2а-1046/2020
03RS0004-01-2019-006965-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мазидуллина Н. М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ о признании отказа в принятии мер к наследованию имущества, выраженные в письмах, обязании принять меры к признанию выморочным имущества и к наследованию данного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Мазидуллин Н.М. обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ о признании отказа в принятии мер к наследованию имущества, выраженные в письмах, обязании принять меры к признанию выморочным имущества и к наследованию данного имущества.
В обосновании иска указано, что - ДД.ММ.ГГГГ им совместно с Яматовым А. З. было создано акционерное общество закрытого типа «Строй-Инвест» (ИНН 0273015038, ОГРН 1030203729071). Каждому из них на праве собственности принадлежали 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций.
В последующем, в связи с изменившимся законодательством, общество сменило организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество.
Фактически, общество в настоящее время хозяйственную деятельность не осуществляет, в связи с чем, он пришел к решению о ликвидации общества.
В процессе подготовки к собранию акционеров выяснилось, что Яматов А. З. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестру наследственных дел, который размещен на сайте Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело в отношении Яматова А. З. наследниками не открывалось.
Ввиду того, что Уставом ЗАО «Строй-Инвест» и Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусмотрена возможность ликвидации путем принятия решения акционерами, обладающими не менее 3/4 голосов от общего числа, общество лишено возможности как осуществления деятельности, так и ее прекращения.
В связи с этим считает, что имущество в виде акций, принадлежащих Яматову А. З., должно быть признано выморочным.
29.10.2019 административный истец обратился в Территориальное управление Росимущества в Республике Башкортостан с заявлением о принятии мер к наследованию выморочного имущества, заявлению присвоен вх. №.
14.11.2019 получен ответ за исх. № с указанием на невозможность принятия к наследованию имущества в виде акций со ссылкой на п. 6 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах».
20.11.2019 он вновь обратился в Росимущество с просьбой принять к наследованию имущество Яматова А.З., поскольку действующим законодательством предусмотрено, что Росимущество не вправе отказываться от принятия наследства. Заявление зарегистрировано за вх. № от 20.11.2019. - 28.11.2019 получен ответ за исх. № аналогичного содержания. ТУ Росимущества ссылается на положения п. 6 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», в силу которых государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
На основании изложенного, просит признать отказы Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан в принятии мер к наследованию имущества, принадлежащего Яматову А. З., в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций закрытого акционерного общества «Строй-Инвест» (ИНН 0273015038, ОГРН 1030203729071), выраженные в письмах № от 14.11.2019 и № от 28.11.2019, незаконными;
Обязать Территориального управления Росимущества в Республике Башкортостан принять меры к признанию выморочным имущества, принадлежащего Яматову А. З., в виде 25 (двадцати пяти) обыкновенных акций и 25 (двадцати пяти) привилегированных акций закрытого акционерного общества «Строй-Инвест» (ИНН 0273015038, ОГРН 1030203729071) и к наследованию данного имущества.
Представитель административного иска требования подержал, представитель административного ответчика просила в удовлетворении административного иска отказать.
Стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГМазидуллиным Н.М. совместно с Яматовым А. З. было создано акционерное общество закрытого типа «Строй-Инвест» (ИНН 0273015038, ОГРН 1030203729071). Каждому из которых на праве собственности принадлежали 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций.
В последующем, общество сменило организационно-правовую форму на закрытое акционерное общество.
Яматов А. З. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестру наследственных дел, который размещен на сайте Федеральной нотариальной палаты, наследственное дело в отношении Яматова А. З. наследниками не открывалось.
29.10.2019 административный истец обратился в Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлением о принятии мер к наследованию выморочного имущества, заявлению присвоен вх. №.
ДД.ММ.ГГГГ получен ответ за исх. № с указанием на невозможность принятия к наследованию имущества в виде акций со ссылкой на п. 6 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах».
20.11.2019 он вновь обратился в Росимущество с просьбой принять к наследованию имущество Яматова А.З., поскольку действующим законодательством предусмотрено, что Росимущество не вправе отказываться от принятия наследства. Заявление зарегистрировано за вх. № от 20.11.2019. - 28.11.2019 получен ответ за исх. № аналогичного содержания. ТУ Росимущества ссылается на положения п. 6 ст. 66 ГК РФ и п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», в силу которых государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Статьи 1141-1145 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя
Статьи 1152 и 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статьи 1154 и 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника, пропустившего этот срок, суд может восстановить этот срок и признать наследника, принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Только в случае, согласно ст. 1151 ГК РФ если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации -городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На отношения по наследованию выморочного имущества в полной мере распространяются все правила наследования, установленные в части третьей ГК РФ, за некоторыми изъятиями. На наследование выморочного имущества не распространяются правила о принятии такого наследственного имущества (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ), о сроке принятия наследства (статья 1154 ГК РФ), об отказе от наследования выморочного имущества (пункт 1 статьи 1157 ГК РФ).
В соответствии с Положением о Территориальном управлении от 29.09.2009 № 278, Территориальное управление принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное, которое в соответствии с законодательством РФ переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации и осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно Письму Федеральной налоговой службы от 19.02.2007 № 02-3-04/За «О выморочном имуществе» до принятия соответствующего федерального закона работа по учету, оценке и реализации выморочного имущества, перешедшего по праву наследования по закону к государству, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном «Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 и «Инструкцией о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утвержденной Министерством финансов СССР от 19.12.1984 №185.
В соответствии с п. 1 ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с Законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
Согласно письму ФНС РФ от 04.12.2008 N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе", при осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов".
Следовательно, публичным документом, подтверждающим право на наследство, является свидетельство о праве на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)), которое выдается по заявлению наследника нотариусом или уполномоченным органом.
Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону определены статьей 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В частности, исходя из указанной нормы, нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся подтверждением оснований для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, в том числе о выдаче свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество.
Таким образом, решение нотариуса о возможности выдачи свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество должно основываться на анализе документов.
Письмо ФНС РФ от 04.12,2008 N ШС-6-3/892 "О выморочном имуществе" устанавливает, что после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются только после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.
Следовательно, публичным документом, подтверждающим право на наследство, в том числе на выморочное, является свидетельство о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни.
Таким образом, свидетельство о праве на наследство является доказательством наличия права на наследство.
Распоряжение имуществом невозможно до его оформления в собственность.
Согласно п. 5 Инструкции, документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.
Данная позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 июля 2009 г. N ВАС-8222/09.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В силу п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Пунктом 1 статьи 1162 ГК РФ предусмотрено, что по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом должностным лицом наследникам выдается свидетельство о праве на наследство.
В таком же порядке выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 ГК РФ к Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу п. 6 ст. 66 ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Исключение из этого правила составляют только случаи -учреждения акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В этой связи, принятие наследованного имущества в виде 25 обыкновенных акций и 25 привилегированных акций ЗАО «Строй - Инвест» не представляется возможным.
Кроме того, в силу ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического Лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении административного искового заявления Мазидуллина Н. М. о признании отказов Территориального управления в принятии мер к наследованию имущества, принадлежащего Яматову А. З., в виде 25 обыкновенных акций привилегированных акций ЗАО «Строй - Инвест», выраженные в письмах № от 14.11.2019, № от 28.11.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мазидуллина Н. М. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ о признании отказа в принятии мер к наследованию имущества, выраженные в письмах, обязании принять меры к признанию выморочным имущества и к наследованию данного имущества, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов