ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1045/18 от 13.09.2018 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а-1045/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Буденновск 13 сентября 2018 года

Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Куцев А.О.,

при секретаре Герасименко Д.В.,

с участием представителя административного истца помощника Буденновского межрайонного прокурора Бишель А.О.,

ответчика Белимова М.П.,

заинтересованного лица Архиповой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя Буденновского межрайонного прокурора к Администрации Буденновского муниципального района СК, Белимову М.П. о признании незаконным бездействий Администрации Буденновского муниципального района СК и возложении обязательств устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Буденновского межрайонного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Буденновского муниципального района СК, Белимову М.П. о признании незаконным бездействий Администрации Буденновского муниципального района СК и возложении обязательств устранить допущенные нарушения.

В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о рекламе выявлены факты нарушения размещения рекламных конструкций на территории <адрес>, допущенных администрацией Буденновского муниципального района.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон № 196-ФЗ) основными задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

В силу ч. 4 ст. 19, п. 3 ч. 4 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» (Закон № 38-ФЗ) рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ техническом регулировании» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ Закон № 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Закрепленные Государственным стандартом РФ «Наружная реклама» на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения «ГОСТ Р 52044-2003», утвержденным постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст, правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан. Имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и с учетом п. 1 ст. 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 184 -ФЗ «О техническом регулировании», а так же постановления Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, являются обязательными для исполнения. Неисполнение организациями и гражданами указанных требований влечет угрозу жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.

Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционных определениях ВС Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу , Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , ВС Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

В п.п. 21-21.3 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона «О рекламе» сказано, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции. Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции, то такая обязанность возлагается на собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества. В таком случае ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Белимовым М.П. на территории <адрес> и <адрес> установлены рекламные конструкции по следующим адресным ориентирам.

Места размещения рекламных конструкций, установленные Схемой размещения рекламных конструкций <адрес> СК, утвержденной распоряжением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (схема): <адрес> придорожная полоса автодороги «Обход <адрес>» ПК-0; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 970 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 400 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 217 км + 850 м (право); <адрес>, 214 км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с -А; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с .

Места размещения рекламных конструкций, не установленные Схемой: <адрес>, придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 211 км + 900 м (право); <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, 3 микрорайон, по смежеству с <адрес> (пересечение <адрес> с <адрес>); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> Б; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, напротив по <адрес>.

Внесение изменений в Схему рассматривалось на заседании постоянно действующей рабочей группы по вопросам внесения изменений в схему размещения рекламных конструкций <адрес> СК, созданной в соответствии с постановлением администрации Буденновского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ. Заседание рабочей группы проводилось ДД.ММ.ГГГГ с оформлением протокола (прилагается). Всего из Схемы было исключено 48 мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Буденновского муниципального района. Внесение изменений в схему утверждено постановлением администрации Буденновского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций <адрес> СК, утвержденную постановлением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ».

В настоящее время действующие договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций между администрацией Буденновского муниципального района и Белимовым М.П. отсутствуют, действующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Белимова М.П. не имеет.

Кроме того, администрацией Буденновского муниципального района Белимову М.П. неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) направлялись предписания о демонтаже рекламных конструкций, установленных без соответствующих разрешений, однако до настоящего времени мер по самостоятельному демонтажу установленных конструкций им не принято.

Также по настоящее время не приняты меры администрацией Буденновского муниципального района по демонтажу указанных конструкций за счет средств местного бюджета.

Согласно ч. 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Однако Белимовым М.П. установленного законом разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не получено.

Кроме того, вышеуказанные рекламные конструкции, размещены Белимовым М.П. с нарушением требований ГОСТ 52044-2003.

В соответствии с п.п. 6.1, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также: на одной опоре с дорожными знаками и светофорами; на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей; над проезжей частью; на дорожных ограждениях и направляющих устройствах; на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах. Допускается размещение рекламных конструкций на конструктивно выделенных бортовым камнем или защитными ограждениями разделительных полосах, в том числе на газонах, разделяющих транспортные потоки, и центральных частях перекрестков с круговым движением, за пределами границ коридора безопасности, определяемых в соответствии с требованиями к территориальному размещению рекламных конструкций, не допускается размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления, с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т.п., в поверхность автомобильных дорог и улиц. Средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения. При выполнении работ по монтажу и обслуживанию средств наружной рекламы должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства дорожных работ. Фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15-20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см. Допускается размещение выступающих более чем на 5 см фундаментов опор на тротуаре при наличии бортового камня или дорожных ограждений, если это не препятствует движению пешеходов и уборке улиц.

Таким образом, то обстоятельство, что вышеуказанная рекламная конструкция Белимовым М.П. размещена в нарушение ч. 1 ст. 46 Закона ФЗ, ч.ч. 4, 5, 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ, ст. 3 Закона № 196-ФЗ, п.п. 6.1, 6.12 ГОСТ Р 52044-2003, свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения, также объективно создает помехи в восприятии водителями дорожи обстановки.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, административный истец просит: признать незаконным бездействие администрации Буденновского муниципального района выразившихся в непринятии мер к демонтажу рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций <адрес>, утвержденной распоряжением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ); обязать администрацию Буденновского муниципального района за счет средств местного бюджета в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж рекламных конструкций по адресу: <адрес> придорожная полоса автодороги «Обход <адрес>» ПК-0; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 970 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 400 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск Мин. Воды 217 км + 850 м (право); <адрес>, 214 км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск Мин. Воды; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с <адрес>-А; <адрес> 8 микрорайон, по смежеству с <адрес>; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 211 км + 900 м (право); <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, 3 микрорайон, по смежеству с <адрес> (пересечение <адрес> с <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> Б; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, напротив по <адрес>).

В дальнейшем от административного истца поступили уточненные требования, в которых он просит признать незаконным бездействие администрации Буденновского муниципального района выразившихся в непринятии мер к демонтажу рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций <адрес>, утвержденной распоряжением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ); обязать администрацию Буденновского муниципального района за счет средств местного бюджета в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести демонтаж рекламных конструкций по адресу: <адрес> придорожная полоса автодороги «Обход <адрес>» ПК-0; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 970 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 400 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск Мин. Воды 217 км + 850 м (право); <адрес>, 214 км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск Мин. Воды; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с <адрес>-А; <адрес> 8 микрорайон, по смежеству с <адрес>; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 211 км + 900 м (право); <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, 3 микрорайон, по смежеству с <адрес> (пересечение <адрес> с <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> Б; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, напротив по <адрес>.

В последующем истцом было предоставлено дополнение к административным исковым требованиям, в которых указано следующее.

Согласно, апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ в материалах административного искового дела отсутствуют сведения о следующих рекламных конструкциях: <адрес>, 214км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 211 км + 900 м (право).

Однако, на л.д. 13-16 административного дела имеется акт осмотра рекламных конструкций расположенных на территории <адрес>, в котором содержатся сведения о вышеуказанных рекламных конструкциях.

С учетом вышеизложенного, оснований для уточнений административных исковых требований не имеется.

В связи с чем, истец поддерживает предъявленное ранее исковое заявление,

В судебном заседании представитель административного истца помощник Буденновского межрайонного прокурора Бишель А.О. поддержал уточненные заявленные требования в полном объёме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Буденновского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В материалах дела имеются возражения на административное исковое заявление прокурора, согласно которым, администрация Буденновского муниципального района не согласна с предъявленным требованием.

В соответствии с ч. 10 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» администрацией Буденновского муниципального района неоднократно направлялись владельцу рекламных конструкций Белимову М.П. предписания о демонтаже рекламных конструкций.

Факт получения Белимовым М.П. восемнадцати предписаний с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается его ответом на предписания (письмо б/н с ДД.ММ.ГГГГ), получение четырех предписаний от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаете также ответом Белимова М.П. (письмо б/н от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч. 21.3 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе» если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества, то её демонтаж, хранение или в необходимы случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. В данном случае рекламные конструкции, перечисленные в административно исковом заявлении, установлены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Поэтому демонтаж этих конструкций должен осуществить Белимова М.П. в силу ч. 21 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе».

Бюджет Буденновского муниципального района сформирован на 2018 г. и плановый период 2019 г. и 2020 г., в том числе по расходам на 2018 г. в сумме 1 992350 460 рублей. Уровень покрытия расходов бюджета Буденновского муниципального района в 2018 г. составляет 93 процента.

Исполнение поступления собственных доходов в бюджет Буденновского муниципального района по итогам первого квартала составило 23 процента от годовых назначений. Поэтому предусмотреть дополнительное финансирование на демонтаж рекламных конструкций в установленный прокурором двухмесячный срок не представляется возможным.

Частью 2.9 ст. 77 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что «органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местной самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ».

Для выполнения работ по демонтажу двадцати одной рекламной конструкции администрация Буденновского муниципального района должно заключить муниципальный контракт, который заключается в соответствии с требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При установлении сроков для демонтажа рекламных конструкций прокурором в административном исковом заявлении прокурора не учтены требования Закона № 44-ФЗ, а именно предусмотренные ст. 59 -70 которые регламентируют, что аукцион по заключению муниципального контракта состоит из определенных этапов, на который отводится определенный временной интервал. Так, на внесение работ по демонтажу конструкций в план закупок и план-график требуется 10 календарных дней, на подачу заявок с момента размещения извещений - 7 календарных дней, на рассмотрение первых частей заявок - 7 календарных дней, проведение аукциона - на третий рабочий день, рассмотрение вторых частей заявок три рабочих дня, заключение контраста до 20 календарных дней (итого - 50 дней).

Кроме того, дополнительно необходимо время для принятия решения о внесении изменений в решение Совета Буденновского муниципального района на текущий финансовый год с целью выделения денежных средств для оплаты работ по демонтажу рекламных конструкций и время на проведение этих работ.

На основании вышеизложенного администрация Буденновского муниципального района просит суд возложить обязанность по сносу рекламных конструкций на Белимова М.П. То что, все рекламные конструкции, принадлежащие Белимову М.П. которые административный истец просит обязать их демонтировать, на настоящий момент установлены незаконно, она подтверждает.

В судебном заседании ответчик Белимова М.П. исковые требования не признал. Пояснил, что требования административного искового заявления основаны на постановлении Администрации Буденновского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций <адрес>, утвержденную постановлением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ». Этим постановлением из схемы размещения рекламных конструкций были исключены места, на которых размещались его рекламные конструкции.

Данный нормативный правовой акт в настоящее им обжалуется. В производстве Буденновского городского суда находится административное дело а-1157/2018 по его административному исковому заявлению.

Поскольку факты, которые будут установлены в рамках административного дела а-1157/2018 будут иметь преюдициальное значение для разрешения настоящего административного дела, на основании п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС РФ, просил приостановить производство по административному делу а-1045/2018.

Также просил обязать администрацию Буденновского муниципального района провести с его участием и совместно с заинтересованными лицами обследование мест под размещение рекламных конструкций.

Ответчик Белимова М.П. пояснил, что Постановление администрации Буденновского муниципального района СК от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций <адрес> СК, утвержденную постановлением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ» которым были исключены из схемы мест размещения рекламных конструкций места, на которых были установленные его рекламные конструкции является незаконным, так как было принято с нарушением действующего законодательства.

На места размещения оставшихся 6 рекламных конструкций, которые не были исключены их схемы мест размещений рекламных конструкций ДД.ММ.ГГГГ были проведены торги, которые выиграла его бывшая супруга Архипова Н.Б. Но так как она к настоящему времени не заключила с администрацией Буденновского муниципального образования соответствующий договор, считает результаты торгов недействительными и в дальнейшем он рассчитывает выиграть торги на указанные места размещения.

Ответчик Белимова М.П. подтвердил, что ни одна из его рекламных конструкций, как и все подобные конструкции в городе не соответствуют требованиям норм ГОСТа. При этом считает, что административный истец относится к нему предвзято, так как только к его рекламным конструкциям предъявляются требования о демонтаже. Также считает, что административные исковые требования о сносе рекламных конструкций необоснованно предъявлены к администрации Буденновского муниципального района в виду того, что земельные участки, на которых расположены его рекламные конструкции являются государственной, а не муниципальной собственностью, в связи с чем, подлежат сносу за счет государственного, а не муниципального бюджета.

В связи с вышеизложенным, просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Заинтересованное лицо Архипова Н.Б. в судебном заседании поддержала исковые требования прокуратуры и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД отдела МВД России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя ответчика администрации Буденновского муниципального района <адрес> и представителя заинтересованного лица ОГИБДД отдела МВД России.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Ходатайства ответчика Белимова М.П. о приостановлении производства по административному делу до разрешения другого административного дела а-1157/2018, а также об обязании администрации Буденновского муниципального района провести с его участием и совместно с заинтересованными лицами обследование мест под размещение рекламных конструкций, суд считает не подлежащем удовлетворению, так как рассматривает данное административное дело только в рамках заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.

Из содержания п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания соответствия совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями, совершившими оспариваемые действия (бездействия).

Таким образом, именно на администрацию Буденновского муниципального района возлагается обязанность доказывания соответствия совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Буденновского муниципального района и Белимовым М.П. были заключены договоры ; 4/5; 6/5; 3/5; 17/5; 20/5; 10/5; 14/5; 9/5; 8/5; 7/5; 12/5; 15/5; 11/5; 16/5; 18/5; 13/5; 19/5 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Буденновского муниципального района и государственная собственность на который не разграничена на территории Буденновского муниципального района, по которым Белимову М.П. были предоставлены места размещения рекламной конструкции по адресам: <адрес>, обход <адрес>» ПК-0; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 970 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 217 км + 850 м (право); <адрес>, 214 км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с -А; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с ; <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, 3 микрорайон, по смежеству с <адрес> (пересечение <адрес> с <адрес>); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> Б; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес> действия указанных договоров устанавливался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3.2.2 вышеуказанных договоров Белимова М.П. принял на себя обязательство установить и эксплуатировать рекламную конструкцию после получения разрешительной документации и в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом, разрешительной документацией и условиям настоящих договоров.

Из содержания п. 3.2.7 указанных договоров следует, что в течение трех дней со дня аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции или признания их недействительными Белимова М.П. обязан удалить информацию, размещенную на рекламных конструкциях и в течение месяца осуществить демонтаж рекламных конструкций и привести рекламное место в первоначальное состояние.

В соответствии с положениями ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Законом о рекламе.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Постановлением администрации Буденновского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций <адрес> СК, утвержденную постановлением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ» были внесены изменения в схему размещения рекламных конструкций <адрес>, из которой следует, что в соответствующую схему размещения рекламных конструкций не вошли земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> Б; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>.

В судебном заседании было установлено и это не оспаривается ответчиком Белимовым М.П., что после окончания ДД.ММ.ГГГГ сроков действий девятнадцати договоров, новые договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с требованиями п. 5 ст. 19 Закона о рекламе, между Белимовым М.П. и Администрацией Буденновского муниципального района не заключались, как не выдавались разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии с требованиями п. 9, 10, 17 ст. 19 Закона о рекламе.

В силу ч. 5 ст. 19 закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам: <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Мин. Воды 218 км + 400 м (право); <адрес>, придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 211 км + 900 м (право); <адрес>, напротив по <адрес> муниципального района и Белимовым М.П. никогда не заключались, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций также никогда не выдавались, следовательно, установлены самовольно.

В соответствии с п. 10 ст. 19 закона, установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Белимова М.П. подтвердил принадлежность ему вышеуказанных рекламных конструкций и тот факт, что у него отсутствует договоры на установку и эксплуатацию всех спорных рекламных конструкций, а также разрешения на установку и эксплуатацию этих рекламных конструкций.

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что все спорные рекламные конструкции, принадлежащие Белимову М.П. после ДД.ММ.ГГГГ размещены незаконно, в связи с отсутствием договоров с собственником земельного участка, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, а также в связи с отсутствием разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Белимова М.П. были направлены предписания об удалении информации, размещенных на рекламных конструкциях в течение 3-х дней, а также о демонтаже в течение 30-и дней принадлежащих ему рекламных конструкций. В предписаниях указывалось, что в случае невыполнения в установленный срок предписаний, администрация Буденновского муниципального района в соответствии с ч. 21.2 ст. 19 Закона о рекламе вправе осуществить демонтаж рекламных конструкций и предъявить Белимову М.П. требования о возмещении расходов, понесенных в связи с их демонтажем, хранением или в случае необходимости уничтожением.

Согласно ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Предписания Белимовым М.П. исполнены не были. На указанные предписания Белимовым М.П. в администрацию Буденновского муниципального района был подан ответ, в котором он выражает свой отказ произвести демонтаж рекламных конструкций.

В дальнейшем, в 2017 г. Белимовым М.П. в адрес администрации Буденновского муниципального района направлялись гарантийные письма, о сносе принадлежащих ему рекламных конструкций, однако данные гарантии исполнены не были.

Из содержания ч. 21.1 ст. 19 Закона о рекламе следует, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в ч. 21 ст. 19 Закона о рекламе обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.

Согласно ч. 21.2 ст. 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в ч. 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Собственник спорных рекламных конструкций Белимова М.П., после получения соответствующих предписаний от администрации Буденновского муниципального района, демонтаж рекламных конструкций не произвел.

Как установлено судом и это не оспаривается ответчиком Белимовым М.П. рекламные конструкции установлены с нарушением ГОСТ.

В соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу указанного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ. Этим же постановлением установлены требования их обязательного применения, аналогичные предусмотренным п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании".

Исходя из изложенного, применение ГОСТ РФ 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" осуществляется в обязательном порядке в части требований, установленных п. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании".

Таким образом, соответствующие требования ГОСТа Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан и, соответственно, подлежат обязательному применению в ходе установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Согласно абзацу 3 ч. 2 ст. 3.3 ФЗ № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЗК РФ» следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Из содержания п. 5 ст. 19 ФЗ Закона о рекламе следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Из системного толкования 3 ч. 2 ст. 3.3 ФЗ № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 5 ст. 19 ФЗ Закона о рекламе следует, что администрация Буденновского муниципального района, обладая правом по заключению договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, является владельцем указанных земельных участков.

Данные правомочия законного владельца были исполнены администрацией Буденновского муниципального района при заключении соответствующих договоров ДД.ММ.ГГГГ с Белимовым М.П.

Следовательно, являясь законным владельцем земельных участков, ранее предоставленных Белимову М.П. на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, после истечения сроков договоров и истечению сроков действия разрешений именно на администрацию Буденновского муниципального района в соответствии с ч. 21.2 ст. 19 Закона о рекламе возлагается обязанность по демонтажу указанных конструкций.

Данное обстоятельство подтверждается самим административным ответчиком - администрацией Буденновского муниципального района, в ранее направленных ею в адрес Белимова М.П. предписаниях, в которых содержится информация о том, что если Белимова М.П. в месячный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ добровольно не демонтирует рекламные конструкции, администрация Буденновского муниципального района осуществит демонтаж указанных рекламных конструкций, а расходы, произведенные на такой демонтаж, взыщет с Белимова М.П.

С момента окончания сроков действий договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также разрешений на установку и эксплуатацию этих рекламных конструкций принадлежащих Белимову М.П. прошло более года, вместе с тем, администрацией Буденновского муниципального района не приняты меры к демонтажу вышеуказанных конструкций, суд приходит к выводу, что данным административным ответчиком допущено незаконное бездействие.

Признавая бездействия администрации Буденновского муниципального района, не осуществившего демонтаж спорных рекламных конструкций, суд полагает необходимым возложить на указанного административного ответчика обязанность устранить указанные нарушения, демонтировав данные рекламные конструкции в течение двух месяцев с момента вступления данного решения в законную силу. Данный срок суд находит разумным, так как с момента направления Белимову М.П. первых предписаний об осуществлении демонтажа спорных рекламных конструкций прошло более двух с половиной лет, но администрацией Буденновского муниципального района не были предприняты меры по устранению нарушений действующего законодательства, а предоставление более длительных сроков для осуществления демонтажа рекламных конструкций лишь усугубит допущенные нарушения Закона о рекламе, а также права заинтересованного лица Архиповой Н.Б. выигравшей в 2017 г. по итогам проведения торгов право на размещение рекламных конструкций в 7 местах, на которых в настоящее время размещены рекламные конструкции Белимова М.П.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 177 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление заместителя Буденновского межрайонного прокурора к Администрации Буденновского муниципального района <адрес>, Белимову М.П. о признании незаконным бездействий Администрации Буденновского муниципального района СК и возложении обязательств устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Буденновского муниципального района выразившихся в непринятии мер к демонтажу рекламных конструкций в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций <адрес>, утвержденной распоряжением администрации Буденновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать администрацию Буденновского муниципального района за счет средств местного бюджета в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести демонтаж рекламных конструкций по адресу: <адрес> придорожная полоса автодороги «Обход <адрес>» ПК-0; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 218 км + 970 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 218 км + 400 м (право); <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 217 км + 850 м (право); <адрес>, 214 км + 200 м (лево) автодорога Кочубей - Зеленокумск Минеральные Воды; <адрес>, 8 микрорайон, по смежеству с -А; <адрес> 8 микрорайон, по смежеству с ; <адрес> придорожная полоса автодороги Кочубей - Зеленокумск - Минеральные Воды 211 км + 900 м (право); <адрес> по смежеству с ТП-11 (остановка «Гимназия »); <адрес>, 3 микрорайон, по смежеству с <адрес> (пересечение <адрес> с <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, по смежеству с <адрес> «Б»; <адрес>, по смежеству с парком им. Лермонтова (остановки «Школа »); <адрес>, по смежеству с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с (мультипанель); <адрес>, по смежеству с А (1 микрорайон по смежеству с <адрес>); <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес> по смежеству с парком; <адрес>, по смежеству с остановкой и парком; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, пересечение <адрес> с <адрес>; <адрес>, напротив по <адрес>).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Буденновский городской суд в течение месяца, со дня его вынесения в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Решение отпечатано в совещательной комнате

Судья-подпись

Копия верна

Судья Куцев А.О.

Подлинник решения подшит в административном деле а-1045/18, находящемся в Буденновском городском суде <адрес>.

Секретарь с/з