ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1043/2018 от 20.06.2018 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-1043/2018

Поступило: 16.05.2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 о признании не законным бездействия Совета депутатов <адрес> по установлению границ ТОС «микрорайон Юго-Западный <адрес>»

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась с административным иском к Совету депутатов города Бердска о признании незаконным бездействия по установлению границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г. Бердска» на основании заявления от 26.02.2018 г.; обязании Совета депутатов г. Бердска устранить допущенные нарушения и возложении на него обязанности установить границы ТОС «микрорайон Юго-Западный г. Бердска» в соответствии с обращением ФИО3 от 26.02.2018 г.. В обоснование требований указано, что ФИО3 является руководителем инициативной группы граждан, проживающих в жилых домах по ул. Стартовой и на территории, изъятой из земель подсобного хозяйства ВЦСПС для организации крестьянского хозяйства г.Бердска. 25.02.2018 г. проведено собрание инициативной группы, на котором было принято решение о создании территориального общественного самоуправления (ТОС). Руководителем группы избрана ФИО3, которая обратилась в Совет депутатов г.Бердска с заявлением об установлении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» с приложенной схемой границ ТОС. В течение 2-х месяцев с даты обращения Совет депутатов г.Бердска не принял решения об утверждении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г. Бердска». Имеются основания полагать, что бездействие административного ответчика является незаконным в соответствии со ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из протокола заседания Совета депутатов г.Бердска следует, что законных оснований для непринятия решения по существу заявления инициативной группы граждан об установлении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» не было. Непринятое решение не связано с нарушением либо не соблюдением инициативной группы граждан Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Бердске, утвержденного Решением Совета депутатов г.Бердска от 26.04.2012 г. №172. Совет депутатов г.Бердска обязан был утвердить границы ТОС в соответствии с действующим законодательством. Административной истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена. Её представитель ФИО1 в судебном заседании 05.06.2018 уточнил требования по пункту 1 административного иска: просил признать не законным бездействие Совета депутатов по не даче ответа ФИО3 об установлении границ ТОС в указанный в законе срок (л.д.67).

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что в Совет депутатов г.Бердска 05.02.2018 г. поступило заявление об установлении границы территории ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска». При этом в адресном описании границ территории, на которой предполагалось осуществление ТОС, содержались территории, на которых отсутствовали какие-либо объекты жилого фонда. Согласно трехстороннего соглашения, заключенного между прокуратурой г.Бердска, администрацией города и Советом депутатов города Бердска, в целях недопущения нарушений закона, принятия незаконных правовых актов, данный проект решения был направлен в прокуратуру для проведения антикоррупционной и правовой экспертизы. В соответствии с поступившими замечаниями прокурора г.Бердска, включение в границы ТОСа незаселенных территорий противоречит требованиям федерального законодательства. 16.02.2018 г. на заседании комитета по законности, правопорядку и местному самоуправлению, работе с общественными организациями и СМИ было принято решение отклонить данный проект решения в связи с замечаниями прокурора. Разработчику было предложено доработать проект. 26.02.2018 в Совет депутатов г.Бердска повторно поступило заявление об установлении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска», где была изменена план-схема границ учреждаемого ТОС - были исключены территории, на которых отсутствовали какие-либо объекты жилого фонда. В ходе обсуждения данного вопроса на комитетах депутатов Совета депутатов, депутаты не смогли принять однозначного решения, так как в предоставленном плане-схеме границ, учреждаемого ТОС наряду с жилыми домами указаны фундаменты домов и дома на разных стадиях строительства. Посредством анализа содержания ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно сделать вывод, что право на местное самоуправление реализуют только те граждане, чье место жительства расположено на соответствующей территории муниципального образования. Место жительства гражданина - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п.3 ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст.16 ЖК РФ депутаты Совета полагают, что собственники объектов незавершенного строительства не могут участвовать в работе собраний по установлению границ ТОС с правом совещательного голоса. Территория, на которой истец просил установить границы ТОС в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Бердска, отнесена к территориальной зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственного использования. В соответствии со ст.40, 42 ЗК РФ - вид разрешенного использования данной территории: «для ведения личного подсобного хозяйства» и «организация крестьянского хозяйства». В данной территориальной зоне размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено, что исключает возможность постоянного или преимущественного проживания граждан. Данное обстоятельство вступает в противоречие с определением территориального общественного самоуправления, указанного в п.1 ст.27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под которым понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории... городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Председателем комитета по законности, правопорядку и местному самоуправлению, работе с общественными организациями и СМИ З.В. был направлен запрос заместителю главы администрации (по строительству) К.П. о предоставлении информации о формировании картографического описания границ, в пределах которых создается ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска», в соответствии с поступившим ответом было дано разъяснение, что подготовить картографическое описание запрашиваемых границ не предоставляется возможным, ввиду отсутствия на указанной территории планировочной структуры и сформированных элементов улично-дорожной сети. Совет депутатов г.Бердска не смог дать точную правовую оценку данным обстоятельствам рассматриваемого дела, в связи с тем, что законодатель на федеральном уровне не предусмотрел подобные моменты, на уровне субъекта федерации законодатель также не предоставил собственникам объектов незавершенного строительства, собственникам земельных участков, домов, построек, расположенных в зоне сельскохозяйственного назначения дополнительных гарантий в сфере учреждения территориального местного самоуправления. Таким образом, на момент рассмотрения данного вопроса на семнадцатой сессии Совета депутатов мнения разделились, депутаты не смогли определиться в правомерности учреждения ТОС на таких условиях, и не смогли коллегиально принять положительное решение в целом. На основании изложенного Совет депутатов г.Бердска полагает, что требование административного истца о признании незаконным бездействия Совета депутатов г.Бердска по установлению границ ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» на основании заявления от 26.02.2018 является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Кроме того, в настоящем судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что в поданном ФИО3 26.02.2018 г. заявлении не было указано ни адреса, ни контактного телефона, куда можно было бы направить или сообщить о результате рассмотрения её заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений статей 62, 226 части 9 и 11 КАС Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд возложено на административного истца. Бремя доказывания обстоятельств того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на административного ответчика.

25.02.2018 г. инициативной группой граждан, руководителем которой являлась ФИО3, проведено общее собрание инициативной группы, на котором было принято решение о создании территориального общественного самоуправления (ТОС), что подтверждается протоколом №3 (л.д. 10-10-11).

26.02.2018 г. ФИО3 было подано заявление в Совет депутатов г.Бердска на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава г.Бердска и Положения о территориальном общественном самоуправлении в г.Бердске, утвержденного Советом Депутатов г. Бердска третьего созыва от 26.04.2012 г. №172, в котором она просила установить границы территории ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска», на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления (л.д. 9). К заявлению приложила: протокол №3 собрания по подведению итогов заочного голосования по установлению границ территории группы жилых домов улиц Стартовая и Территория, изъятая из земель подсобного хозяйства ВЦСПС для организации крестьянского хозяйства, на которой будет осуществляться территориальной общественное самоуправление (л.д. 10-11); список граждан, проживающих в границах территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления (л.д. 12); список граждан, принявших участие в заочном голосовании по установлению границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление (л.д. 13-21); адресное описание границ территории улиц и план-схема с указанием границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления (л.д. 22-23).

Согласно частей 1 и 11 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 6 решения Совета депутатов г.Бердска от 26.04.2012 №172 «Об утверждении "Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Бердске» территориальное общественное самоуправление учреждается по инициативе граждан, проживающих на территории города Бердска, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление. В целях организации территориального общественного самоуправления граждане, проживающие на соответствующей территории, создают инициативную группу по организации собрания, конференции граждан (собрания делегатов) (далее - инициативная группа) в составе не менее 10 человек по вопросам организации территориального общественного самоуправления. Инициативная группа принимает решение о проведении учредительного собрания или конференции в зависимости от численности граждан, постоянно или преимущественно проживающих на данной территории, определяет форму проведения собрания (очная или заочная), а также осуществляет подготовку проектов необходимых документов.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 10 выше указанного решения границы территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, устанавливает Совет депутатов города Бердска по предложению населения, проживающего на данной территории. Для установления границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, в Совет депутатов города Бердска направляются следующие документы:1) заявление об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; 2) адресное описание границ учреждаемого территориального общественного самоуправления с указанием улиц (переулков), номеров домов, номеров подъездов и план-схема с указанием границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; 3) копия протокола собрания или конференции граждан (собрания делегатов) по вопросам организации территориального общественного самоуправления. По запросу профильного комитета Совета депутатов администрация города Бердска в 3-дневный срок представляет картографическое описание границ, в пределах которых создается территориальное общественное самоуправление. Совет депутатов города Бердска в двухмесячный срок со дня получения документов принимает решение об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, либо направляет письменный обоснованный отказ.

Представитель административного ответчика не оспаривала, что к заявлению представителя ФИО3 от 26.02.2018 г. были приложены необходимые документы (л.д.9).

Пояснила, что ответ на обращение не был дан по причине того, что на нём отсутствовали адрес ФИО3 и номер телефона.

Тем не менее заявление было принято Советом депутатов и зарегистрировано, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

При таких обстоятельствах должностное лицо, осуществлявшее его регистрацию, имело возможность в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предложить заявителю указать необходимые сведения в поданном заявлении.

Несмотря на отсутствие адреса и контактного телефона заявителя административным ответчиком не было принято решения по данному заявлению в установленный законом двухмесячный срок. Не представлено доказательств того, что были установлены границы ТОС либо подготовлен обоснованный отказ в установлении границ.

Фактически отказ ФИО3 в установлении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный» был подготовлен только 07.06.2018 (л.д.77). Факт направления данного отказа почтой подтверждается списком внутренних почтовых отправлений и почтовой квитанцией (л.д.78, 79).

При этом обращение ФИО3 26.02.2018 г. является повторным. С аналогичным заявлением и приложениями к нему на обращалась 05.02.2018 г. в Совет депутатов (лд.38).

Из сообщения прокуратуры г.Бердска от 16.02.2018 г. по проекту решения Совета депутатов г.Бердска «Об установлении границ территории ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» следует, что проект решения противоречит ч.ч. 1, 3 статьи 27 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так к представленному проекту решения прилагается план-схема границ учреждаемого территориального общественного самоуправления, в состав которого включены территории, на которых отсутствуют какие-либо объекты жилого фонда и граждане не проживают. Таким образом, включение в границы ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» незаселенных территорий противоречит требованиям федерального законодательства. Предложено проект решения без доработки не принимать (л.д. 54).

Как видно из протокола №2 от 16.02.2018 г. комитета по законности, правопорядку и местному самоуправлению, работе с общественными организациями и СМИ, по первому вопросу об установлении границ территории ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» проект решения отклонен, отправлен на доработку, в связи с замечаниями прокуратуры г.Бердска (л.д.55).

Как следует из ответа администрации г.Бердска от 16.02.2018 г. № 456-03/01-18 на обращение Совета депутатов г.Бердска о предоставлении картографического описания границ, в пределах которых создается ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска», территория, в границах которой расположен формируемый ТОС, находится в границах кадастрового квартала 54:32:010817 ориентировочной площадью 31,0 га. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Бердска, утвержденных решением Совета депутатов г.Бердска от 08.11.2007 №322, территория отнесена к территориальной зоне СХ-1 (Зона сельскохозяйственного использования). В настоящее время в границах данной территории путем ее раздела образованы 324 земельных участка площадью от 600,00 кв.м до 1 500 кв.м с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» и «организация крестьянского хозяйства», на которых ведется активное строительство объектов капитального строительства, предназначенных для постоянного круглогодичного проживания граждан, включая 9 земельных участков для обеспечения проездов. В данной территориальной зоне размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено (ст.51 ГрК РФ). Присвоение почтовых адресов объектам адресации по ул.Марсовая, Хуторская, Стартовая возможно на основании утвержденного проекта планировки территории с выделенными элементами улично-дорожной сети. Проект планировки на указанную в заявлении территорию отсутствует. Таким образом, на территории отсутствуют планировочная структура и сформированные элементы улично-дорожной сети. Ввиду отсутствия на территории кадастрового квартала 54:32:010817 указанных элементов в соответствии с пп. 49,50 Правил их применение в структуре адресу невозможно, п.3 ч.5 ст. 42 ГрК РФ. По окончании процедур по разработке и утверждению проекта планировки территории возможна организация мероприятий по присвоению наименований элементам улично-дорожной сети (с обязательным рассмотрением на комиссии по топонимике), а также почтовых адресов объектам капитального строительства (л.д. 56-58).

Как видно из выписки из протокола заседания семнадцатой сессии Совета депутатов г.Бердска четвертого созыва от 19.04.2018 г., по вопросу установления границ территории ТОС «Юго-Западный» решение принято не было (л.д. 63).

20.06.2018 г. определением Бердского городского суда производство по административному иску ФИО3 в части обязания Совета депутатов города Бердска установить по обращению ФИО3 от 26.02.2018 г. границы ТОС «микрорайон Юго-Западный г.Бердска» прекращено, поскольку письмом от 07.06.2018 было отказано в установлении границ, т.е. решение принято по поданному ФИО3 заявлению.

Вместе с тем, доводы административного истца о незаконности действий административного ответчика, выразившихся в несоблюдении срока принятия решения по её заявлению от 26.02.2018 г. являются обоснованными, поскольку письменный отказ в установлении границ ТОС датирован 07.06.2018 г., т.е. с нарушением установленного законом срока.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать не законным бездействие Совета депутатов города Бердска по рассмотрению заявления ФИО3 от 26.02.2018 г. об установлении границ ТОС «микрорайон Юго-Западный».

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.

Судья (подпись) Кадашева И.Ф.