ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1043/2018 от 22.05.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск Иркутской области 22 мая 2018 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Кучерук Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1043/2018 по иску ФИО1 к начальнику Департамента недвижимости Администрации муниципального образования город Усть-Илимск ФИО2 о признании распоряжений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование истица, с учетом дополнений к иску от 10.05.2018 года указала, что обратилась в Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 148, 149, 149а. Распоряжениями начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска от 10.04.2017 года № 607, 608, 609 отказано в утверждении схем расположения земельных участков. Считает данные распоряжения незаконными и нарушающими её права на оформление указанных земельных участков собственность. Просит признать распоряжения начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска от 10.04.2017 года № 607, 608, 609 недействительными и отменить их.

В судебное заседание административный истец не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений исковые требования не признают, указывают, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд с заявлением о признании распоряжений недействительными. Кроме того, считает, что распоряжения № 607, № 608, № 609 от 10.04.2017 года вынесены законно и обоснованно в пределах полномочий предоставленных Департаменту недвижимости в лице его начальника, поскольку истицей не были представлены документы, подтверждающих факт распределения земельных участков заявителю по решению общего собрания членов ДНТ «Фиалка». Кроме того, указывает, что 14.09.2017 года ФИО1 обратилась в Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149, с приложением всех необходимых документов. 11.10.2017 года распоряжением начальника Департамента недвижимости № 1803 схема была утверждена, земельному участку был присвоен адрес: Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149. 17.10.2017 года распоряжением начальника Департамента недвижимости № 1828 распоряжение от 10.04.2017 года № 608 признано утратившим силу. Просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно со ст. 218 КАС РФ граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено в судебном заседании 14.03.2017 года ФИО1 обратилась в Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 148 (вх. № 01-14/1035), ул. Набережная, 149 (вх. № 01-14/1036), ул. Набережная, 149а (вх. № 01-14/1037) (л.д. 57-59).

Распоряжением начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска № 607 от 10.04.2017 года ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 148 (л.д. 51).

Распоряжением начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска № 608 от 10.04.2017 года ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149 (л.д. 52).

Распоряжением начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска № 609 от 10.04.2017 года ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149а (л.д. 53).

Основанием для отказа явилось разработка схемы с нарушением, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, выразившемся в нарушении требований, установленных абзацем третьим пункта 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», а именно непредставление решения общего собрания членов ДНТ «Фиалка» о распределении указанных земельных участков ФИО1

Пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином.

В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 19).

Как следует из материалов дела ФИО1 ранее неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию города Усть-Илимска о приобретении в собственность в упрощенном порядке спорных земельных участков, расположенных на тер. ДНТ «Фиалка» и ей был дан ответ от 22.08.2016 года (л.д. 40) в котором указано, что для оформления собственности следует: подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела арендуемого ДНТ «Фиалка» земельного участка, для ведения садоводства; подать заявление в Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска заявление об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории; на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории кадастровый инженер выполнить кадастровые работы и получит кадастровый паспорт; подать заявление в Департамент недвижимости администрации города Усть-Илимска о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов (с указанием кадастрового номера земельного участка) и приложить копию решения общего собрания членов ДНТ «Фиалка» о распределении земельных участков между членами ДНТ, либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в ДНТ документа.

Таким образом, при подаче заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, действующее законодательство не предусматривает обязательное предоставление заявителем документа, подтверждающего факт распределения земельного участка заявителю. Отсутствует такое требование и в административном регламенте предоставления услуги муниципального образования город Усть-Илимск по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории муниципального образования город Усть-Илимск для предоставления без проведения торгов, утвержденном постановлением администрации города Усть-Илимска от 08.04.2016 года № 287.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Между тем, в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ такое основание, указанное в оспариваемых распоряжениях «Схема разработана с нарушением, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, выразившемся в нарушении требований, установленных абзацем третьим пункта 2.7 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», а именно «непредставление решения общего собрания членов ДНТ «Фиалка» о распределении указанных земельных участков ФИО1», отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Департаментом недвижимости при рассмотрении заявлений ФИО1 от 14.03.2017 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 148 (вх. № 01-14/1035), ул. Набережная, 149 (вх. № 01-14/1036), ул. Набережная, 149а (вх. № 01-14/1037) (л.д. 57-59), необоснованно принято во внимание отсутствие документа - решения общего собрания членов ДНТ «Фиалка» о распределении указанных земельных участков ФИО1

11.10.2017 года распоряжением начальника Департамента недвижимости № 1803 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149 была утверждена, земельному участку был присвоен адрес: Российская Федерация, Иркутская область, г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149. 17.10.2017 года распоряжением начальника Департамента недвижимости № 1828 распоряжение от 10.04.2017 года № 608 признано утратившим. Таким образом, нарушение прав истицы в отношении земельного участка г. Усть-Илимск, тер. ДНТ «Фиалка», ул. Набережная, 149 в части утверждения схемы земельного участка устранено.

Между тем, несмотря на установленные нарушения при рассмотрении заявлений ФИО1, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок исковой давности.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела распоряжения № 607, № 608, № 609 от 10.04.2017 года были получены ФИО1 14.04.2017 года о чем имеется роспись на распоряжениях. Административное исковое заявление поступило в Усть-Илимский городской суд 04 апреля 2018 года, то есть за пределами трехмесячного срока.

Истицей ФИО1 представлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления об обжаловании распоряжений, в обоснование уважительности причин пропуска срока ФИО1 указала незнание ст. 219 КАС РФ, поздним пониманием, соблюдением досудебного порядка.

Между тем, приведенные истицей основания пропуска срока, суд находит неуважительными, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не усматривает, поскольку юридическая неграмотность и неосведомленность о сроках, предусмотренных КАС РФ, не относятся к уважительным причинам пропуска срока, также необоснованны доводы истицы о соблюдении досудебного порядка, при рассмотрении данной категории дел обязательный досудебный порядок не предусмотрен.

Таким образом, с учётом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости отказать истице в удовлетворении требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к начальнику Департамента недвижимости Администрации муниципального образования город Усть-Илимск ФИО2 о признании распоряжений незаконными, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: М.С. Третьяков