Дело № 2а-1042/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 сентября 2018 года г. Алушта Республики Крым Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: Председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой, при секретаре А.М. Цахаеве, с участием помощника прокурора Оноприенко А.В., представителя административного ответчика – ФИО3, действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Алушты Республики Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты РК с требованиями о признании бездействия в части не принятых мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта незаконным, о признании незаконным бездействие в части не принятых мер к разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а так же при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта, обязать административного ответчика разработать и принять муниципальный правовой акт, которым утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования, а так же разработать и принять муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а так же при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта. В обоснование административного искового заявления указав, что в результате прокурорской проверки исполнения администрацией г. Алушты РК законодательства установлены факты бездействия относительно осуществления отдельных видов муниципального контроля, разработке и принятия регламентов их осуществления. В связи с чем, подготовлено и направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере осуществления муниципального контроля в отношении предпринимателей, а так же оказания услуг гражданам от ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено. В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске. Представитель административного ответчика – ФИО3, действующий по доверенности, не признал исковые требования, ссылаясь на разработку администрацией города проекта постановления «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля, осуществляемых Администрацией г. Алушты Республики Крым», подтвердив факт не принятия указанного нормативного акта и перечисленных в иске регламентов. Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а так же требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а так же на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно п.2 ч.2 ст. 6 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесена разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым утвержден постановлением Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ. Виды муниципального контроля закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отраслевых законах либо вытекают из возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; формирование и содержание муниципального архива; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля; и др. Согласно п.5 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ, ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В соответствии с п.5 ч.1 ст.84, ч.1 ст.98 Лесного кодекса РФ, п.38 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии с настоящим Кодексом и с Законом №294-ФЗ. Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции. В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. В соответствии с п.5 ст.5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Так же согласно п.25 ч.1 ст.16 Закона №–ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением. Аналогичное положение содержится в п.13.4 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденных решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№. В силу п.1 ч.2 ст. 6 Закона №294-ФЗ перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. В соответствии с п.2.8 Порядка ведения перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, перечень видов контроля утверждается нормативным правовым актом администрации г. Алушты и ведется по форме, утвержденной настоящим Порядком. Поскольку административным ответчиком не оспаривается факт не принятия им нормативных правовых актов, устанавливающих перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта, и регулирующих осуществление муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а так же при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта, что отражено, в том числе в письме Администрации г. Алушты от ДД.ММ.ГГГГ№ и не изменилось на день рассмотрения в суде настоящего иска, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Довод представителя административного ответчика о разработке проекта нормативного акта «Об утверждении Перечня видов муниципального контроля, осуществляемых Администрацией г. Алушты Республики Крым» лишь подтверждает законность требований прокурора, и свидетельствует о признании административным ответчиком необходимости исполнения требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Алушты – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г. Алушты Республики Крым в части не принятия мер к разработке и утверждению перечня видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложить обязанность на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующий муниципальный правовой акт. Признать незаконным бездействие администрации г. Алушты Республики Крым в части не принятия мер к разработке и утверждению административных регламентов осуществления муниципального лесного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, контроля в области торговой деятельности, контроля за соблюдением требований законодательства о розничных рынках, контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а так же при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, контроля в сфере благоустройства, на территории муниципального образования городской округ Алушта и возложить обязанность на Администрацию города Алушты разработать и принять соответствующие муниципальные правовые акты. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской Суд Республики Крым. Председательствующий Л.Н. Мокроусова |