ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1045/19 от 05.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-1045/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2019 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Кургановой Ю.Ф..,

с участием

представителей административного истца - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске – Климовой Елены Евгеньевны, Бабиюк Светланы Анатольевны,

административного ответчика - заместителя прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области Кротова Максима Викторовича,

представителя прокуратуры Оренбургской области - помощника прокурора Ленинского района г. Орска Комаровой Анастасии Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области к заместителю прокурора Ленинского района г. Орска Кротову Максиму Викторовичу, прокуратуре Ленинского района г. Орска, прокуратуре Оренбургской области о признании незаконными представления прокурора Ленинского района г. Орска, юриста 1 класса Кротова Максима Викторовича от 29 апреля 2019 года № 7-02-2019 «Об устранении нарушений пенсионного законодательства», обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области (далее - УПФ РФ в г.Орске) обратилось в суд с административным иском к заместителю прокурора Ленинского района г. Орска Кротову М.В., прокуратуре Ленинского района г. Орска, в котором просит: признать незаконным Представление заместителя прокурора Ленинского района г. Орска юриста 1 класса Кротова М.В. от 29 апреля 2019года № 7-02-2019 «Об устранении нарушений пенсионного законодательства»; обязать заместителя прокурора Ленинского района г. Орска устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска указано, что 06 мая 2019 года в УПФР в г.Орске поступило представление заместителя прокурора Ленинского района г. Орска, юриста 1 класса Кротова М.В.от 29 апреля 2019 года №7-02-2019 «Об устранении нарушений пенсионного законодательства», в котором указано, что прокуратурой Ленинского района г. Орска проведена проверка исполнения законодательства при ведении персонифицированного учета, и установлено, что 27 организациями не представлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) и 11 организациями не представлены сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М).

Прокурор указывает, что сотрудниками УПФР в г. Орске «не предприняты меры по привлечению указанных организаций к установленной законом ответственности, за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений» (стр. 3 представления).

Оспариваемым представлением заместитель прокурора потребовал: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц (работников УПФР), по вине которых допущены указанные в представлении
нарушения; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору в установленный законом срок.

Считают представление незаконным, поскольку в нем не указано, в
отношении каких именно организаций сотрудниками УПФР не предприняты меры к привлечению страхователей к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Заместитель прокурора действительно направлял в УПФР в г. Орске запрос о предоставлении информации о ведении персонифицированного учета страхователями (в том числе с нарушением сроков). На запрос- УПФР в г. Орске предоставил оперативные списки страхователей, не предоставивших сведения за 2018 год и за февраль 2019. года.

Но прокурор не запрашивал информацию о принимаемых мерах по привлечению страхователей к ответственности, поэтому такой информации прокурору предоставлено не было.

Представление рассмотрено начальником УПФР в г. Орске Бабиюк С.А. при участии помощника прокурора Комаровой А.В. В ходе рассмотрения по поводу отсутствия в представлении конкретных страхователей, в отношении которых якобы не приняты меры сотрудниками УПФР, помощник прокурора Комарова А.В. пояснила, что проверка еще ведется (аудиопротокол рассмотрения представления имеется).

Административный истец полагает, что продолжение проверки после
вынесения представления, в котором указано, что представление вынесено по результатам проверки, и изложено требование устранить выявленные нарушения, но при этом в представлении не содержится указаний на конкретные нарушения, - является нарушением Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

Начальник УПФР в г. Орске Оренбургской области Бабиюк С.А., в адрес которого внесено представление, в котором не указаны конкретные допущенные сотрудниками УПФР в г. Орске нарушения законодательства, лишен возможности провести служебную проверку, определить факт нарушения, установить виновных лиц, то есть принимать меры по внесенному представлению.

Кроме того, в результате того, что прокурор не запрашивал информацию о проводимой работе по привлечению к ответственности, прокурор пришел к
ошибочным выводом о непринятии сотрудниками УПФР в г. Орске мер по
привлечению страхователей к ответственности за нарушения законодательства об индивидуальном персонифицированном учете.

К выводу о непринятии мер можно прийти только тогда, когда
предусмотренные законом меры не приняты в установленные законом сроки, И есть конкретные факты, которые это подтверждают.

Между тем, на момент представления информации об организациях, не
представивших сведения (на 01 апреля 2019 года), а также и на момент внесения представления прокурора (06 мая 2019 года), еще не истекли сроки проведения проверки по факту непредставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, и сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.

Не говоря уже о том, что не истекли сроки принятия мер по привлечению страхователей к ответственности в случае, если проводимая проверка покажет наличие состава нарушения.

Акт об обнаружении нарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете по не представившим страхователям сведения за 2018 год и за февраль 2019 года, должен был составляться в срок 1 июня 2019 года, да и то, только в случае выявления состава нарушения, поскольку сам по себе факт непоступления формы отчетности от страхователя в установленный законом срок не свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ №27 -ФЗ).

Акт об обнаружении нарушения является первым из мероприятий, входящих в процедуру привлечения к ответственности, предусмотренной нормами ФЗ № 27-ФЗ.

В связи с неистечением сроков проведения проверки, составления Акта, а в связи с этим, и неистечением сроков, установленных законом для предоставления страхователю времени для возражений по Акту, для уведомления о дате и месте рассмотрения материалов проверки, для принятия в дальнейшем решения начальника (заместителя начальника) УПФР в г. Орске по результатам проверки - отсутствуют виновные действия сотрудников УПФР в г. Орске по непринятию мер по привлечению к ответственности страхователей.

В отношении форм СЗВ-М за февраль текущего 2019 года, также на
момент внесения представления - еще не истекли сроки проведения проверки, исчисляемые как с момента установленного срока предоставления сведений (16· июня 2019), так и с момента фактического предоставления формы СЗВ-М (в представленном списке были указаны страхователи, от которых на 1 апреля 2019 года еще не поступила форма СЗВ-М за февраль 2019, то есть срок проверки не начал течь).

При работе со страхователями по отчетности формы СЗВ-М за текущий год, необходимо учитывать, что само по себе непоступление очередной отчетности СЗВ-М за истекший месяц не свидетельствует о наличии состава правонарушения, т.к. как при добросовестном поведении страхователя, отсутствие формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии работавших в истекшем месяце, что соответствует закону. Поскольку страхователи в течение календарного года иную отчетность в органы ПФР не предоставляют, а отчетность о начисленных взносах и доходах с 2017
года предоставляется в налоговые органы, а не в органы ПФР, то для составления Акта об обнаружении нарушения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года необходимо провести работу со страхователями по фактическому истребованию непредоставленной формы СЗВ-М, либо пояснений от страхователя, для чего законодательство о налогах и сборах и предусматривает сроки проведения документальных (камеральных), иных
проверок.

В отношении привлечения должностных лиц к административной
ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ - также отсутствуют виновные действия по непринятию мер со стороны УПФР в г. Орске, поскольку срок для составления протокола об административном правонарушении (с учетом сроков рассмотрения дела мировым судьей 2 месяца) истечет только 1 января 2020 года.

Для обоснованного составления протокола об административном правонарушении необходимо установить все признаки состава административного правонарушения, в том числе субъекта - должностного лица, на которое возложена обязанность по предоставлению сведений персонифицированного учета и его вину.

В частности, указание на директора юридического лица в ЕГРЮЛ не является надлежащим подтверждением виновности указанного лица в совершении конкретного нарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.

Установление надлежащего субъекта (проверка факта увольнения; наличие иного должностного лица в организации, на которого возложены обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета на момент совершения нарушения и др.), а также отсутствие обстоятельств, исключающих вину лица (нахождение в отпуске, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком и др.); разъяснение лицу, в отношении которого составляется протокол, его прав и обязанностей, - входит в обязанности
должностного лица УПФР, составляющего протокол об административном
правонарушении. Перечисленные мероприятия предшествуют уведомлению лица о составлении протокола об административном правонарушении, и выполняются сотрудниками УПФР в г. Орске в целях исключения случаев необоснованного привлечения к административной ответственности, на что неоднократно указывает сложившаяся судебная практика Оренбургского областного суда и Верховного Суда РФ.

Кроме того, в отношении индивидуальных предпринимателей привлечение к ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ признано Конституционным Судом РФ противоречащим Конституции РФ при обстоятельствах привлечения его по ФЗ №27-ФЗ (Постановление КС РФ № 8-п от 04 февраля 2019 года).

В обстоятельствах, когда не только сроки привлечения к установленной
законом ответственности по ст. 17 ФЗ № 27 -ФЗ и по ст. 15.33.2 КоАП РФ не истекли, но и не истекли сроки проведения предшествующей привлечению к ответственности проверки по фактам непредставления сведений работодателями, внесенное представление с требованием привлечь виновных сотрудников УПФР к ответственности и с выводами прокурора о непринятии мер по привлечению страхователей к ответственности - является незаконным.

Представление прокурора о нарушениях со стороны сотрудников УПФР порочит деловую репутацию УПФР в г.Орске, формирует негативную оценку работы территориального органа ПФР, в том
числе, перед вышестоящей организацией, так как по приказу ОПФР по Оренбургской области, представление прокурора, вынесенное в отношении УПФР в г. Орске, незамедлительно направляется в вышестоящую организацию, что в дальнейшем характеризует основные показатели работы Управления, учитывается при премировании сотрудников.

Оспариваемое представление дезорганизует работу Управления, создает ситуацию, при которой руководству Управления непонятно, какие именно факты являются для прокурора основанием для вывода о нарушениях со стороны сотрудников УПФР.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать
незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Оренбургской области.

В судебном заседании представитель административного истца УПФР в г. Орске Климова Е.Е. (доверенность от 02 августа 2019 года) исковые требования поддержала.

Дополнила, что 17 января 2019 года от зам. прокурора Ленинского района г.Орска поступил запрос- ежеквартально в срок до 30 января 2019 года, а также до 30-го числа последнего месяца квартала представить в адрес прокуратуры сведения: о ведении страхователями персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования (в том числе с нарушением сроков); о предоставлении отчетности по страховым взносам плательщиками страховых взносов (в том числе с нарушением сроков)

Ранее надзор за УПФР в г. Орске осуществляла прокуратура Советского района г. Орска. Есть соглашение о взаимодействии, заключенное 19 мая 2010 года на региональном уровне между органами ПФР и органами прокуратуры. УПФР в г.Орске всегда оперативно предоставляет информацию в органы прокуратуры в рамках имеющегося Соглашения, что стимулирует поведение страхователей в целях соблюдения страхователями законодательства путем применения к страхователям мер прокурорского реагирования.

31 января 2019 года УПФР в г.Орске представил информацию, которая была на тот момент: список страхователей, нарушивших законодательно установленный срок по предоставлению формы СЗВ-М ( 58 страхователей)

05 февраля 2019 года дополнительно к ответу от 31 января 2019 года сообщили, что представленный ранее список сформирован по итогам сведений от страхователей о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за отчетный период – декабрь 2018 года. Просили исключить из списка ряд страхователей, которые предоставили отчетность, и находятся в стадии ликвидации. А также в целях недопущения повторного применения мер административной ответственности к должностным лицам, предусмотренных КоАП РФ, просили сообщить в отношении каких страхователей они были применены.

01 апреля 2019 года – предоставили 3 списка:

- Приложение №1-информация за 2018 год – список страхователей, не предоставивших отчетность (27 страхователей);

-Приложение №2 –список страхователей, не предоставивших отчетность за январь 2019 года (13 страхователей);

Приложение №3 – список страхователей, не предоставивших отчетность за февраль 2019 года (11 страхователей).

И вдруг 06 мая 2019 года получили оспариваемое представление зам. прокурора от 29 апреля 2019 года, в котором указано, что в ходе проверки согласно списков (приложение №1, 3 ) установлено, что УПФР в г. Орске не предприняты меры к привлечению указанных организаций к установленной законом ответственности, за непредставление в установленный срок либо отказ от представления ОПФР оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений.

При этом прокурор не запрашивал информацию о принимаемых мерах по привлечению страхователей к ответственности, соответственно такой информации прокурору не было представлено.

В представлении не указаны конкретные страхователи; оно дезориентирует; требует устранить нарушения, которые не описаны; устранить факты, которые не изложены.

23 мая 2019 года представление рассмотрено начальником УПФР в г.Орске с участием помощника прокурора Комаровой А.В. На вопрос руководителю я УПФР в г. Орске к помощнику прокурора «в отношении каких именно страхователей не приняты меры», пом. прокурора ответила, что проверка еще проводится.

Следовательно, проверка еще не проведена, конкретные страхователи не установлены, но представление уже вынесено.

На вопрос – на основании чего прокурор пришел к выводу, что имеются нарушения пенсионного законодательства, пом. прокурора ответила, что на основании опросов сотрудников ОПФР Ш и Б от 26 марта 2019 года.

Но они в пояснении (два сотрудника опрошены одновременно в одном бланке опроса) рассказывают о порядке проведения трехсторонней сверки между годовой, ежемесячной и налоговой отчетностью, а также говорят о том, что «составлением протоколов об административных правонарушениях за непредставление в срок отчетов по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ занимается иная структура- отдел взаимодействия со страхователями». В опросе не говорится, что работа не ведется.

Выявлено 2 факта: директор ООО «Проводок» С и ИП Г привлечены прокурором к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ, прокурор об этом в рамках Соглашения о взаимодействии не сообщал.

В результате - 23 мая 2019 года УПФР в г. Орске сдал мировому судье материал о привлечении директора ООО «Проводок» С к административной ответственности. Определением мирового судьи производство по делу прекращено. А ведь УПФР в г. Орске проводило работу в отношении директора ООО «Проводок» С: 11 марта 2019 года – направлен запрос в ФМС; 2 уведомления в 2 адреса С от 09 апреля 2019 года направлены ему 16 апреля 2019 года с приглашением на 22 мая 2019 года для составления протокола об административном правонарушении (уведомления получены С 19 апреля 2019 года); 22 мая 2019 года в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, который направлен в суд и получен судом 23 мая 2019 года, а 25 мая 2019 года мировым судьей судебного участка №5 Ленинского района г. Орска производство в отношении него прекращено.

08 апреля 2019 года в отношении Ссоставлен акт об обнаружении правонарушения – процедура привлечения по ФЗ-ФЗ, 13 апреля 2019 года он его получил.

В отношении ИП Г: его давно начали привлекать по ФЗ №27-ФЗ, составлен акт от 15 мая 2019 года. Поступил запрос –привлекался ли ИП Г к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ, на который ответили, что проводится процедура привлечения его по ФЗ №27-ФЗ. На сайте мирового судьи с/у №6 Ленинского района г.Орска узнали информацию, что 20 мая 2019 года по постановлению прокурора он уже привлечен к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ, штраф 300 рублей. Следовательно, УПФР в г. Орске не может его привлечь по ФЗ №27-ФЗ, санкция была бы 500 рублей.

Кроме того, в отношении индивидуальных предпринимателей привлечение к ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ признано Конституционным Судом РФ противоречащим Конституции РФ при обстоятельствах привлечения его по ФЗ №27-ФЗ (Постановление КС РФ № 8-п от 04 февраля 2019 года).

Таким образом, проводя проверку, прокурор не запрашивал информацию о привлечении страхователей к ответственности; ошибочно опросил двух специалистов, не проверив их должностных обязанностей. Они же в опросе написали, что составлением протоколов об административных правонарушениях за непредставление в срок отчетов по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ занимается иная структура- отдел взаимодействия со страхователями».

Результат –работа УПФР в г.Орске дезорганизована. В стране серьезная экономическая ситуация, повышение пенсионного возраста, острая социальная ситуация, меры непопулярны. Когда приходят к выводу о непринятии мер – это потеря бюджета, низкий результат, что порочит деловую репутацию УПФР в г.Орске.

Если сроки привлечения страхователей истекли и меры не приняты – тогда и следует обоснованный вывод о непринятии мер.

03 июня 2019 года УПФР в г. Орске дан ответ о том, что в списках №№1,3 не содержится информация, свидетельствующая о непринятии мер со стороны УПФР в г.Орске о привлечении к ответственности страхователей. Кроме того, на момент предоставления информации об организациях, не
представивших сведения (на 01 апреля 2019 года), а также и на момент внесения представления прокурора (06 мая 2019 года), еще не истекли сроки проведения проверки по факту не предоставления сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, и сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года. Не говоря уже о том, что не истекли сроки принятия мер по привлечению страхователей к ответственности в случае, если проводимая проверка покажет наличие состава нарушения.

Акт об обнаружении нарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете по не представившим страхователям сведений за 2018 год и за февраль 2019 года, должен был составляться в срок 1 июня 2019 года, да и то, только в случае выявления состава нарушения, поскольку сам по себе факт непоступления формы отчетности от страхователя в установленный законом срок не свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ №27 -ФЗ).

В судебном заседании прокурор пояснил, что УПФР в г.Орске нарушены::

- п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ ; п. 2.2 ст. 11 Закон № 27-ФЗ; пункт 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 года №766н, но в указанных актах речь идет об обязанности страхователей.

А в пункте 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 года №766н, речь идет о том, что «при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям….., страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий…»

При этом прокурором истребованы в ходе проверки сведения о страхователях: не представивших либо отказавшихся представить информацию.

Таким образом: не указаны нормы закона, которые нарушены УПФР в г.Орске, есть только обязанности страхователя; указаны подзаконные акты, а не законы; неконкретная формулировка «не предприняты меры»; информация о принятии мер не запрашивалась; в решении о проведении проверки вопрос об этом не стоял ( вопросы должны быть четко поставлены, не должно быть общей формулировки- «проверка соблюдения пенсионного законодательства»); имеет место неправильное восприятие профильного законодательства и подмена понятий.

После вынесения представления от прокурора поступил запрос 05 июня 2019 года о предоставлении сведений и документов о лицах, привлеченных к ответственности за несвоевременное предоставление сведений для ведения персонифицированного учета за период 2018-2019г.г., в том числе направленных в суд.

11 июня 2019 года направлена информация о лицах, в отношении которых осуществлены мероприятия по привлечению к ответственности за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета ( представление сведений позднее установленных законом сроков) по форме СЗВ-М с января 2018 года по апрель 2019 год (список из 791 страхователей) по форме СЗВ-СТАЖ (список из 121 страхователя ) за отчетный период 2018 календарный год..

Представление нарушает права и интересы административного истца, поскольку прокурор значительно сокращает установленные законом сроки, в течение которых орган ПФР вправе осуществлять работу по привлечению к ответственности страхователей и их должностных лиц за нарушения в сфере персонифицированного учета.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г, срок предоставления страхователями годовой отчетности (по форме СЗВ-СТАЖ) - не позднее 1 марта следующего года.

Следовательно, срок представления отчетности за 2018 год истек 1 марта 2019 года.

Исходя из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной
ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, то есть за непредставление сведений за 2018 год должностные лица страхователей могут быть привлечены к административной ответственности в срок до 01 марта 2020 года.

В представлении прокурор делает вывод о нарушении УПФР в г. Орске закона и о непринятии мер по привлечению должностных лиц страхователей к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ, предоставляя тем самым органу ПФР для привлечения к ответственности только 1
месяц и 28 дней (с 02 марта 2019 года по 29 апреля 2019 года), вместо предусмотренного законом срока – 1 год ( с 02 марта 2019 года по 01 марта 2020 года).

Это существенно нарушает права и интересы органа ПФР, неосновательно сокращая установленные законом сроки по выполнению мероприятий по привлечению к административной ответственности.

Сроки привлечения к административной ответственности установлены
законодателем в рамках предоставленных ему полномочий и полностью отвечают требованиям по привлечению должностных лиц страхователей к административной ответственности. И действительно, 1 месяца и 28 дней, через которые прокурор пришел к выводу о непринятии УПФР в г. Орске мер по привлечению страхователей к ответственности, недостаточно даже для проведения проверки по установлению всех признаков состава административного правонарушения, в том числе: установления субъекта, на которого в указанный срок сдачи отчетности были возложены обязанности по обеспечению своевременного предоставления сведений персонифицированного учета, его паспортных данных, адреса, установления его вины, проверки самой обязанности по предоставлению данной годовой отчетности, ведь само по себе не предоставление отчетности имеет только признаки правонарушения, так как страхователь мог не вести хозяйственную деятельность, не иметь работников, в связи с чем, он правомерно не представил отчетность в ОПФР. Далее необходимо уведомить данное лицо о времени и месте составления протокола, разъяснить ему его права, предоставленные КоАП РФ, рассмотреть ходатайства и др. мероприятия.

Аналогично представление нарушает права и интересы УПФР в г. Орске Оренбургской области, значительно сокращая установленные законом сроки для привлечения к административной ответственности должностных лиц страхователей за не представление в установленный срок ежемесячной отчетности (по форме СЗВ-М) за январь 2019 года (список в Приложении 2 к письму, направленному в прокуратуру) и за февраль 2019 года (список в Приложении 3 к письму, направленному в прокуратуру).

Срок представления ежемесячной отчетности за январь 2019 года истекает 15 февраля 2019 года, следовательно, срок для привлечения к административной ответственности составляет один год с 16 февраля 2019 года по 15 февраля 2020 года, а не 2 месяца и 12 дней (с 16 февраля 2019 года по 29 апреля 2019 года), как это определено прокурором, который уже 29 апреля 2019 года пришел к выводу о непринятии мер по привлечению к административной ответственности должностных лиц страхователей, и о нарушении сотрудниками УПФР закона.

Срок представления ежемесячной отчетности за февраль 2019 года истекает 15 марта 2019 года, следовательно, срок для привлечения к административной ответственности составляет один год (с 16 марта 2019 года по 15 марта 2020 года, а не 1 месяц и 15 дней (с 16 марта 2019 года по 29 апреля 2019 года), как это определено прокурором, который уже 29 апреля 2019 года пришел к выводу о непринятии мер по привлечению к административной ответственности должностных лиц страхователей, и о нарушении сотрудниками УПФР закона.

Также обжалуемое Представление существенно нарушает права и интересы УПФР в г. Орске Оренбургской области по осуществлению мероприятий по привлечению страхователей к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Как подтвердил Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практике ВС РФ № 2 (2019), (вопрос №1), статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167 -ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой
обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.).

В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ, срок проведения камеральной проверки составляет три месяца, в связи с чем, орган ПФР вправе проводить камеральную проверку по факту непредставления страхователем сведений (ежемесячных, годовых) в срок до трех месяцев со дня истечения срока представления отчетности (с учетом имеющихся сведений, ранее предоставлявшихся страхователем, данных налоговых органов о представлении налоговой отчетности и платежей).

Таким образом, в срок до 1 июня 2019 года УПФР в г. Орске вправе проводить проверку в отношении годовой отчетности за 2018 год, которую страхователи не представили по состоянию на 1 марта 2019 года.

Соответственно, до 15 мая 2019 году УПФР в г. Орске вправе проводить проверку в отношении месячной отчетности за январь 2019 года, не представленной страхователями по состоянию на 15 февраля 2019 года, а в срок до 15 июня 2019 года - вправе проводить проверку в отношении месячной отчетности за февраль 2019 года, не представленной страхователями по состоянию на 15 марта 2019 года.

В случае, если в ходе проверки подтверждается незаконное непредставление отчетности за январь и февраль 2019 года по форме СЗВ-М, то составляется Акт. (согласно ч. 2.2. ст. 11 ФЗ №27 –ФЗ), в случае если в отчетном месяце у страхователя не было работающих застрахованных лиц, данная отчетность не должна предоставляться в Пенсионный фонд, в этом случае страхователь не имеет права сдавать форму отчетности СЗВ-М. Таким образом, проверка может показать, что сведения не представлены страхователем правильно, и нарушений с его стороны нет).

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Итак, если выявлено нарушение и составлен Акт, то дальнейшие мероприятия по привлечению к ответственности предусмотрены ст. 17 ФЗ №27-ФЗ, а именно:

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему право нарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к
ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к
ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.

Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Такой порядок и сроки привлечения к ответственности предусмотрел
законодатель. Следовательно, 1 месяца и 28 дней (с 02 марта 2019 года по 29 апреля 2019 года), которые установил прокурор в представлении, даже физически не достаточен для проведения данных мероприятий, в связи с чем прокурор незаконно и необоснованно сократил предусмотренные законом сроки для принятия мер по привлечению страхователей к ответственности, предусмотренной ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996г.

Тем самым, оспариваемое представление прокурора существенно нарушает права и интересы УПФР в г. Орске Оренбургской области как территориального органа Пенсионного фонда РФ, осуществляющего функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также функции контроля за страхователями в соответствии с порядком и сроками, установленными законом. Даная работа соответствующим образом планируется и организуется руководством УПФР в г. Орске Оренбургской области, основываясь на положениях закона, предоставленных законом полномочиях органа ПФР.

Кроме того, представление прокурора, согласно ФЗ «О прокуратуре
Российской Федерации», носит обязательный характер для его рассмотрения и принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений.

Названный федеральный закон не содержит норм, свидетельствующих о том, что представление прокурора направлено на добровольное исполнение.

В связи с чем, оспариваемое представление существенно нарушает как права и интересы УПФР в г. Орске, значительно ограничивая орган ПФР в сроках привлечения к ответственности страхователей и их должностных лиц, но и нарушает права и интересы УПФР в г.Орске Оренбургской области, в лице его начальника, который получив Представление прокурора, в котором не указаны конкретные нарушения (в отношении каких страхователей сотрудниками УПФР не приняты меры по привлечению к ответственности, из чего это следует и чем подтверждается), не может исполнить требование закона о принятии конкретных мер по устранению выявленных прокурором нарушений.

В представлении прокурор указывает, что не предприняты меры к привлечению организаций к установленной законом ответственности. При этом в судебном заседании прокурор пояснил, что меры по привлечению к ответственности в отношении директора ООО «Проводок» С пенсионным фондом проводились, но в ходе проведения прокурорской проверки.

Но это связано не с проведением проверки прокурора, а с текущей работой. То есть не мероприятия проводились во время проверки, а проверка проводилась во время ежедневной, рутинной работы.

А в отношении ИП Г – УПФР не имел права составлять протокол по ст. 15.33.2 КоАП РФ (Постановление КС РФ № 8-п от 04 февраля 2019 года).

Представитель административного истца- руководитель УПФР в г.Орске Бабиюк С.А. в судебном заседании полностью поддержала доводы, изложенные в иске, и представителем административного истца Климовой Е.Е.

Административный ответчик – зам. прокурора Ленинского района г. Орска Кротов М.В. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что представление является законным по следующим основаниям.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27 -ФЗ ' «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» за непредставление страхователем в
установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В указанной статье описывается процедура привлечения к
ответственности в виде финансовой санкции, а именно, при выявлении правонарушения, ответственность за которое. установлена настояшей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (ч. 6 ст. 17 Закона №27-ФЗ).

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Вместе с тем, согласно пункту 41 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 №776н, за непредставление в установленный Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ, процедура привлечения к которой регламентирована КоАП РФ.В ходе проводимой проверки прокуратурой района в нарушение вышеуказанных требований законодательства, УПФР в г.Орске не представлено материалов, подтверждающих начала осуществления процедуры привлечения к ответственности лиц, не представивших отчетность в соответствии со ст.2, 2.1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в связи, с чем сделан вывод о непринятии мер к лицам, не представившим отчетность в установленный законом № 27 -ФЗ срок.

Кроме того, административный истец в своих дополнительных пояснениях сослался на обзор судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2019) где указал, что ст.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерацию> (далее - Закон № 167-ФЗ) относит положения Закона № 27-ФЗ к составной части законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах.

Однако указанные положения не регулируют процедуру привлечения к
ответственности, ни срок проведения проверки отчетности по формам СЗВ-М, СЗВ- СТАЖ. а регламентируют процедуру взыскания финансовых санкций как результат привлечения к ответственности и итоговое финансовое наказание.

В представлении содержится информация из ответа УПФР в г. Орске.

По доводу о том, что не указаны конкретные нормы, которые нарушены УПФР в г.Орске, полагает, что конкретные нормы указаны:

- п. 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ - страхователи представляют
предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для
индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

- п. 2.2 ст. 11 Закон № 27-ФЗ указанные сведения страхователь
предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем.

-п.37 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года №776н.

По доводам административного истца, что он пришел к ошибочным выводам- позиция изложена выше.

Полагает, что в течение месяца УПФР в г. Орске должны были обнаружить нарушения, провести сверку, внести коррективы.

По доводам о невозможности возбуждения дела об административном правонарушении – порядок предусмотрен КоАП РФ. Один из поводов возбуждения дела об административном правонарушении – несвоевременное представление сведений. Считает, что уже имеется событие. При его обнаружении – должно быть возбуждено дело об административном правонарушении в течение 3-х суток. Вместе с тем, прокуратурой района проведена самостоятельная проверка в отношении 2-х лиц - директора ООО «Проводок» С и ИП Г, возбуждены дела, проведено расследование; лица привлечены к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ. Одновременно УПФР в г. Орске в период проведения проверки прокурора стала проводиться самостоятельная проверка в отношении этих лиц.

По доводу о том, что, не закончив проверку, внесено представление- по факту выявления нарушений, - прокурор должен вносить представление незамедлительно, что предусмотрено ст. 24 ФЗ Закона «О прокуратуре».

На вопрос истца - по выводу на стр. 3 представления «Таким образом, управление Пенсионного фонда ( государственное учреждение) в г. Орске не предприняты меры к привлечению указанных организаций к установленной законом ответственности, за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда РФ оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений», что подразумевается под непринятием мер - пояснил, что ни по одному из представленных списков (Приложение №1,2,3) ни одно из указанных в списках лицо не привлечено, не начата процедура (составление протокола, вручение акта).

На вопрос истца, чем подтверждено, что процедура не проводится, не начата, пояснил, что это подтверждается актом проверки, собранными материалами, в том числе двумя постановлениями о привлечении к административной ответственности 2-х лиц (директора ООО «Проводок» С, ИП Г по ст.15.33.2 КоАП РФ)

На вопрос истца- Акт об обнаружении нарушения по ФЗ №27-ФЗ входит ли в меры по привлечению к ответственности,- ответил утвердительно.

На вопрос истца - если 09 апреля 2019 года акт об обнаружении правонарушения в отношении директора ООО «Проводок» С составлен и направлен в ООО «Проводок», почему в предписании от 29 апреля 2019 года указано, что не предприняты меры, пояснил, что проверка начата 15 марта 2019 года. И в ходе проверки УПФР в г. Орске начал активно работать. На момент начала проведения проверки акт не был направлен.

На вопрос представителя истца – означает ли это, что УПФР в г. Орске предпринимал меры на момент вынесения представления прокурора, - ответил, что возможно, но на начало проверки (15 марта 2019 года) и в период проведения проверки (до 29 апреля 2019 года) меры не предпринимались.

На вопрос представителя истца «Уведомление о месте и времени рассмотрения дела входит ли в меры, направленные на привлечение к ответственности, - ответил отрицательно.

На вопрос представителя истца «Если уведомление от 09 апреля 2019 года направлено в адрес директора ООО «Проводок» и получено им 19 апреля 2019 года, лицо вызвано для составления протокола на 22 апреля 2019 года – это меры, направленные на привлечение к ответственности»-. ответил утвердительно.

На вопрос представителя истца «так значит, меры по привлечению С к ответственности были приняты» - ответил, что они приняты, но в период проведения проверки.

На вопрос представителя истца – как УПФР в г.Орске нарушил п.1 ст.11, п.2, п.22 ст.11 ФЗ №27, если в нем речь идет о страхователях, ответил, что в представлении у прокурора нет обязанности ссылаться на нормы права.

На вопрос представителя истца – «Известно ли ему, что в соответствии с ч.2.2. ФЗ №27-ФЗ и ст.26.1 ФЗ № 400 страхователь не имеет права сдавать форму СЗВ-М. если не было работавших, и что само по себе непоступление формы СЗВ-М 15 марта 2019 года за февраль 2019 года еще не означает состав правонарушения, ответил, что данный вопрос не имеет отношения к иску и представлению.

Доводы представителей административного истца о том, что при составлении представлений возможно руководствоваться Практическим пособием «Образцы документов прокурорской практики: Практическое пособие» (Юрайт, 2014 год), комментарием к Закону О прокуратуре РФ, считает неправильными, поскольку они носят рекомендательный характер.

Несвоевременное направление искаженных сведений нарушает права граждан. Административным истцом не представлены доказательства незаконности представления прокурора, производится лишь переоценка его отдельных эпизодов. Считает доказательства опровергнутыми, а попытки выйти за пределы иска - необоснованными.

Представитель прокуратуры Оренбургской области –помощник прокурора Ленинского района г. Орска Комарова А.В. (доверенность) исковые требования не признала. Пояснила, что 15 марта 2019 года зам.прокурора Ленинского района г. Орска юристом 1 класса Кротовым М.В. вынесено решение о проведении проверки в отношении УПФР в г. Орске. Цель проверки: изучение состояния законности в сфере исполнения требований пенсионного законодательства, законодательства об обращениях граждан, административного законодательства. Основание: комплексный план прокуратуры района. Срок проверки с 15 марта 2019года по 15 апреля 2019 года, проведение проверки поручено ей. С решением о проведении проверки руководитель УПФР в г. Орске ознакомлена 15 марта 2019 года.

При подготовке к проверке 16 января 2019 года в адрес УПФР в г. Орске направлен запрос о предоставлении сведений персонифицированного учета список страхователей, нарушивших законодательно установленный срок по предоставлению формы СЗВ-М.

31 января 2019 года получена информация- список страхователей, нарушивших законодательно установленный срок по предоставлению формы СЗВ-М ( 58 страхователей) ( исполнитель Б)

05 февраля 2019 года дополнительно к ответу от 31 января 2019 года представлена информация о том, что представленный ранее список сформирован по итогам сведений от страхователей о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за отчетный период – декабрь 2018 года. УПФР в г. Орске просил исключить из списка ряд страхователей, которые предоставили отчетность, и находятся в стадии ликвидации.

26 марта 2019 года вышла на место. Предварительно созвонилась. направили к конкретным лицам : сотрудникам УПФР в г. Орске – Б, Шеховцовой, Ю.С. которых опросила. В ходе опроса должностные лица пояснили, что административные материалы не составляются.

01 апреля 2019 года – предоставили 3 списка:

- Приложение №1-информация за 2018 год – список страхователей, не предоставивших отчетность (27 страхователей);

-Приложение №2 –список страхователей, не предоставивших отчетность за январь 2019 года (13 страхователей);

Приложение №3 – список страхователей, не предоставивших отчетность за февраль 2019 года (11 страхователей).

Рапортом от 15 апреля 2019 года сообщила, что меры административной ответственности не принимались.

26 апреля 2019 года составлен акт проверки, 29 апреля 2019 года вынесено представление в адрес УПФР в г.Орске об устранении нарушений пенсионного законодательства.

Представитель административного ответчика прокуратуры Ленинского района г. Орска Оренбургской области в судебное заседание не явился. извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что последнее нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст. 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018)

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать
незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 15 марта 2019 года зам.прокурора Ленинского района г. Орска юристом 1 класса Кротовым М.В. вынесено решение о проведении проверки в отношении УПФР в г. Орске.

Цель проверки: изучение состояния законности в сфере исполнения требований пенсионного законодательства, законодательства об обращениях граждан, административного законодательства.

Основание: комплексный план прокуратуры района.

Срок проверки с 15 марта 2019года по 15 апреля 2019 года, проведение проверки поручено помощнику прокурора ленинского района г. Орска Комаровой А.В..

С решением о проведении проверки руководитель УПФР в г. Орске ознакомлена 15 марта 2019 года.

При подготовке к проверке 16 января 2019 года прокурором в адрес УПФР в г. Орске направлен запрос о предоставлении сведений персонифицированного учета - список страхователей, нарушивших законодательно установленный срок по предоставлению формы СЗВ-М.

31 января 2019 года УПФР в г.Орске представил информацию по состоянию на декабрь 2018 года: список страхователей, нарушивших законодательно установленный срок по предоставлению формы СЗВ-М ( 58 страхователей)

05 февраля 2019 года дополнительно к ответу от 31 января 2019 года УПФР в г.Орске сообщил, что представленный ранее список сформирован по итогам сведений от страхователей о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за отчетный период – декабрь 2018 года. Просил исключить из списка ряд страхователей, которые предоставили отчетность, и находятся в стадии ликвидации.

В целях недопущения повторного применения мер административной ответственности к должностным лицам, предусмотренных КоАП РФ, просил сообщить в отношении каких страхователей они были применены.

01 апреля 2019 года – в прокуратуру района представлено 3 списка:

- Приложение №1-информация за 2018 год – список страхователей, не предоставивших отчетность (27 страхователей);

-Приложение №2 –список страхователей, не предоставивших отчетность за январь 2019 года (13 страхователей);

Приложение №3 – список страхователей, не предоставивших отчетность за февраль 2019 года (11 страхователей).

29 апреля 2019 года заместителем прокурора Ленинского района г. Орска вынесено представление «Об устранении нарушений пенсионного законодательства», в котором указано, что проведенной проверкой исполнения пенсионного законодательства при ведении персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в деятельности УПФР в г. Орске выявлены нарушения. Установлено, что в нарушение требований пенсионного законодательства 27 организациями в УПФР в г.Орске не предоставлены сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ), и 11 организациями не предоставлены сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М).

При этом не конкретизированы организации, о которых идет речь.

В представлении имеются ссылки:

- на пункт 1 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, согласно которому страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

- на пункт 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ о том, что указанные сведения страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

При этом в указанных нормах закона речь идет об обязанности страхователей.

В представлении также указан порядок действий ОПФР при выявлении правонарушений, совершенных страхователями предусмотренных пунктами 2-2.2.статьи 11 Закона № 27-ФЗ (составление акта, который подписывается должностным лицом; вручения акта в течение пяти дней с даты его подписания лицу, совершившему правонарушение; извещение правонарушителя о месте и времени рассмотрения акта; возможность рассмотрения акта в отсутствие лица привлекаемого к административной ответственности в случае его надлежащего извещения; последующее вынесение решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения), применении к нарушителям финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Указано на то, что Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 года № 776н предусмотрено, что за непредставление в установленный срок либо отказ от предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 КоАП РФ.

Далее по перечисленному выше сделан вывод:

- о том, что УПФР в г.Орске не предприняты меры к привлечению указанных организаций к установленной законом ответственности за непредставление в установленный срок либо отказ от представления в ОПФР РФ оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений.

- при указанных обстоятельствах выявленные прокуратурой района нарушения требований пенсионного законодательства были допущены по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудников пенсионного фонда РФ в г. Орске и должного контроля со стороны руководителя УПФР в г. Орске.

Предписано: Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений пенсионного законодательства, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, по вине которых допущены указанные в представлении нарушения; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору района в письменной форме в установленный законом срок.

На основании п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий (в т.ч. представления об устранении нарушений закона) подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно п. 3 указанной статьи неисполнение требований прокурора влечет установленную законом ответственность.

Представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

Представление вносится в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

Как правило, основой для внесения представления служат результаты проверок и ревизий, обобщение материалов о нарушениях законности, выявленных на объектах надзора.

Представление как акт прокурорского надзора имеет собственную структуру. В представлении в концентрированном виде отражается существо допущенных нарушений. Обязательно указывается адресат представления, орган или должностное лицо.

Описательная часть раскрывает характер выявленных нарушений, обстоятельств, способствующих этому, а также юридический анализ противоправного действия, расцениваемого как правонарушение со ссылкой на законодательные акты, отступление от которых обнаружено прокурором.

Непременный атрибут представления - это поименование виновных лиц допустивших как противоправные действия, так и бездействие по службе, которые привели к беззакониям.

Их установить помогают должностные обязанности, затребованные и изученные по результатам проверки.

Вместе с тем, в ходе проверки прокурору представлены оперативные списки страхователей, не предоставивших сведения за 2018 год и за февраль 2019. года. Но информация о принимаемых мерах по привлечению страхователей к ответственности прокурором не истребовалась.

Представление вынесено по результатам проверки, что следует из его текста. Изложено требование устранить выявленные нарушения, но не содержится указаний на конкретные нарушения, что является нарушением Федерального закона «О прокуратуре российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

В результате руководитель УПФР в г. Орске Оренбургской области, в адрес которого внесено представление, в котором не указаны конкретные допущенные сотрудниками УПФР нарушения законодательства, лишен возможности провести служебную проверку, определить факт нарушения, установить виновных лиц, то есть принять меры по внесенному представлению.

Кроме того, на момент предоставления информации об организациях, не
представивших сведения, а также и на момент внесения представления прокурора (29 апреля 2019 года), не истекли сроки проведения проверки по факту непредставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, и сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года; не истекли сроки принятия мер по привлечению страхователей к ответственности в случае, если проводимая проверка покажет наличие состава нарушения.

Акт об обнаружении нарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете по не представившим страхователям сведения за 2018 год и за февраль 2019 года, должен быть составляться в срок 1 июня 2019 года (в случае выявления состава нарушения, поскольку сам по себе факт непоступления формы отчетности от страхователя в установленный законом срок не свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ №27 -ФЗ).

Акт об обнаружении нарушения является первым из мероприятий, входящих в процедуру привлечения к ответственности, предусмотренной нормами ФЗ № 27-ФЗ.

В связи с неистечением сроков проведения проверки; составления акта; неистечением сроков, установленных законом для предоставления страхователю времени для возражений по акту; для уведомления о дате и месте рассмотрения материалов проверки; для принятия в дальнейшем решения начальника УПФР в г. Орске по результатам проверки, суд приходит к выводу, что представление по непринятию мер по привлечению к ответственности страхователей вынесено преждевременно.

В отношении форм СЗВ-М за февраль 2019 года- на
момент внесения представления- не истекли сроки проведения проверки, исчисляемые как с момента установленного срока предоставления сведений (16· июня 2019 года), так и с момента фактического предоставления формы СЗВ-М (в представленном списке были указаны страхователи, от которых на 1 апреля 2019 года еще не поступила форма СЗВ-М за февраль 2019, то есть срок проверки не начал течь).

Суд соглашается с доводами представителей административного истца о том, что при работе со страхователями по отчетности формы СЗВ-М за текущий год, необходимо учитывать, что само по себе непоступление очередной отчетности СЗВ-М за истекший месяц еще не свидетельствует о наличии состава правонарушения, поскольку при добросовестном поведении страхователя отсутствие формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии работавших в истекшем месяце, что соответствует закону.

Поскольку страхователи в течение календарного года иную отчетность в органы ПФР не предоставляют, а отчетность о начисленных взносах и доходах с 2017 года предоставляется в налоговые органы, а не в органы ПФР, то для составления Акта об обнаружении нарушения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года необходимо истребовать непредоставленную форму СЗВ-М, либо пояснений страхователя, для чего законодательство о налогах и сборах предусматривает сроки проведения документальных (камеральных), иных проверок.

В отношении привлечения должностных лиц к административной
ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что в представлении не содержится конкретная информация о непринятии мер со стороны УПФР в г. Орске, поскольку срок для составления протокола об административном правонарушении (с учетом сроков рассмотрения дела мировым судьей 2 месяца) истекает 01 января 2020 года. Не ясно: что нарушено: порядок составления, сроки привлечения либо что-то иное).

По непривлечению к административной ответственности УПФР в г. Орске директора ООО «Проводок» С: из представленных административным истцом в суд документов следует, что работа по привлечению его к административной ответственности по ст.15.33.2 КоАП РФ УПФР в г. Орске проводилась с 11 марта 2019 года.

11 марта 2019 года (до начала проверки прокурора) – направлен запрос в ФМС об установлении места регистрации С; 2 уведомления от 09 апреля 2019 года в два адреса С направлены у 16 апреля 2019 года с приглашением на 22 мая 2019 года для составления протокола об административном правонарушении (уведомления получены С 19 апреля 2019 года); 22 мая 2019 года в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, который направлен в суд и получен судом 23 мая 2019 года.

25 мая 2019 года мировым судьей судебного участка №5 Ленинского района г. Орска производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекращено, поскольку установлено, что на основании постановления прокурора Ленинского района г. Орска о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.33.2 КоАП РФ, С постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Орска от 17 мая 2019 года (дело № 5-226/2019) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ – за непредставление в установленный законом срок до 01 марта 2019 года сведений по форме СЗВ- СТАЖ за отчетный период 2018 года о каждом работающем у него застрахованном лице.

08 апреля 2019 года в отношении Ссоставлен акт об обнаружении правонарушения – начата процедура привлечения по ФЗ№27-ФЗ, 13 апреля 2019 года акт получен С

В соответствии с п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом. уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1,11 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1 указанной статьи одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Сам по себе факт непоступления формы отчетности от страхователя в установленный законом срок не свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27 -ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Для обоснованного составления протокола об административном правонарушении необходимо установить признаки состава административного правонарушения, в том числе субъекта - должностное лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению сведений персонифицированного учета и его вину.

При этом указание на директора юридического лица в ЕГРЮЛ не является надлежащим подтверждением виновности указанного лица в совершении конкретного нарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.

Установление надлежащего субъекта (проверка факта увольнения; наличие иного должностного лица в организации, на которого возложены обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета на момент совершения нарушения), а также отсутствие обстоятельств, исключающих вину лица (нахождение в отпуске, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком и др.), разъяснение лицу, в отношении которого составляется протокол, его прав и обязанностей, - входит в обязанности
должностного лица УПФР, составляющего протокол об административном
правонарушении.

Указанные действия предшествуют уведомлению лица о составлении протокола об административном правонарушении, и необходимы в целях исключения случаев необоснованного привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, когда не только сроки привлечения к установленной законом ответственности по ст. 17 ФЗ № 27 -ФЗ и по ст. 15.33.2 КоАП РФ не истекли, но также не истекли и сроки проведения предшествующей привлечению к ответственности проверки по фактам непредставления сведений работодателями, представление прокурора с требованием привлечь виновных сотрудников УПФР в г.Орске, а также выводы о непринятии мер по привлечению страхователей к ответственности суд находит необоснованным.

Суд соглашается с позицией административного истца о том, что представление о нарушениях со стороны сотрудников УПФР порочит деловую репутацию УПФР в г.Орске, формирует негативную оценку работы территориального органа ПФР, поскольку представление незамедлительно направляется в вышестоящую организацию, что в дальнейшем характеризует основные показатели работы Управления.

Представление дезорганизует работу учреждения; создает ситуацию, при которой неясно, какие именно факты являются основанием для вывода о нарушениях со стороны сотрудников УПФР; дезориентирует; требует устранить нарушения, которые не описаны; устранить факты, которые не изложены.

Прокурор основывает выводы о нарушениях пенсионного законодательства на опросах сотрудников УПФР в г.Орске Ш и Б от 26 марта 2019 года, из которых не следует, что работа по привлечению к административной ответственности пенсионным фондом не проводится.

Опрошенные лишь пояснили порядок проведения трехсторонней сверки между годовой, ежемесячной и налоговой отчетностью, а также то обстоятельство, что именно они составлением протоколов об административных правонарушениях за непредставление в срок отчетов по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не занимаются, поскольку этим занимается иная структура- отдел взаимодействия со страхователями.

Таким образом, проводя проверку в период с 15 марта 2019 года по 15 апреля 2019 года, прокурор не запрашивал информацию о привлечении страхователей к ответственности; ошибочно опросил двух специалистов, не проверил их должностных обязанностей, которые представлены УПФР в г.Орске в судебное заседание..

03 июня 2019 года УПФР в г. Орске дан ответ о том, что в списках №№1,3 не содержится информация, свидетельствующая о непринятии мер со стороны УПФР в г.Орске о привлечении к ответственности страхователей.

При даче пояснений административный ответчик ссылается на пункт 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 года №766н, но в нем речь идет о том, что «при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям….., страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий…»

При этом прокурором истребованы в ходе проверки сведения о страхователях: не представивших либо отказавшихся представить информацию.

Ссылку административного ответчика в судебном заседании на то обстоятельство, что при проведении проверки прокурору не было представлено материалов, подтверждающих начала осуществления процедуры привлечения к ответственности лиц, не представивших отчетность в соответствии со ст.2, 2.1 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в связи, с чем сделан вывод о непринятии мер к лицам, не представившим отчетность в установленный законом № 27 -ФЗ срок, суд находит необоснованной, поскольку данная информация не была истребована.

В судебном заседании прокурор подтвердил тот факт, что меры по привлечению к ответственности в отношении директора ООО «Проводок» С пенсионным фондом проводились.

При этом не имеет значения, проводились ли они в ходе прокурорской проверки либо являлись результатом ежедневной работы сотрудников Пенсионного фонда

Таким образом, в представлении: не указаны нормы закона, которые нарушены УПФР в г.Орске, неконкретная формулировка «не предприняты меры» приводит к невозможности его исполнения, не соответствует требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Кроме того, после вынесения представления 05 июня 2019 года прокурором истребованы в УПФР в г. Орске сведения и документы о лицах, привлеченных к ответственности за несвоевременное предоставление сведений для ведения персонифицированного учета за период 2018-2019г.г., в том числе направленных в суд.

11 июня 2019 года УПФР в г.Орске направлена информация о лицах, в отношении которых осуществлены мероприятия по привлечению к ответственности за несвоевременное представление сведений персонифицированного учета (представление сведений позднее установленных законом сроков) по форме СЗВ-М с января 2018 года по апрель 2019 год (список из 791 страхователей) по форме СЗВ-СТАЖ (список из 121 страхователя ) за отчетный период 2018 календарный год.

Суд также учитывает, что признание незаконным представления прокурора в данном случае является достаточным для устранения нарушения прав и свобод административного истца и не требует от административных ответчиков совершения каких-либо иных действий, направленных на устранение допущенных нарушений.

В связи с чем, необходимости возложения на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения суд не находит.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области к заместителю прокурора Ленинского района г. Орска Кротову Максиму Викторовичу, прокуратуре Ленинского района г. Орска, прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным представления об устранении нарушений пенсионного законодательства, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.

Признать незаконным представление заместителя прокурора Ленинского района г.Орска, юриста 1 класса Кротова Максима Викторовича от 29 апреля 2019 года № 7-02-2019 «Об устранении нарушений пенсионного законодательства.

В остальной части в удовлетворении административного иска Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме -10 сентября 2019 года.

Судья Гук Н.А.