ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1045/2022 от 28.02.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2а-1045/2022

УИД 03RS0007-01-2021-009717-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 года г.Уфа

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абузаровой Э.Р.,

при секретаре Касымовой Ю.С.,

с участием административного истца ФИО1,

административного ответчика (также представителя Прокуратуры РБ) Акбашева Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к заместителю прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ Акбашеву Р.Х. о признании незаконным его бездействия по ненаправлению в его адрес копии акта прокурорского реагирования по рассмотрению его обращения на бездействие администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ о неотправлении почтовой корреспонденции, по итогам которого проведена проверка и внесено представление об устранение нарушений требований закона. Просит обязать ознакомить его с представлением, которое непосредственно затрагивает его права и свободы.

Определением суда от < дата >. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Башкирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ, Прокуратура Республики Башкортостан.

Административный истец ФИО1 на судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, ответ заместителя прокурора от < дата >. о том, что он может ознакомиться с актом прокурорского реагирования посетив прокуратуру по адресу: ..., нарушает положения ч.2 ст.24 Конституции РФ.

Административный ответчик заместитель Башкирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ Акбашев Р.Х., также представляющий интересы Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ, Прокуратуры РБ на основании доверенностей от < дата >., на судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основанию, что характер обращения ФИО1 не был направлен на получение копии акта прокурорского реагирования, он устно сообщил о наличии нарушений, что и было предметом рассмотрения, о чем ФИО1 дан соответствующий ответ.

Суд, признав, что явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной, руководствуясь ч.7 ст.150, п.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности с доказательствами, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №59 от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона №59 от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона).

В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 Федерального закона №59 от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона №59 от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в системе органов прокуратуры Российской Федерации регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 года №45 и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно пункту 5.1 Инструкции, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Пунктом 6.5. Инструкции предусмотрено, что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если предусмотрено законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что < дата >. ФИО1 обратился в Башкирскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ с устным обращение, в котором просил провести проверку отправления почтовой корреспонденции администрацией ФКУ ИК-3 УФИСН России по РБ по направлению его обращения в прокуратуру от < дата >.

< дата >. заместителем прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РБ Акбашевым Р.Х. дан ответ, которым разъяснено, что обращение ФИО1 направлено адресату с нарушением установленных ст.15 УИК РФ сроков, в связи с чем в адрес начальника ИК-3 внесено представление об устранении нарушений требований закона, разъяснено право ознакомления с актом прокурорского реагирования в прокуратуре по адресу: ....

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 полагает нарушено его право на получение копии акта прокурорского реагирования, вместе с тем ФИО1 в своем устном обращении к административному ответчику о проведении проверки как следует из анкеты принятия сообщений, не просил его ознакомить с процессуальным документом, вынесенным по итогам проведении проверки.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов установлены в ст.33 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации»

В соответствии со ст.ст.24, 28 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Указанные нормы не содержат обязательного направления копии представления об устранении нарушений требований закона заявителю по итогам проведения проверки фактов, изложенных в обращении.

Таким образом, законодателем не регламентирован порядок обязательного направления копии акта прокурорского реагирования в отсутствии такого заявления от обратившегося за защитой своих прав лица.

При указанных обстоятельствах факт дачи ответа заявителю в течение установленного Федеральным законом №59 от 2 мая 2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока означает, что административным ответчиком не допущено какое-либо бездействие в части рассмотрения обращений административного истца.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из положений пунктов 1 и 2 ч.2 ст.227, п.1 ч.9 и ч.11 ст.226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 не имеется, бездействия со стороны заместителя прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Акбашева Р.Х. не установлено, доказательств нарушения законных интересов и прав заявителя суду не представлено.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 суд отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требованиях ФИО1 к заместителю прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Акбашеву Р.Х. о признании незаконными бездействия должностного лица по не ознакомлению с актом прокурорского реагирования, обязании устранить допущенные нарушения,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.

Судья Э.Р. Абузарова

Решение в окончательной форме принято с учетом положений ч.2 ст.177, ч.2 ст.92 КАС РФ 11 марта 2022 года.