ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1041/2016 от 25.05.2016 Северского городского суда (Томская область)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 25 мая 2016 года № 2а-1041/2016

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Прохоровой Н.В.

при секретаре Толстиковой Н.В.,

с участием прокурора Желаева А.М.,

представителей административных ответчиков: Мэра ЗАТО Севеврск – Я., акционерного общества «**» - Р., представителя войсковой части **Ф., Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области – К. и В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску С. к Мэру городского округа ЗАТО Северск, акционерному обществу «**», войсковой части **, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области о признании противоречащими федеральным законам и недействующими пунктов 4.6 и 5.19 Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № **,

У С Т А Н О В И Л:

С. обратился в суд с административным иском к Мэру городского округа ЗАТО Северск, акционерному обществу «**» (далее АО «СХК»), войсковой части **, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области (далее УФСБ России по Томской области), ссылаясь на то, что в ЗАТО Северск Томской области применяется Инструкция о пропускном режиме на контролируемой зоне закрытого административно-территориального образования ЗАТО Северск от 27.08.2013 № ** (далее Инструкция). Однако в газете «Диалог» №62 (1235) от 06.12.2013 опубликована Выписка о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск (далее Выписка). Данная Выписка не имеет реквизитов, в связи с чем невозможно установить срок действия указанного нормативного правового акта и должностных лиц, утвердивших и согласовавших его. Примененные в отношении него Инструкция и Выписка имеют различные наименования, нумерацию и содержание норм. Так, в соответствии с п. 4.4 Выписки водитель в досмотровом коридоре КПП обязан выполнить требования часового, связанные с досмотром автотранспорта. Однако согласно п. 4.6 Инструкции, которая применялась по отношению к нему, водитель при заезде на КПП должен беспрекословно выполнять требования часового, определяемые его службой. В ЗАТО Северск охрану объектов, контролируемых и запретных зон осуществляют внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России). Основания и порядок проведения досмотра транспортного средства регламентированы ст. 27.9 КоАП РФ. Пункт 4.6 Инструкции противоречит ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ и нарушает его права, гарантированные ч. 21, 37, 41 Конституции РФ. Принуждение его должностным лицом, действующим в официальном качестве (военнослужащим, часовым КПП), к принудительному труду при досмотре груза его транспортного средства нарушает его права и свободы, гарантированные ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, поскольку ему противопоказаны любые физические нагрузки, привлечение его к процедуре досмотра противоречит ч. 1, 3 ст. 41, ч. 1, 2 ст. 21 Конституции РФ. Пунктом 5.19 Инструкции предусмотрено, что водитель транспортного средства по требованию часового обязан вскрыть все вещи, которые находятся в нем с целью исключения провоза посторонних лиц на охраняемую территорию. Однако пункт 5.19 Инструкции, как и пункт 4.6, отсутствует в Выписке и не может применяться. Пункт 5.19 Инструкции противоречит ч. 1 ст. 182 УПК РФ, в соответствии с которой основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела и умаляет его человеческое достоинство. В связи с чем, С. просил суд: признать п. 4.6 и п. 5.19 Инструкции о пропускном режиме на контролируемой зоне закрытого административно-территориального образования ЗАТО Северск от 27.08.2013 №** недействующими как противоречащие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.

В судебное заседание административный истец С. не явился.

Представитель административного ответчика Мэра ЗАТО Северска Ш.Я., действующий на основании доверенности от 28.01.2016 №** (л.д. 35), в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, согласно которым Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № ** принята в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» городской округ Северск является закрытым административно-территориальным образованием. Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разделом III Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 в частности установлено, что Пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с Инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования. Оспариваемая Инструкция утверждена 30.09.2013 Генеральным директором ОАО «СХК» Т., Командиром войсковой части ** генерал-майором З., Мэром ЗАТО Северск Ш. Инструкция подписана заместителем генерального директора ОАО «СХК» по безопасности, начальником ОФЗОиСП ОАО «СХК», начальником штаба войсковой части **, заместителем Главы Администрации ЗАТО Северск по общественной безопасности, комендантом ЦКиБП войсковой части **. Инструкция согласована с начальником УФСБ России по Томской области Н. Инструкция введена в действие совместным приказом Генерального директора ОАО «СХК», Командира Войсковой части ** генерал-майором, Мэра ЗАТО Северск от 30.09.2013 № **. Основная часть Инструкции распространяет свое действие на неопределенный круг граждан проживающих или въезжающих на территорию ЗАТО Северск. Данные разделы Инструкции в виде Выписки из инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск в полном объеме были опубликованы в газете Диалог № 62 (1235) от 06.12.2013, что не противоречит действующему законодательству РФ. Информация, указанная в выписке является общедоступной. Оставшаяся часть – Приложение к Инструкции «Описание пропусков и шифров, действующих в контролируемой зоне категории «А» ЗАТО Северск» носит сугубо служебный характер. Положения названной выше Инструкции не противоречат действующему законодательству. Для обеспечения национальной безопасности РФ, обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну, пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан нормы Инструкции налагают на жителей ЗАТО Северск ряд ограничений, которые не могут быть расценены как прямое нарушение их Конституционных прав и прямо подпадают под действие п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно территориальном образовании». Инструкция является подзаконным актом, регулирует основные виды (формы) служебной деятельности по охране ЗАТО Северск и расположенных на его территории объектов, функциональные обязанности определенной категории работников. Выводы заявителя носят декларативный характер и не содержат фактов нарушения его прав. С учетом того, что в Инструкции пункта 5.19 нет, а пункт 4.6 изложен заявителем в редакции несоответствующей тексту Инструкции, проверить указанные пункты на соответствие законодательству не представляется возможным. Выводы С. о порядке применения федеральных законов, КоАП РФ и т.д. к правоотношениям, регулируемых Инструкцией видятся ошибочными из-за особого порядка применения норм материального права в отношении ЗАТО. Кроме того, вступившим в законную силу решением Северского городского суда Томской области от 14.10.2015 по делу № ** по заявлению П. Инструкция признана соответствующей действующему законодательству.

Представитель административного ответчика АО «СХК» - Р., действующий по доверенности № ** от 03.07.2015 (л.д. 18), в судебном заседании административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии с требованиями постановления Правительства от 11.06.1996 № 693 разработана Инструкция «О пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск», которая устанавливает порядок организации и обеспечения пропускного режима в контролируемые зоны ЗАТО Северск. В соответствии с п. п. 2.3, 2.10 Инструкции пропускной режим является составной частью мер обеспечения особого режима безопасного функционирования АО «СХК» Госкорпорации «Росатом», расположенного на территории ЗАТО Северск. Пропускной режим, установленный в контролируемых зонах ЗАТО Северск предназначен для обеспечения порядка пропуска через КПП физических лиц, транспортных и материальных средств и исключения возможности несанкционированного прохода (проезда) на охраняемую территорию посторонних лиц. Инструкция является обязательной для выполнения всеми юридическими лицами (организациями, предприятиями, учреждениями и.т.п), расположенными в ЗАТО Северск независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, проживающими, работающими или временно находящимися на территории контролируемых зон ЗАТО Северск. Приведенная истцом редакция п. 4.6 Инструкции в действительности не соответствует редакции п. 4.6, а пункт 5.19 отсутствует.

Представители административного ответчика УФСБ России по Томской области – К., действующая на основании доверенности от 21.03.2016 № ** (л.д. 109) и В., действующий на основании доверенности от 21.03.2016 № ** (л.д. 121), в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по основаниями, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии с требованиями Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693, УФСБ России по Томской области была согласована Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № **, устанавливающая порядок организации и обеспечения пропускного режима в контролируемые зоны ЗАТО Северск, который регламентирует, в том числе порядок пропуска через КПП физических лиц, транспортных и материальных средств и исключения возможности несанкционированного прохода (проезда) на охраняемую территорию посторонних лиц. Редакция пункта 4.6., изложенная в Инструкции, не соответствует редакции пункта 4.6., указанной в административном исковом заявлении, а пункт 5.19. в Инструкции отсутствует. В связи с тем, что пункты Инструкции в редакции, изложенной административным истцом, отсутствуют в тексте Инструкции, следовательно, не могут противоречить федеральным законам, а также нарушать права административного истца.

Представитель административного ответчика войсковой части **Ф., действующий по доверенности от 15.09.2015 № ** (л.д. 30), в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, дополнительно пояснил, что оспариваемая Инструкция не содержит пунктов, указанных административным истцом в административном исковом заявлении.

Выслушав представителей административных ответчиков, заключение прокурора Желаева А.М., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, изучив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 № 1311-р утвержден Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в число которых включено открытое акционерное общество «**», [адрес] (п. 8).

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 город Северск включен в Перечень закрытых административно-территориальных образований.

Статья 1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» предусматривает, что закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает: установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования; ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание; ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями; организацию разработки и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка (ч. 1 ст.3 названного выше Закона).

Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение об установлении особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в конкретном закрытом административно-территориальном образовании принимается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 названного выше Закона).

Во исполнение Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

В соответствии с пп. 1, 7, 8 названного Положения, настоящее Положение устанавливает порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций, находящихся в ведении Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования. Для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов руководителем объекта устанавливаются контролируемые зоны и запретные зоны (режимные территории объектов). Контролируемые зоны состоят из контролируемой зоны категории "А" (охраняемая территория закрытого образования) и контролируемой зоны категории "Б" (по границе территории закрытого образования, исключая территорию контролируемой зоны категории "А"), которая устанавливается в случае, если территория контролируемой зоны категории "А" не совпадает с территорией закрытого образования. Контролируемые зоны и запретные зоны являются составной частью единой системы мер обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов. Для осуществления санкционированного прохода граждан и проезда транспорта через контролируемую зону категории "А" и запретные зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты.

Пропускной режим в контролируемых зонах устанавливается в соответствии с инструкцией, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности и утверждаемой руководителем объекта, руководителем организации, осуществляющей охрану контролируемой зоны, и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования (п. 13 названного Положения).

Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет: порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов; порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска; порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения (п. 15 названного Положения).

Пунктом 6 указанного выше положения предусмотрено, что на основе и в рамках настоящего Положения могут разрабатываться другие организационно-распорядительные документы для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с положениями вышеприведенных нормативных правовых актов разработана Инструкция о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 №**, утвержденная генеральным директором ОАО «СХК» Т., командиром войсковой части **З., Мэром ЗАТО Северск Ш. и согласованная начальником УФСБ России по Томской области Н. (далее - Инструкция).

Инструкция введена в действие совместным приказом генерального директора ОАО «СХК», командира войсковой части **, Мэра ЗАТО Северск от 30.09.2013 №**.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно п.п. 1-3 ст. 30 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (далее ЗАТО Северск Томской области), принятого решением сессии Собрания народных депутатов ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1, по вопросам местного значения население ЗАТО Северск непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления ЗАТО Северск принимают муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Северск федеральными законами и законами Томской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Томской области. В систему муниципальных правовых актов входят: Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области; правовые акты, принятые на местном референдуме; решения Думы; постановления и распоряжения Мэра; постановления и распоряжения Администрации; приказы и распоряжения председателя Счетной палаты; приказы и распоряжения руководителей органов Администрации, наделенных правами юридического лица.

Как следует из п.п. 6, 6.1 ст. 37 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, Мэр в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, Федеральным законом, издает муниципальные правовые акты. В форме постановлений Мэра издаются: правовые акты, устанавливающие, изменяющие, прекращающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом; правовые акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности конкретных лиц.

В силу разъяснения, данному в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем оспариваемая административным истцом С. Инструкция указанным признакам нормативного правового акта не соответствует, а является правовым актом, содержащим положения организационно-распорядительного характера в отношении юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений и т.п.), расположенных в ЗАТО Северск Томской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также граждан, проживающих, работающих или временно находящихся на территории контролируемых зон ЗАТО Северск Томской области, что предусмотрено непосредственно пунктом 2.6 Инструкции.

Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Указанное означает, что суд может и должен сам определить правильный вид судопроизводства, в котором подлежат защите либо восстановлению права заявителя, в зависимости от характера требований, лежащих в их основе. Правильное определение вида судопроизводства является существенным требованием к соблюдению процессуальных норм, поскольку позволит суду должным образом установить юридически значимые обстоятельства, распределить бремя доказывания.

Учитывая приведенные положения закона и разъяснений, а также исходя из характера заявленных административных исковых требований, суд считает, что административное исковое заявление С. о признании Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 №** подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ (Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих).

Статьей 46 Конституции РФ определено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенных выше положений закона следует, что решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

Пункт 5 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 693, предусматривает, что физические лица, проживающие, работающие и прибывающие в закрытое образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования объектов и ответственностью за его нарушение.

Согласно пп. 1.2, 1.5, 1.7 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет: категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения; организацию защиты служебной информации ограниченного распространения. Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

В судебном заседании обозревалась оспариваемая Инструкция, которая содержит в себе информацию ограниченного распространения и имеет пометку «Для служебного пользования».

Как установлено в судебном заседании, Выписка из Инструкции доведена до сведения граждан в газете «Диалог» № 62 (1235) от 06.12.2013 (л.д. 193).

Согласно выписке из Извещения от 13.07.2015 № ** в Инструкцию были внесены изменения (л.д. 186). В оспариваемые административным истцом С. пункты Инструкции изменения не вносились.

Таким образом, Инструкция с учетом ее специфики как документа, содержащего сведения для служебного пользования, доведена до сведения лиц, указанных в п. 5 Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 693.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, административный истец оспаривает положения пунктов 4.6 и 5.19 Инструкции, которые просит признать недействующими как противоречащие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, а также считает, что указанные пункты Инструкции не могут применяться, поскольку отсутствуют в Выписке.

В административном исковом заявлении С. излагает пункт 4.6 Инструкции следующим образом «Водитель при заезде на КПП должен беспрекословно выполнять требования часового, определяемые его службой» (л.д. 3).

Заявляя административные исковые требования, административный истец ссылается на то, что пункт 4.6 Инструкции противоречит ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ, т.к. нарушает его право на свободный труд, гарантированный ст. 21, ч. 1 ст. 37, ст.41 Конституции РФ.

Норма статьи 27.9 КоАП РФ регламентирует досмотр транспортного средства в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.

Часть 3 ст. 27.9 КоАП РФ, в частности, определяет, что досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

Однако в судебном заседании установлено, что пункт 4.6 Инструкции имеет следующее содержание «Пропуск на транспортное средство для проезда через служебный проезд выдается на срок до одного календарного года, на основании поданной заявки в адрес заместителя генерального директора ОАО «СХК» по безопасности. Заявка на следующий год подается не позднее 01 декабря текущего года».

Обжалуемый пункт Инструкции (4.6) и КоАП РФ регулируют различные правоотношения. Процедура оформления разрешения проезда транспортного средства через служебный проезд не нарушает прав и свобод административного истца, а также не возлагает на него какую-либо незаконную обязанность, в том числе, связанную с понуждением к принудительному труду.

Поскольку, как указано выше, оспариваемый в части правовой акт не является нормативным правовым актом и содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью по обеспечению режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании, имеет гриф «для служебного пользования», пункт 4.6 Инструкции не подлежит обязательному опубликованию. В связи с чем, доводы административного истца о невозможности применения п. 4.6 Инструкции в связи с отсутствием данного пункта в Выписке не может являться основанием для признания данного пункта Инструкции недействующим.

Заявляя требования о признании пункта 5.19 Инструкции недействующим, административный истец С. в административном исковом заявлении излагает его следующим образом «Водитель транспортного средства по требованию часового обязан вскрыть все вещи, которые находятся в нем с целью исключения провоза посторонних лиц на охраняемую территорию».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в Инструкции отсутствует пункт 5.19. В связи с чем, суд не усматривает оснований для признания данного пункта Инструкции недействующим.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований о признании пунктов 4.6. и 5.19. Инструкции противоречащими федеральным законам и недействующими отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

отказать С. в удовлетворении административных исковых требований к Мэру городского округа ЗАТО Северск, акционерному обществу «**», войсковой части **, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Томской области о признании противоречащими федеральным законам и недействующими пунктов 4.6 и 5.19 Инструкции о пропускном режиме в контролируемые зоны ЗАТО Северск от 27.08.2013 № **.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Прохорова