ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1045/21 от 21.04.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-013792-72

Дело № 2а-1045/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Колокольниковой П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар

21 апреля 2021 года гражданское дело по административному исковому заявлению Гусейнова Акифа Ягубовича к Прокуратуре Республики Коми, ... Даниловой Людмиле Сергеевне, ... Панюкову Алексею Николаевичу, ... Терентьеву Дмитрию Владиславовичу о признании бездействий при рассмотрении обращений незаконными, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Гусейнов А.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Прокуратуре Республики Коми о признании бездействий при рассмотрении обращений незаконными, обязании устранить нарушения.

В обоснование иска указал, что с августа 2019 года направлял заявления в Прокуратуру РК на действия судебных приставов-исполнителей. При этом, Прокуратурой РК без проведения проверок по обращениям, в нарушение п.3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и прем граждан в органах Прокуратуры РФ, были переданы рассмотрение в УФССП по РК.

Определением суда от 18.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник управления по надзору за исполнением Федерального законодательства Ковалев К.В.

Определением суда от 15.02.2021 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ... Данилова Л.С., ... Панюков А.Н., ... Терентьев Д.В.

В судебном заседании административный истец отсутствует. Извещался надлежащим образом.

Представитель административного истца Рзаев А.К.о. на удовлетворении административного искового заявления и уточнения к нему настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика Прокуратуры РК – Распопова О.Л. с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился.

Соответчики Данилова Л.С., Панюков А.Н., Терентьев Д.В. в судебное заседание не явились.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Истцу неоднократно предлагалось уточнить требования, и определить какие конкретно действия (бездействия) и ответы прокуратуры РК и ее должностных лиц оспариваются. Согласно искового заявления и уточнений к нему Гусейнов А.Я. обжалует бездействия прокуратуры РК при рассмотрении его жалобы на действия судебных приставов-исполнителей и действия по перенаправлению его обращения в орган действия которого обжалуются.

Судом установлено, что в адрес прокуратуры РК поступило обращение Гусейнова А.Я. от 10.11.2019 о несогласии с действиями судебных приставов-исполнителей, несогласии с ранее направленными обращениями в УФССП России по РК.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона № 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения данного обращения, в связи с установлением нарушений законодательства об исполнительном производстве, прокуратурой РК 31.12.2019 в адрес и.о. руководителя УФССП России по РК внесено представление №... об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве.

Как следует из ответа по результатам рассмотрения представления, ОСП по г.Сыктывкар №2 неоднократно направлялись поручения в Московский РОСП г.Нижнего Новгорода. Вместе с тем, ответы на поручения об установлении местонахождения должника не поступали. В связи с чем не представилось возможным решить вопрос о передаче исполнительных производств для исполнения в территориальное подразделение УФССП России по Нижегородской области.

09.01.2020 в адрес прокуратуры РК поступило обращение Гусейнова А.Я. датированное 24.12.2019 о несогласии с действиями судебных приставов-исполнителей, несогласии с ранее направленными обращениями в УФССП России по РК.

Согласно ответа прокуратуры РК от 15.01.2020 №... на основании п.3.5 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» (утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 20.01.2013 №45), указанное обращение ввиду отсутствия в нем доводов по которым заявитель не согласен с действиям УФССП России по РК, было перенаправлено в адрес УФССП России по РК.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в п. 3.1, 3.5 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», в том числе о принятии к разрешению или направлении в другие органы. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п. 3.5 Инструкции).

Пунктом 3.7 Инструкции запрещено направление обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

Согласно п. 5.1 Инструкции, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Пунктом 1.4 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» прокурорам предписано в случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных сотрудников, направлять в семидневный срок такие обращения соответственно в адрес главных и старших судебных приставов.

При таких обстоятельствах, у ответчика имелись основания для направления обращения административного истца на рассмотрение по существу в УФССП России по Республике Коми.

Жалоба Гусейнова А.Я. была разрешена уполномоченным на то должностным лицом, в срок, установленный законом, Гусейнову А.Я. дан мотивированный ответ.

В административном исковом заявлении, административный истец фактически указывает на не согласие с содержанием ответа, вместе с тем указанное не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц прокуратуры Республики Коми при рассмотрении жалобы.

При этом, необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений (постановлений), действий (бездействия) должностного лица являются несоответствие закону решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым решением (постановлением) (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). При этом, в силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов; наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими вредом (ущербом), а также размер последних возлагается на административного истца.

Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, ст. 227 КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) должностного лица нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) должностного лица не могут признаны незаконными.

С учетом вышеизложенного в удовлетворении административного искового заявления Гусейнова А.Я. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Гусейнова Акифа Ягубовича к Прокуратуре Республики Коми, ... Даниловой Людмиле Сергеевне, ... Панюкову Алексею Николаевичу, ... Терентьеву Дмитрию Владиславовичу о признании бездействий при рассмотрении обращений незаконными, обязании устранить нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий Р.В. Куриленко

Мотивированное решение составлено 08 июля 2021 года.

Копия верна: судья –