Ад. дело № 2а-1044/16г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
ФИО1
при секретаре Полищук Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО7 к администрации МО «Янтарный городской округ» о признании незаконными действий по отмене постановления установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал постановление администрации МО «Янтарный городской округ», которым было отменено постановление «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории».
В обосновании своих требований указал, что между администрацией МО «Янтарный городской округ» и ООО «Западторг» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с КН №, общей площадью 102500 кв.м, расположенный в <адрес>. Ранее данный земельный участок являлся частью земельного участка с КН № и был выделен из него в результате раздела. ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора данного земельного участка были переданы ООО «Западторг» истцу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Янтарный городской округ» по заявлению истца было принято постановление № «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плате территории с условными КН 39№», т.е. осуществлен раздел земельного участка. Вновь сформированные земельные участки были постановлены на кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера: КН № по № Однако постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № постановление главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено, со ссылкой на то, что оно вынесено в связи с выявленными нарушениями Земельного кодекса РФ и несоответствием представленных схем утвержденной градостроительной документации. Не соглашаясь с вынесенным ДД.ММ.ГГГГ постановлением, истец указывает, что решением окружного Совета депутатов Янтарного городского округа от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, территориальная зона О1, в которой располагался земельный участок с КН № была изменена на зону Ж2 ( зона застройки малоэтажными жилыми домами), и данные сведения были направлены администрацией в кадастровую палату. На основании данного решения администрация изменила и разрешенное использование земельного участка с КН № с «проектирование и строительство детского оздоровительного комплекса с размещением сопутствующих объектов и жилищного строительства» на «жилищная застройка». Таким образом, осуществленный раздел земельного участка соответствует нормативным документам территориального планирования, при этом ни один из нормативных актов не предусматривает возможность отмены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка. В настоящее время услуга истцу не оказана, но в ее предоставлении и не отказано, в связи с чем истец остается в неопределенной ситуации с дальнейшим осуществлением землепользования и понесенными ранее расходами, в связи с чем просит признать принятое ответчиком постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В процессе рассмотрения дела представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности заявленные требования истца уточнил, просил постановление от 05.07.2016 года признать незаконным и отменить, поддержал доводы, изложенные в уточненном заявлении.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Янтарный городской округ» ФИО4, действующая на основании доверенности требования истца не признала, пояснила, что в соответствии с Генеральным планом МО «Янтарный городской округ» в районе пос. Покровское, земельный участок с КН № располагается в общественно деловой зоне. В Правила землепользования и застройки были внесены изменения, территориальная зона О1 была изменена на зону Ж2- для малоэтажной жилой застройки, при этом, истец разделил земельный участок на земельные участки под индивидуальные жилые дома, небольшой площади, и данный раздел не предусматривает строительство объектов инфраструктуры, что не соответствует требованиям Генерального плана городского округа. Учитывая, что администрация, как собственник земельного участка вовремя обнаружила допущенную ошибку, было принято решение об отмене постановления о разделе земельного участка в соответствии с имеющимися у нее в силу закона полномочиями, в связи с чем, в удовлетворении требований просила отказать. Так же указала, что схема раздела земельного участка не могла быть утверждена, поскольку в 2009 году был утвержден проект планировки и межевания пос. Покровское.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из материалов дела следует, что в 2004 году администрация МО «Янтарный городской округ» передала в аренду, сроком на 49 лет ООО «Калининградпродимпорт» земельный участок, площадью 0.26 га с КН №, с разрешенным использованием – под проектирование и строительство детского оздоровительного комплекса с размещением сопутствующих объектов и жилищного строительства.
Права и обязанности арендатора по заключенному 24.11.2004 года договору аренды земельного участка неоднократно передавались иным юридическим лицам, при этом земельный участок по целевому назначению не использовался.
Решением окружного Совета депутатов V1 созыва МО «Янтарный городской округ» 06 декабря 2012 года за № 13 был утвержден Генеральный план МО «Янтарный городской округ», который определил основные направления градостроительной деятельности на территории муниципального образования и является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Согласно Положения о территориальном планировании МО «Янтарный городской округ» следует, что свободные территории пос. Покровское возможно использовать под жилищные комплексы, в том числе и для военных.
Решением окружного Совета депутатов МО «Янтарный городской округ» от 25.12.2012 года за № 26 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования.
Согласно утвержденных выше Правил границы земельного участка с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, участок 1 оказались в двух территориальных зонах, а именно в зоне О1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения и Ж2- зона застройки малоэтажными жилыми домами.
Рассмотрев представление прокурора Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры, окружной Совет депутатов V11 созыва МО «Янтарный городской округ» 29 января 2015 года принял решение № « О внесение изменений в Правила землепользования и застройки МО «Янтарный городской округ», а именно изменил зону «О1» ( зона деловой застройки) на зону «Ж2» ( зону застройки малоэтажными жилыми домами) на земельном участке с КН № площадью 0.26 га, расположенном в <адрес>.
На основании данного решения глава администрации МО «Янтарный городской округ» издал постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении разрешенного использования земельного участка с КН №, расположенного в <адрес>, с « под проектирование и строительство детского оздоровительного комплекса с размещением сопутствующих объектов и жилищного строительства» на «жилая застройка».
21.09.2015 года постановлением администрации МО «Янтарный городской округ» был расторгнут договор аренды земельного участка с КН № с ООО «Западторг» в связи с его разделением и заключением новых договоров аренды на основании заявления арендатора.
21.09.2016 года между администрацией МО « Янтарный городской округ» и ООО «Западторг» был заключен договор аренды земельного участка с КН №, площадью 102500 кв.м, сроком до 24.11.2053 года с видом разрешенного использования – жилая застройка.
Соглашением от 09.10.2015 года права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору были переданы от ООО «Западторг» к ФИО2
Постановлением и.о Главы администрации МО «Янтарный городской округ» от 23.12.2015 года за № 930 была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории с условными номерами №- №.
При этом данным постановлением была установлена зона по градостроительному регламенту как «Ж1» ( зона застройки индивидуальными жилыми домами), и изменен вид разрешенного использования земельных участков- для индивидуального жилищного строительства.
На основании данного постановления на кадастровый учет были поставлены земельные участки с КН 39:22:010021:115 по КН 39:22:010021:242, что подтверждается данными кадастрового паспорта на земельный участок от 26.10.2016 года.
Постановлением Главы администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 05.07.2016 года за № 660, в связи с выявленными нарушениями Земельного кодекса Российской Федерации и несоответствием представленных схем утвержденной градостроительной документации постановление № 930 от 23.12.2015 года было отменено, с указанием на изъятие у заявителя оригинала постановления и уведомления кадастровой палаты.
Не согласившись с такими действиями администрации МО «Янтарный городской округ» истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец ФИО2 наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
В силу положений п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами.
В соответствии со ст. ст. 18, 23 ГрК Российской Федерации, Генеральный план поселения является документом территориального планирования, данным документом установлены функциональные зоны, а именно, определены границы территорий и функциональное назначение.
На основе решений генерального плана администрацией округа должна формироваться база правовой и проектной документации, обеспечивающей разработку и осуществление градостроительных программ во всех сферах городского хозяйства и строительства, а также градостроительный кадастр (проект градостроительного зонирования территории округа с определением регламентов ее использования) и система правовых актов: правила застройки, правила землепользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГрК Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно ч. 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Изменение градостроительного регламента в силу п. 2 ч. 2 ст. 33 ГрК Российской Федерации является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, положения Правил землепользований и застройки должны соответствовать положениям генерального плана городского округа.
Частью 1 ст. 33 ГрК Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК Российской Федерации градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Вместе с тем, как следует из схемы планировочной организации территории городского округа, являющейся приложением к Генеральному плану МО «Янтарный городской округ» земельный участок с КН 39:22:010021:112 расположен в территориальной зоне рекреационной застройки.
Вместе с тем, в связи с внесенными в Правила землепользования и застройки изменениями земельный участок с КН 39:22:010021:112 расположен в территориальной зоне Ж2 – зона застройки малоэтажными жилыми домами.
При этом в данной территориальной зоне, согласно Правил, возможно размещать как индивидуальные жилые дома, так и многоквартирные жилые дома до 4-х надземных этажей, а так же объекты торговли, социального, культурно-бытового и бытового обслуживания, объекты здравоохранения, объекты делового и общественного назначения.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что территориальная зона, в которой расположен земельный участок с КН 39:22:010021:112 в соответствии с Правилами землепользования и застройки, с учетом внесенных изменений не соответствуют установленной Генеральным планом функциональной зоне для данной территории, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
В соответствии с частью 7 статьи 11.4 ЗК Российской Федерации раздел земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, производится исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с приложением необходимых документов.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Основаниями для отказа в предоставления муниципальной услуги, по утверждению схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4); расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп. 5).
Из представленных администрацией МО «Янтарный городской округ» доказательств следует, что постановлением Главы администрации от 12.08.2009г. за № 952 была утверждена архитектурно-планировочная часть проекта планировки и межевания пос. Покровское, и данное постановление было опубликовано в газете «Наш Янтарный» за № 42 (262) от 30.10.2009 года.
Следовательно, у администрации МО «Янтарный городской округ», учитывая, что земельный участок с КН 39:22:010021:112 не использовался по целевому назначению длительное время, никаких объектов капитального строительства на нем не имеется, права владельцев установленной функциональной зоной при разрешенном использовании для строительства детского оздоровительного комплекса не нарушались, при утвержденном проекте планировки и межевания пос. Покровское отсутствовали законные и обоснованные основания для раздела земельного участка на 128 участков под ИЖД.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к одному из вопросов местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Учитывая, что И.О. Главой администрации МО «Янтарный городской округ» 23.12.2015 года было принято постановление № 930 в нарушении требований земельного и градостроительного законодательства, то действия администрации по исправлению данной ошибки, путем издания постановления от 05.07.2016 года за № 660 «Об отмене постановления № 930…» нельзя считать незаконными и нарушающими права истца на использование земельного участка по его целевому назначению, которое имелось на момент приобретения им прав на земельный участок.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО2 ФИО7 о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Янтарный городской округ» от 05 июля 2016 года за № 660 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 23.11.2016г.
Судья подпись ФИО1
Копия верна:
Судья Зеленоградского районного суда
Калининградской области: ФИО1