ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1042/19 от 30.04.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1042/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2019 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре Бадлееве Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Элисты об оспаривании уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском к Администрации г. Элисты, ссылаясь на то, что 30 июня 2014 г. между ним (ФИО1) и Администрацией г. Элисты заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории г. Элисты № 567/2014, по которому ФИО1 передан в аренду сроком на 5 лет земельный участок, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. 21 февраля 2019 г. он (административный истец) направил в Администрацию г. Элисты уведомление о планируемом строительстве объекта жилищного строительства по вышеуказанному адресу. 11 марта 2019 г. ФИО1 получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 4 марта 2019 г. № 10/23. Данное уведомление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне Ж-2/12 «Зона жилой застройки второго типа», в которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Элисты не предусмотрено. С указанным уведомлением административный истец не согласен, поскольку согласно представленным в Администрацию г. Элисты документам видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером является индивидуального жилищное строительство, для этих целей предоставлен данный земельный участок Администрацией г. Элисты и заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории г. Элисты № 567/2014. Административный истец, ссылаясь на часть 10 и пункт 1.1 части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным уведомление Администрацией г. Элисты № 10/23 от 4 марта 2019 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>; возложить на Администрацию г. Элисты обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 просили удовлетворить заявленные административные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Администрации г. Элисты ФИО3 просил в удовлетворении административных исковых требований отказать ввиду законности и обоснованности направленного ФИО1 уведомления № 10/23 от 4 марта 2019 г.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, осуществляют права собственников земельных участков, в частности имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 40 и ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в частности выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 340-ФЗ) с 04 августа 2018 г. утратили силу несколько частей ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязанность по получению разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

С 04 августа 2018 г. Федеральным законом № 340-ФЗ введен в действие пункт 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (ч. 15 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 340-ФЗ).

С 04 августа 2018 г. Федеральным законом № 340-ФЗ введен в действие пункт 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Специальное положение п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации корреспондирует общей норме - ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, составной частью жилого дома как объекта индивидуального жилищного строительства помимо основного жилого строения и жилых пристроек являются также вспомогательные строения, сооружения, предназначенные для обслуживания жилого здания (сараи, гаражи, бани, колодцы и т.п.), которые не обладают самостоятельным функциональным назначением, не являются самостоятельным объектом недвижимости, право на которое подлежит государственной регистрации, созданы исключительно в целях обслуживания жилого дома, не могут быть использованы в отрыве от жилого дома, поэтому являются его неотъемлемой частью и в силу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации должны следовать судьбе главной вещи - жилого дома.

В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 340-ФЗ правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04 августа 2018г.) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01 марта 2019 г. направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Как следует из материалов дела постановлением Администрации г. Элисты № 55 от 16 января 2014 г. ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предназначенный для индивидуального жилищного строительства, сроком на 5 лет.

На основании указанного постановления 30 июня 2014 г. между ФИО1 и Администрацией г. Элисты заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия № 567/2014, в соответствии с которым ФИО1 на условиях аренды сроком с 30 июня 2014 г. по 29 июня 2019 г. предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Выпиской из лицевого счета № <***> подтверждается, что ФИО1 исполняет обязательства по договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия № 567/2014 от 30 июня 2014 г.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, выданным 4 июня 2014 г. филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия», разрешенное использование указанного земельного участка с кадастровым номером – для индивидуального жилищного строительства. Указанное согласуется с выпиской из ЕГРН от 14 апреля 2019 г.

Согласно межевому плану земельного участка с кадастровым номером , его общая площадь составляет 600 кв.м., что входит в пределы минимального и максимального размера земельного участка на основании правила землепользования и застройки г. Элисты № 1 от 27 декабря 2010 г., ст. 22 с указанием территориальной зоны – Ж-1/19.

Как следует из содержания административного искового заявления ФИО1 на предоставленном ему земельном участке в соответствии с целями его предоставления планирует строительство индивидуального жилого дома. В связи с этим им заказан индивидуальный проект индивидуального 4-х комнатного жилого дома по адресу: <адрес>. В судебном заседании административный истец и его представитель пояснили, что с момента заключения договора аренды, административный истец надлежащим образом исполняет свои обязательства по договору об аренде земельного участка, задолженности не имеет, так же указали, что административный истец проводил на указанном земельном участке работы, связанные с планировкой, подготовкой к строительству жилого дома.

21 февраля 2019 г. ФИО1 обратился в Администрацию г. Элисты через Автономное учреждение Республики Калмыкия «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» с заявлением, к которому приложил необходимые документы: договор аренды земельного участка, паспорт гражданина Российской Федерации, постановление Администрации г. Элисты, кадастровый паспорт земельного участка, индивидуальный проект жилого дома, для предоставления услуги «Предоставление разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных на территории города Элисты» (л.д. 13).

При таких данных административный истец направил в адрес Администрации г. Элисты уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, которое содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Администрация г. Элисты отказала административному истцу, направив уведомление за исх. № 10/23 от 4 марта 2019 г., в соответствии с которым указала ФИО1 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне Ж-2/12 «Зона жилой застройки второго типа». Градостроительным регламентом в зоне жилой застройки второго типа, определенным Правилами землепользования и застройки г. Элисты, утвержденными решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 г. № 1, в Перечне основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

Действительно, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 34 названного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

В п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение территориальным зонам, согласно которому территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Таким образом, Правила землепользования и застройки г. Элисты являются муниципальным правовым актом г. Элисты, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом г. Элисты и иными правовыми актами с целью создания условий для планировки территории г. Элисты, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки г. Элисты распространяются на все расположенные на территории г. Элисты земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно выкопировки из Правил землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 г. № 1, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне Ж-2/12 «Зона жилой застройки второго типа». В соответствии с выкопировкой из Генерального плана г. Элисты, представленной административным ответчиком, указанный земельный участок включен в границы рекреационной зоны (зоны зеленых насаждений). То есть карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Элисты не соответствует Генеральному плану г. Элисты в части спорного земельного участка.

В соответствии со ст. 3 и п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 указанного Кодекса). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в частности генеральные планы городских округов (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренный для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поседения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий, перед правилами землепользования и застройки.

Как следует из Генерального плана г. Элисты, размещенного на официальном сайте Администрации г. Элисты, спорный земельный участок включен в зону Ж-1 индивидуальной жилой застройки.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 20 марта 2011 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования» до 1 сентября 2011 г. схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, проекты указанных документов и материалы по обоснованию этих проектов подлежат размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» соответственно Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований. При отсутствии у органа местного самоуправления муниципального образования официального сайта в сети «Интернет» проекты документов территориального планирования муниципального образования, материалы по обоснованию этих проектов, документы территориального планирования муниципального образования подлежат размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» без взимания платы. Размещенные на указанных официальных сайтах проекты документов территориального планирования муниципальных образований и материалы по обоснованию этих проектов, а также документы территориального планирования муниципальных образований должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, отказ Администрации г. Элисты, изложенный в уведомлении о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, является незаконным, и нарушает право административного ответчика на возведение жилого дома.

Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Элисты обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в срок, предусмотренный законодательством.

Возложение обязанности на Администрацию г. Элисты выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального строительства (разрешения на строительство) не соответствует положениям ч. 3 ст. 227 КАС РФ по восстановлению нарушенного права административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации г. Элисты, изложенный в уведомлении № 10/23 от 4 марта 2019 г., направленный ФИО1, о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать Администрацию г. Элисты повторно рассмотреть заявление ФИО1 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 214, расположенным по адресу: <адрес>, в срок, предусмотренный законодательством.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова