Дело № 2а-1044/2016 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерациигород Калтан 21 декабря 2016 года
Калтанский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С. Н.
при секретаре ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, Государственному инспектору РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1, согласно которого просят признать предписание № Т-663-в/1 от .../.../.... об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, незаконным.
Требования мотивированы тем, что в период с 4 по 22 июля 2016 года Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области была проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за устранением нарушений по ранее выданному предписанию № Т-023-В/1 от 28.08.2015 года. По окончании проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора был составлен акт проверки и выдано предписание от 22.07.2016 года № Т-663-в/1 с требованием до 03.10.2016 года представить в Управление Росприроднадзора корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года и 1, 2 кварталы 2015 года. Согласно Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 года № 50) разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отдельно для обособленных подразделений выполняется в обязательном порядке лишь в том случае, если филиалы или подразделения находятся в разных субъектах РФ. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует ряд объектов, расположенных в пределах одно субъекта РФ, на которых образуются золошлаковые отходы - промплощадка ЮК ГРЭС, ряд котельных в Калтанском городском округе, Осинниковском городско округе, в г. Междуреченск и г. Мыски. Считают, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» представило документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому для ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Разрешительным документом на образование и размещение отходов является указанный документ, которым не определено, на каких объектах должны быть образованы отходы, но определено где и в каких количествах они могу размещаться. Согласно нормативов образования ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» разрешено образовывать 720002,47 тонн золошлаковых отходов в год и размещение их на золошлакоотвалах № 1 и № 2. Таким образом, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имеет документ об утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов, а документов об утверждении нормативов образования и лимитов размещения по каждому подразделению (Котельные в Осинниках, Калтане, Междуреченске и Мысках) ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не должна иметь в силу закона. Доказательств превышения образования золошлаковых отходов свыше установленного норматива в 720 тыс. тонн при проверке не выявлено, как и не выявлено фактов сверхлимитного размещения золошлаковых отходов на разрешенных для размещения площадках (ЗШО-1, ЗШО-2), так и вне их. Таким образом, считает, что вывод об отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не подтверждается материалами дела. Свидетельства сверхнормативного образования золошлаков и сверхлимитного размещения этих отходов отсутствуют. Плата за негативное воздействие на окружающую среду определена исходя из наличия разрешительной документации верно. Во время проведения плановой выездной проверки с 03 по 28.08.2015 года Росприроднадзором обнаружено, что в ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» образуются золошлаковые отходы в котельных в г. Калтан, Осинники, Междуреченск, Мыски. Административный орган посчитал, что образование и размещение этих отходов происходит в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, как следствие при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не был учтен повышающий коэффициент (х25) за сверхлимитное размещение отходов, о чём были составлен протоколы ВЗАТ-336/12, ВЗАТ-336/14, вынесены постановления ВЗАТ-336/12, ВЗАТ-336/14, выдано предписание ВЗАТ-336/5, обязывающее предоставь скорректированные расчеты платы за НВОС сроком исполнения 20.10.2015 года. При проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания ВЗАТ-336/5 административным органом было установлено неисполнение предписания ВЗАТ-336/5, о чем был составлен акт Т-023-в и выдано новое предписание Т-023-в/1 с тем же требованием, что и ВЗАТ-336/5, сроком исполнения 20.04.2016 года. При проведении внеплановой документарной проверки исполнения предписания Т-023-в/1 было установлено неисполнение предписания, о чем был составлен акт Т-663-в и выдано новое предписание с тем же требованием, что и ВЗАТ-336/5 и Т-023-в/1 сроком исполнения до 03.10.2016 года. Решениями Калтанского районного суда от 25.04.2016 года постановления ВЗАТ-336/12 и ВЗАТ-336/14 были отменены за отсутствием состава правонарушения. Судом установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имело документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образование и размещение отходов происходило в соответствие этому документу, расчет платы за НВОС был произведен верно. Решениями Кемеровского областного суда от 25.07.2016 года и 27.07.2016 года решения Калтанского районного суда были оставлены без изменения. Кемеровский областной суд в решении от 27.07.2016 года по делу № 21-843/2016 пришел к выводу, что котельные являются подразделениями ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», находятся в одном субъекте РФ, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для каждого производственного объекта не требуется, поэтому нарушение требований обращения с отходами, в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не установлено. Таким образом, предписания ВЗАТ-336/5, Т-023-в/1, Т-663-в/1 вынесены с нарушением закона (в отсутствие нарушения законодательства) и содержат в себе
незаконные и необоснованные требования, нарушающие права ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Выдача предписания нарушает права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности, возлагая на общество обязанность, не предусмотренную законом. Неисполнение предписания повлечет для истца неблагоприятные последствия - возбуждения дела по факту неисполнения предписания.
Представитель административного истца ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» ФИО3, действующая на основании доверенности ... (2795Д) от .../.../.... (л.д. 27), в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила требования удовлетворить, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представила письменные возражения, согласно которых указала, что в ходе проведенной 22.07.2016 года проверки исполнения ранее выданного предписания был установлен факт нарушения экологических требований ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Согласно акта плановой выездной проверки № ВЗАТ-336 от 28.08.2015 года было установлено, что при предоставлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» допустило искажение экологической информации. Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года, выданном на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года, утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная» по источникам негативного воздействия ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года рассчитаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от следующих производственных подразделений, расположенных на основной площадке гидроэлектростанции (г. Калтан, ул. Комсомольская, 20): цех топливоподачи, котельный цех, турбинный цех, электрический цех, химический цех, цех централизованного ремонта, цех тепловой автоматики и измерений, группа хозяйственного обслуживания, тепловые сети, столовая.
Однако, фактически ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует также следующие подразделения: котельные г. Калтан (пос. Малышев Лог, ул. Покрышкина, 9, ул. Спортивная, 14; пос. Шушталеп, ул. Пожарского, 20; пос. Малиновка, ул. Садовая, 45, ул. Угольная, 56, ул. 60 лет Октября, 1/3, ул. Советская, 10; с. Сарбала, ул. Садовая, 31/1); котельные г. Осинники (ул. Ленина, 1а, ул. Больничный городок, 44/3; ул. Ленина, 128, ул. Вокзальная, 7/1, ул. Станционная, 3/1, пер. Ломоносова, 8, ул. Базарная, 2/1, ул. 9-я Штольня, 2а, ул. Заречная, 15/1; п. Тайжина, ул. Лысенко, 3а, ул. Коммунистическая, 16/1, ул. Звездная, 1/1, ул. Молодежная, 4); котельные г. Междуреченск (котельная ЦОФ «Кузбасская», котельная шахты «Имени В.И. Ленина», котельная разреза «Томусинский», котельная ОК «Звездочка», котельная СП «Романтика», котельная «Управление по ремонту», котельная ОФ «Красногорская», котельная разреза «Ольжерасский», котельная АТЦ «Центральный»); котельные г. Мыски (котельная ЦОФ «Сибирь», котельная разреза «Сибиргинский»).
Расчёт нормативов образования и лимитов на размещение отходов, образованных от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск не включен в Проект нормативов образования отходов и. лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года, в связи с чем в имеющемся у ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ не определены нормативы образования и лимиты размещения отходов от подразделений котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск.
Согласно п. 6 «Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего «Порядка».
Пунктом 5 «Порядка» установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года по 09.07.2019 года утверждены нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаки от сжигания углей» от производственных подразделений ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС, расположенных на основной промплощадке предприятия по адресу: г. Калтан, ул. Комсомольская, 20. В данном документе отсутствуют утвержденные нормативы образования и лимиты на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигания топлива на источниках (котельные г. Калтан, г. Осинники, г. Мыски, г. Междуреченск) не учтенных в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» 2013 года.
При расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду по территориям г. Калтан и г. Осинники в отсутствие утвержденных нормативов образования и лимитов на размещение отхода «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная», фактически образованного в результате сжигания топлива на источниках котельные г. Калтан, г. Осинники, необходимо применять пятикратный повышающий коэффициент за размещение отходов «золошлаковая смесь от сжигания отходов практически неопасная».
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗТА-336/5 от 28.08.2015 года - представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «ЮК ГРЭС» г. Калтан, г. Осинники за 3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области сроком исполнения до 20.10.2015 года. В ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было установлено, что в указанный срок предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований не выполнено, в связи с чем, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» повторно выдано предписание с указанием представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «ЮК ГРЭС» г. Калтан, г. Осинники за 3,4 кварталы 2014 года, 1,2 кварталы 2015 года в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.
Считает, что государственным инспектором при вынесении предписания № Т-663-в/1 от 22.07.2016 года были учтены все обстоятельства, установленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий в отношении ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС». Просит заявление ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» оставить без удовлетворения.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд считает, что требования следует удовлетворить, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу положений ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 года № 403 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области относится к органам исполнительной власти и уполномочено осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).
В судебном заседании установлено и не оспорено сторонами, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» зарегистрировано в качестве юридического лица, является субъектом топливно-энергетического комплекса (л.д. 40-48).
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и установлено, что при предоставлении Расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2014 года, 1, 2 квартал 2015 года в разделе 4 по территориям г. Калтан и г. Осинники ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» допустило искажение экологической информации.
28.08.2015 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗАТ-336/5, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.10.2015 года (л.д. 49-50).
29.01.2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена внеплановая документарная проверка и установлено, что в установленный срок ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не выполнило предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований ВЗАТ-336/5 от 28.08.2015 года (л.д. 83-85).
29.01.2016 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Т-023-в/1, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 20.04.2016 года (л.д. 86).
Решением Калтанского районного суда от 17.08.2016 года административное исковое заявление ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» удовлетворено. Восстановлен процессуальный срок для обжалования предписания № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года. Предписание № Т-023-в/1 от 29.01.2016 года об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, признано незаконным. Решение вступило в законную силу 23.11.2016 года (л.д. 62-71).
22.07.2016 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области была проведена внеплановая документарная проверка и установлено, что в установленный срок ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не выполнило предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований Т-023-в/1 от 29.01.2016 года (л.д. 7-9).
22.07.2016 года ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № Т-663-в/1, согласно которого предписано представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующие Расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, сроком исполнения до 03.10.2016 года (л.д. 10).
Полагая, что предписание выдано в отсутствие предусмотренных законом оснований, административный истец оспорил его в части возложении обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года в суде.
Суд полагает, что предписание в оспариваемой части противоречит применимым к спорным правоотношениям нормам права и подлежит признанию незаконным, исходя из следующего.
В соответствие с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
По смыслу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно п. 13 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в соответствии с пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
По смыслу приведенных норм, возможность возложения на природопользователя обязанности применять повышающий коэффициент и предоставлять корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает только в случае, если у такого пользователя отсутствует соответствующее разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Судом установлено, что ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует котельные, расположенные в Осинниковском городском округе, в Калтанском городском округе, в г. Междуреченске и г. Мыски, то есть в пределах одного субъекта Российской Федерации - в Кемеровской области.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года рег. № 3/отхКАЛ сроком действия с 09.07.2013 года до 09.07.2018 года, согласно которому ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» разрешено образовывать золошлаковые отходы и размещать их на объектах размещения отходов золошлакоотвал № 1 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) и золошлакоотвал № 2 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (захоронение) в количестве по 720 000 тонн на каждом ежегодно в 2014 и 2015 годах (л.д. 12-26).
В момент выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 09.07.2013 года рег. № 3/отхКАЛ действовал федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 года № 786 (ФККО-2002). Приказом Минприроды от 30.09.2011 года № 792 ФККО-2002 был отменен с 01.08.2014 года и приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 утверждён и введён в действие новый ФККО (ФККО-2014), в котором изменились принципы формирования кодов отходов и актуализированы наименования отходов.
В соответствии с Письмом Минприроды России от 17.03.2014 года № 05-12-44/5164 «О направлении разъяснений» изменение ФККО не требуют переоформления разрешительной документации до истечения указанного в них срока действия, за исключением случаев переоформления, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» имело на момент проверки и имеет действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, выданный Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в установленном законом порядке. Документ соответствует предъявляемым к нему требованиям: в нём установлены конкретные виды образуемых отходов и их количество, а также определены способы, сроки размещения отходов и объекты размещения отходов. ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не превышает нормативов образования и лимитов на размещение отходов, установленных указанным документом, не нарушает способы и сроки размещения, размещает отходы на объектах, установленных документом.
Материалами дела не подтверждается факт обращения с отходами в отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Сведений о размещении золошлаковых отходов в рассматриваемый период вне установленных мест размещения отходов, в количестве, превышающем установленные нормативы или о применении не утвержденных способов размещения отходов, в материалах дела в нарушение ст. 62 КАС РФ, также не содержится.
При таких обстоятельствах предписание ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области корректирующий расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года за размещение отходов от подразделений котельные в Осинниковском городском округе, в Калтанском городском округе, в г. Междуреченске и г. Мыски на ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» является неправомерным.
На основании вышеизложенного, доводы административного ответчика, изложенные в письменном отзыве, суд считает несостоятельными.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» подлежит удовлетворению, следует признать предписание № Т-663-в/1 от 22.07.2016 года о возложении обязанности представить корректирующие расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года незаконным, поскольку содержание предписания противоречит действующему законодательству. Признание оспариваемого предписания незаконным полностью восстанавливает права административного истца, поэтому правовых оснований для отмены данного предписания суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 175-177, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» удовлетворить.
Признать предписание № Т-663-в/1 от 22.07.2016 года об обязанности представить корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года, 1, 2 кварталы 2015 года, незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2016 года.
Судья С. Н. Евсеев