Дело №2а-1046/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 12 марта 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гуреевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности провести публичные слушания
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд административным с исковым заявлением к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», просит возложить на ответчика обязанность провести публичные слушания для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Йошкар-Ола, микрорайон «<данные изъяты><данные изъяты> участок <данные изъяты>, который имеет вид разрешенного использования: «для садоводства». Истец желает изменить вид разрешенного использования земельного участка «для размещения индивидуального жилого дома». Обратившись в администрации. городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, ему было отказано. Данный отказ считает незаконным, нарушающим его права.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия
В судебное заседание представитель истца ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил возражение на иск, доводы которого поддержал в суде, просил в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в суд не явился извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приложенной истцом копии свидетельства о государственной регистрации права от 23.05.2016 г. усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, подлинник данного документа суду представлен не был.
24.07.2018 г. ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением об изменении вида разрешенного использования названного выше земельного участка «для ведения садоводства» на другой вид разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома».
Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.08.2018 г. № <данные изъяты> заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24.12.2009 г. земельный участок расположен в зоне Р-1, предназначенной для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях отдых, проведения досуга населения, а также для размещения объектов, обеспечивающих эти цели.
Фактически истец не согласен с данным отказом, им в иске указано о нарушении его права именно незаконным отказом в проведении публичных слушаний. При этом исковые требования сформулировал лишь о возложении обязанности провести публичные слушания. Суд отмечает, что в заявлении истца от 24.07.2018 г. вопрос о проведении публичных слушаний истцом не ставился.
По нормам действующего законодательства требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке административного судопроизводства по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В исковом заявлении истец в обоснование заявленных требований приводит ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой установлен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утв. решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-1). Зона предназначена для организации парков, скверов, бульваров, используемых в целях отдых, проведения досуга населения, а также для размещения объектов, обеспечивающих эти цели.
Градостроительным регламентом данной зоны установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
основные виды разрешенного использования: отдых (рекреация), природно-познавательный туризм, земельные участки (территории) общего пользования;
вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта, земельные участки (территории) общего пользования, культурное развитие;
условно разрешенные виды разрешенного использования: религиозное использование, общественное питание, выставочно-ярмарочная деятельность, спорт, туристическое обслуживание, связь, историко-культурная деятельность.
Таким образом, ни один из видов разрешенного использования земельных участков зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-1) не предполагает размещение индивидуального жилого дома.
Земельный участок приобретен ФИО1 по договору купли-продажи от 11.05.2016 г., то есть после принятия Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утв. решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V.
Таким образом, отказ Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в изменении вида разрешенного использования земельного участка является законным.
Истцом некорректно сформулированы требования, которые в ходе судебного заседания им уточнены не были, соответственно неясно об изменении какого вида разрешенного использования земельного участка идет речь, а порядок изменения основного, вспомогательного и условно разрешенного различен.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 27.06.2018 г. № 680-VI утверждено Положение о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» (далее – Положение).
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Город Йошкар-Ола" устанавливает порядок организации и проведения общественных обсуждений в муниципальном образовании "Город Йошкар-Ола" по проекту Генерального плана, проекту Правил землепользования и застройки, проекту Правил благоустройства территорий, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п.1.1 Положения).
Таким образом, проведение публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» не возможно, ввиду иного правового регулирования, существовавшего на дату обращения с заявлением истца к ответчику.
При изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска о возложении обязанности провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО8 к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности провести публичные слушания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Т.Ю. Нечаева
В окончательной форме решение принято 18 марта 2019 года.