ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1042/2021 от 13.12.2021 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-1042/2021

УИД: 66RS0036-01-2021-001683-11

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2021 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2021 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Лапшовой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кушва Паршукова А.Ф.,

представителя административного ответчика Таможниковой Е.Н.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Кушва, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным в части,

УСТАНОВИЛ:

В Кушвинский городской суд Свердловской области поступило административное исковое заявление прокурора г. Кушва в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа (далее – администрации КГО) о признании незаконными действий административного ответчика.

В обоснование административного искового заявления указано, что прокуратурой города в соответствии с указанием прокурора Свердловской области от 01.07.2013 № 73 «Об утверждении Регламента организации участия территориальных и специализированных прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления и организации надзора за законностью нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления Свердловской области» изучены правовые акты о признании многоквартирных жилых домов аварийными и не подлежащими реконструкции.

Проверкой установлено, что постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан, проживающих в доме, до ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое постановление принято на основании заключения /У-ТО.01, акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, протокола заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также отселения физических лия является компетенцией органа местного самоуправления. Вместе с тем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно заключению /У-ТО.01 от ДД.ММ.ГГГГ общий физический износ многоквартирного дома составляет 88,5 %, существует опасность обрушения перекрытия и стен, а технологические характеристики ограждающих конструкций не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к зданиям.

Учитывая, что дальнейшее проживание в указанном многоквартирном доме представляет угрозу для жизни и здоровья жильцов по причине его аварийного состояния, срок расселения, установленный администрацией КГО, является неразумным, коренным образом нарушает жилищные права жильцов дома.

Прокурор г. Кушва просит признать постановление администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока расселения многоквартирного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ незаконным ввиду несоответствия принципам разумности, обязать администрацию КГО в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить разумные, более ранние, сроки расселения и сноса многоквартирного <адрес>.

От административного ответчика поступил отзыв, в котором указано, что конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности. Действуя в рамках предоставленных законом полномочий, административный ответчик принят постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в соответствии с которым жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок проведения мероприятий для переселения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок административный ответчик считает разумным в связи со следующим.

В указанном многоквартирном доме находится четыре жилых помещения (квартиры): <адрес>, 2, 4 находятся в частной собственности граждан, <адрес> – в муниципальной собственности. Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом практически полностью уничтожен пожаром в 2015 году, фактически в доме никто не живет. Согласно представленным справкам с места жительства с места жительства в квартирах и никто не зарегистрирован, собственники указанных жилых помещений не состоят на учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, по вопросу предоставления жилого помещения в КУМИ КГО никогда не обращались.

Квартира находится в муниципальной собственности, была предоставлена на условиях социального найма на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении зарегистрировано три человека. Согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ двое из зарегистрированных в указанном жилом помещении лиц не состоят на учете малоимущих граждан, в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, один человек состоит на таком учете, при этом по вопросу предоставления жилого помещения в КУМИ КГО не обращался.

В <адрес> зарегистрирован собственник, который также не состоит на учете малоимущих граждан, в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, один человек состоит на таком учете, при этом по вопросу предоставления жилого помещения в КУМИ КГО не обращался.

Таким образом, острой необходимости в расселении указанного многоквартирного дома на сегодняшний день не имеется, поскольку жильцы фактически в доме не проживают, среди нанимателей и собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме отсутствуют граждане, имеющие право на внеочередное обеспечение жилым помещением по основаниям, изложенным в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением одного человека.

В то же время в силу п. 3 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставляются жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания. Таким образом, собственники и наниматели жилых помещений указанного жилого дома не лишены права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из указанного аварийного дома. Однако никто из них с соответствующими заявлениями не обращался.

В настоящее время на территории КГО действует муниципальная адресная программа «Переселение граждан на территории Кушвинского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах», утвержденная Постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ. В указанную программу вошли жилые дома, признанные аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. После завершения реализации указанной программы следующим этапом будут предприниматься меры к расселению жилых домов, признанных аварийными (непригодными) после 2017 года. Реализация действующей на сегодняшний день программы предполагает принятие Кушвинским городским округом финансовых обязательств в части софинансирования реализации мероприятий указанной программы, что в свою очередь предполагает необходимость предусмотреть соответствующие расходы в бюджете Кушвинского городского округа, в установленном законом порядке. Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан, предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Все это требует определенных временных затрат, поэтому администрация КГО производит расселение таких домов планомерно.

Кроме того, испрошенное прокурором вмешательство суда в хозяйственную деятельность административного ответчика фактически приведет к перераспределению бюджетного финансирования и поставит сроки обеспечения новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимость от обращения в судебные органы, а не от других объективных причин и планов органов местного самоуправления по расселению таких домов. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л. д. 25 – 30).

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кушва Паршуков А.Ф. заявленные требования поддержал. Суду дополнительно пояснил, что дом признан аварийным и подлежащим сносу. С учетом заключения экспертной организации установленный администрацией КГО срок расселения является неразумным. Орган местного самоуправления самостоятелен в решении вопроса об установлении срока отселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Выезд нанимателей из данного жилого дома носит вынужденный характер, они не хотят подвергать себя опасности. Прокурор не вмешивается в деятельность органа местного самоуправления, не вмешивается и в бюджетный процесс. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Таможникова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 24), возражала против удовлетворения заявленных требований. Привела те же доводы, что изложены в исковом заявлении. Суду дополнительно пояснила, что администрация сама выбирает способ реализации своих полномочий. При отсутствии споров временные рамки решения вопроса о расселении жилого дома займет не менее 1,5 лет. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации казание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находится четыре квартиры, их которых три квартиры находятся в собственности граждан, одна квартира предоставлена по договору социального найма жилого помещения. Указанный многоквартирный дом на основании заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Спорный дом на момент рассмотрения дела в суде не включен в муниципальную программу «Переселение граждан на территории Кушвинского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах». Пунктом 2 постановления администрации КГО установлен срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, - до ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 15 – 16).

Вместе с тем, как следует из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ – жилого дома по адресу: <адрес>, фундамент здания бутовый ленточный имеет физический износ не менее 60 %. Здание бревенчатое, стены и перегородки повреждены в результате пожара., часть конструкций обрушена. Крыша и кровля получили повреждения в результате пожара, конструкции обрушены, полы разрушены, оконные переплеты частично отсутствуют, часть дверных блоков отсутствует. Заключение: выявлено основание для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для проживания: наниматели выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, собственникам помещений в указанном доме предъявить требование о его сносе или реконструкции в разумные сроки (л. д. 9 – 10).

Согласно Заключению «Техническое обследование строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ в процессе длительной эксплуатации и отсутствия современных ремонтно-восстановительных мероприятий и в результате пожара строительные конструкции получили существенные повреждения и, как следствие, имеет место значительный физический износ многоквартирного дома. Общий физический износ многоквартирного дома составляет 88,5 %. Фундаменты и стены находятся в аварийном состоянии вследствие наличия повреждения и дефектов, которые свидетельствуют о снижении прочностных характеристику материалов и об исчерпании несущей способности строительных конструкций. Существует опасность обрушения перекрытия и стен. Данные факты являются наиболее опасными для жизни и здоровья жильцов. Теплотехнические характеристики ограждающих конструкций и показатели энергоэффективности конструктивных элементов многоквартирного дома заведомо не соответствуют современным нормам и требованиям, предъявляемым к зданиям, так как наружные стены и чердачное перекрытие имеют значительный износ, в стенах отсутствует достаточное утепление. Инженерные системы многоквартирного дома имеют высокий физический износ и не могут обеспечивать потребности жильцов в полном объеме, что крайне негативно сказывается на условиях проживания. Обнаруженные в многоквартирном доме дефекты и повреждения являются основанием для признания его аварийным и подлежащим сносу. После расселения всех жильцов и до момента проведения мероприятий по демонтажу принять меры по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью граждан, а именно, до начала проведения работ по сносу дома установить по периметру дома ограждения, препятствующие несанкционированному доступу людей в многоквартирный дом, разместить предупреждающие надписи с соответствующей информацией, заколотить окна и двери, указав в обоснование, что дом признан аварийным и подлежит сносу (л. д. 6 – 8).

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан. При этом обстоятельства, в силу которых наниматели жилых помещений, находящихся в указанном жилом доме, не обратились за предоставлением им жилых помещений в домах маневренного фонда, правового значения при разрешении настоящего спора не имеют. В данном конкретном случае судом оценивается разумность срока, установленного администрацией КГО для расселения жильцов дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а не действия нанимателей жилых помещений.

Поскольку имеется совокупность условий, указанных в части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеются основания для удовлетворения требований административного истца. При этом суд не усматривает оснований для установления более коротких сроков, чем предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 227 указанного Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178 – 180, 218 – 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора г. Кушва, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кушвинского городского округа о признании постановления незаконным в части удовлетворить.

Постановление администрации Кушвинского городского округа «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока расселения многоквартирного <адрес>ДД.ММ.ГГГГ – признать незаконным.

Возложить на администрацию Кушвинского городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, о чем в течение месяца сообщить суду первой инстанции и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.

Судья Туркина Н.Ф.