального покрытие или грунта. Между тем, контрольной проверкой установлено, что детская площадка по <АДРЕС> не приведена в соответствие. Отсутствие ограждения игровой площадки, отсутствие специального покрытия или грунта существенно повышает риск причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. Кроме того, в нарушение п. 7.5 «ФИО6 52301-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» для обеспечения безопасности на детской игровой площадке не разработаны и не установлены информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования. Выявленные нарушения стали возможными в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей работниками администрации и отсутствием контроля со стороны руководства.

Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ установка ограждения и информационная табличка детской площадки на <АДРЕС> будет осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ. Устройство специального покрытия детской площадки планируется на 2023 год, финансовые средства заложены при формировании проекта бюджета на 2023 год в муниципальной программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры и благоустройства территории сельского поселения сумон Суг-Аксынский на 2023-2025 годы».

Из акта по результатам проведенной проверки исполнения федерального законодательства следует, что приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ<№>-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ФИО6 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее – ФИО6 52301-2013). В ходе проведенной прокуратурой района в октябре 2022 года проверкой установлено, что администрацией <АДРЕС> в нарушение п. 6.2 ФИО6 52301-2013 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> не осуществляется. Кроме того, в нарушение п. 7.5 ФИО6 52301-2013 не разработаны и не установлены информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования. Также в нарушение п. 7.8 ФИО6 52301-2013 мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> не производятся. А именно не осуществляются мероприятия предусмотренные ФИО6 52301-2013 по регулярному обслуживанию оборудования. В соответствии с п. 3.16 ФИО6 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний. Общие требования» (далее – ФИО6 52169-2012) детская игровая площадка – специально оборудованная территория, предназначенная для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки и оборудование для благоустройства детской игровой площадки. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ.2 ФИО6 52169-2012 для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Однако в нарушение вышеуказанного требования на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> отсутствует ударопоглощающее покрытие. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверкой выявленные в октябре 2022 года нарушения не устранены, а именно на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15 контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки не осуществляются. Администрацией <АДРЕС> на детской площадке расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15 не разработаны и не установлены информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования. Не проводятся мероприятия предусмотренные ФИО6 52301-2013 по регулярному обслуживанию оборудования детской площадки, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15. Также в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ.2 ФИО6 52169-2012 на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15 ударопоглощающее покрытие не установлено. Таким образом, ненадлежащее владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, переданным в оперативное управление, противоречит интересам муниципального образования, а также влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья и безопасность, поскольку выявленные нарушения могут стать причиной травмирования несовершеннолетних на детских и спортивных площадках.

Из объяснения ФИО5 следует, что действительно выявленные нарушения имеются, администрацией принимаются меры по их устранению. В ноябре 2022 года информационные таблички администрацией на детской площадке расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15, устанавливались, причины отсутствия в настоящее время им неизвестны. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки будет осуществлен. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования ими будут начаты. Также будет установлено ударопоглощающее покрытие на территории данной детской площадки. Обязуются устранить выявленные нарушения в ближайшее время.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений федерального законодательства администрация сельского поселения сумон Кызыл-Тайгинский Сут-Хольского кожууна должна обеспечить в полном объеме резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно обеспечить продуктами длительного хранения, также оформить документацию по передаче на хранение перечня и объема материальных ресурсов ответственным лицам, отчетность об использовании, неиспользовании, восполнении, учета материальных ресурсов.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившееся в неисполнении законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта, следует признать незаконным с возложением на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства путем проведения следующих мероприятий на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15, а именно: - разработать и установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования; - осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки; - обеспечить установку ударопоглощающего покрытия для предотвращения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Прокурор и администрация муниципального района «Сут-Хольский кожуун Республики Тыва» освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, в связи с чем судебные расходы за подачу административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления следует отнести за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <АДРЕС> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <АДРЕС> о признании незаконным бездействие <АДРЕС> об обязании устранить нарушения законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <АДРЕС> в части исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, развития системы детского отдыха, досуга и спорта.

Обязать администрацию <АДРЕС> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять конкретные меры по устранению нарушений федерального законодательства путем проведения следующих мероприятий на детской площадке, расположенной по адресу: <АДРЕС> рядом с домами <№> и 15, а именно: - разработать и установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности или поломке оборудования; - осуществлять контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт детской площадки; - обеспечить установку ударопоглощающего покрытия для предотвращения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления.

Апелляционная жалоба, представление на решение суда по административному иску могут быть поданы в течение месяца со дня принятия судом решения в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.Б. Дондупай