ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1046/2022 от 16.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-1046/2022

УИД 37RS0010-01-2022-000854-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя заинтересованного лица Храмова Александра Владимировича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы дела

по административному иску Администрации города Иваново к ведущему приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2, начальнику отделения старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО3, УФССП России по Ивановской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация г. Иваново обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2, начальнику отделения старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО3, УФССП России по Ивановской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Иск мотивирован тем, что решением Ленинского районного суда г. Иваново от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу № , вступившим в законную силу 8 ноября 2021 г., удовлетворены исковые требования Шуйского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО4, к Администрации г. Иванова об обязании Администрации г. Иванова предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

4 февраля 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области в отношении Администрации г. Иванова возбуждено исполнительное производство .

В ходе принудительного исполнения судебного акта 11 февраля 2022 г. Администрация г. Иванова в порядке статьи 203 ГПК Российской Федерации обратилась в Ленинский районный суд г. Иваново с заявлением об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда г. Иваново от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу № до 31 декабря 2022 г. по причине невозможности его исполнения в указанный срок.

Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 28 февраля 2022 г. Администрации г. Иванова отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № .

Административный истец указывает, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области от 16 марта 2022 в рамках исполнительного производства с Администрации г. Иванова взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Административный истец с указанным постановлением не согласен, поскольку Администрация г. Иваново не уклоняется от исполнения возложенной судом обязанности, однако предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда в срок, установленный ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Ивановской области, для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имеет возможности, поскольку в настоящее время в муниципальном жилищном фонде г. Иванова отсутствуют свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, а в бюджете г. Иванова не предусмотрены средства на обеспечение граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Административный истец указывает, что закупка жилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) посредством проведения электронных аукционов, поскольку операции с недвижимым имуществом включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-р.

Также административный истец указывает, что полномочия Администрации г. Иванова заключаются в том, что в пределах предоставленной субвенции из бюджета Ивановской области Администрация г. Иванова в соответствии с Законом № 44-ФЗ осуществляет мероприятия, направленные на приобретение благоустроенных жилых помещений, и предоставляет приобретенные благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам, указанным в списке Департамента социальной защиты населения Ивановской области.

Количество детей-сирот, которые могут быть обеспечены жилыми помещениями в финансовом году, не зависит от волеизъявления Администрации г. Иванова, оно ограничено объемом субвенции, выделяемой из бюджета Ивановской области.

В 2021 году Администрацией г. Иванова, с учетом выделенного объема субвенции из областного бюджета на сумму 39 650 490,84 руб., приобретено 21 жилое помещение для обеспечения жильем детей-сирот на общую сумму 37 855 058,92 руб.

В настоящее время 21 жилое помещение, приобретенное Администрацией г. Иванова в 2021 году, предоставлено 21 гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых решения судов вступили в законную силу ранее, чем от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу № .

Одно жилое помещение, приобретенное в 2015 году, было предоставлено как освободившееся в связи со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

В связи с указанным, Администрация г. Иванова в 2021 году, учитывая предусмотренный объем субвенций, смогла исполнить только 22 судебных акта о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Также административный истец указывает, что Законом Ивановской области от 15.12.2021 № 98-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (далее по тексту допускается сокращение - дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений из областного бюджета городскому округу Иваново предусмотрена субвенция в размере 162 650 190 руб., что позволит обеспечить жилыми помещениями ориентировочно 71 гражданина указанной категории, в том числе ФИО4

В настоящее время в Администрации города Иванова находится на исполнении 66 судебных решений об обеспечении указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, 50 их которых вступило в законную силу.

В отношении 36 граждан судебные решения вынесены ранее, чем в отношении ФИО4

В 2022 году в целях исполнения решений судов, в том числе решения от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу № 2-1528/2021, обязывающих Администрацию г. Иванова обеспечить жилыми помещениями граждан, относящихся к категории детей-сирот, Администрацией города Иванова в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) было размещено 119 извещений о проведении 119 электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений, из которых: 112 электронный аукцион в силу ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке; 1 заявка признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о закупке; - заключено 4 муниципальных контракта, 2 контракта находятся на стадии заключения.

17 марта 2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок будет размещено еще 6 извещений о проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений, срок подачи заявок по которым до 25 марта 2022 г.

Кроме того, административный истец указывает, что 25 февраля 2022 г. по итогам мониторинга рынка недвижимости города Иванова было установлено, что рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилых помещений на рынке недвижимости города Иванова превышает показатель средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново, используемый в Методике определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области, утвержденной Законом Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее - Методика распределения субвенций).

В связи с этим, 3 марта 2022 г. электронные аукционы будут размещены при начальной максимальной) цене контракта (далее - НМЦК) в размере 2 367 475,60 руб. с привлечением средств бюджета города Иванова на превышение норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново, используемых Методикой распределения субвенций решением Ивановской городской Думы от 16 февраля 2022 г. № 230 установлено на 2022 год расходное обязательство городского округа Иваново, возникающее на оплату денежных обязательств, принятых с превышением норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново, используемых Методикой распределения субвенций и/или нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

Таким образом, Администрация города Иванова готова размещать извещения о проведении электронных аукционов на приобретение жилых помещений для обеспечения жилищных прав детей-сирот при НМЦК с привлечением средств бюджета города Иванова в случае, если стоимость 1 кв.м., общей площади жилого помещения превысит норматив по показателю средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения, установленный Методикой распределения субвенций.

В рамках реализации переданных государственных полномочий по однократному обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений Администрация г. Иванова в 2021 году регулярно с 4 февраля 2021 г. по 18 ноября 2021 г. размещала извещения о проведении электронных аукционов в единой информационной системе в сфере закупок на приобретение на городском рынке недвижимости жилых помещений.

По итогам проведения 194 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, относящимся к категории детей-сирот по итогам которых: заключен 21 муниципальный контракт на сумму 37 855 058,92 руб.; 172 электронных аукциона в силу части 16 статьи 66, части 8 статьи 67 Закона № 44-ФЗ признаны несостоявшимися в связи с тем, что по 168 аукционам по окончании срока подачи заявок на участие не было подано ни одной заявки, и по 4 аукционам единственные заявки были признаны несоответствующими требованиям документации о таких аукционах.

На основании изложенного, административный истец просит суд освободить Администрацию г. Иванова от взыскания исполнительского сбора размере 50 000 рублей по постановлению от 16 марта 2022 г. о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера и установлении нового срока исполнения внесенному ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2 в рамках исполнительного производства

Представитель административного истца Администрации г. Иваново ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, представила дополнительные пояснения, согласно которым в 2022 году в целях исполнения решений судов, в том числе решения от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу , обязывающих Администрацию г. Иванова обеспечить жилыми помещениями граждан, относящихся к категории детей-сирот, Администрацией города Иванова в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) было размещено 125 извещений о проведении 125 электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений, из которых: 118 электронных аукционов в силу ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке; 1 заявка признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о закупке; - заключено 6 муниципальных контрактов.

Кроме того, административный истец указывает, что Законом Ивановской области от 3 марта 2022 г. №10-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ивановской области от 14 марта 1997 г. №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» уточнены нормы, касающиеся передачи государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Указанным законом регламентировано, что правительство Ивановской области утверждает порядок установления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу, муниципальному району Ивановской области.

Вместе с тем, по состоянию на 13 апреля 2022 г. указанный Порядок не утвержден, в связи с чем Администрацией г. Иванова не может быть установлен норматив по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м общей пощади жилого помещения.

Согласно Методике определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области, утвержденной Законом Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (в редакции от 3 марта 2022 г.) объем субвенции из областного бюджета, подлежащий перечислению бюджетам городских округов и муниципальных районов на оплату муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот определяется, в том числе исходя из норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленного органом местного самоуправления i-гo городского округа и муниципального района в порядке, утвержденном Правительством Ивановской области, на дату размещения извещения об осуществлении закупки жилых помещений.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Решением Ивановской городской Думы от 16 февраля 202 г.2 № 230 установлено расходное обязательство городского округа Иваново, возникающее на оплату денежных обязательств, принятых с превышением норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново, используемого в Методике распределения субвенции.

При отсутствии установленного норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново осуществлять оплату муниципальных контрактов средствами бюджета города Иванова правовые основания отсутствуют, поскольку невозможно определить возникает ли превышение указанного норматива.

21 марта 2022 г. Администрацией г. Иванова в адрес Губернатора Ивановской области было направлено письмо, в том числе по сложившейся ситуации, связанной с отсутствием утвержденного Порядка.

25 марта 2022 г. Администрация г. Иванова направила письма о сроках принятия вышеуказанного Порядка в адрес Заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса социальной сферы Ивановской области ФИО5, а также в Департамент социальной защиты населения Ивановской области.

До настоящего времени ответы на обращения Администрации г. Иванова не поступили.

7 апреля 2022 г. Администрацией города Иванова в адрес Губернатора Ивановской области повторно была направлена информация о сложившейся ситуации в связи с принятием Закона Ивановской области № 10-03.

Представитель административного истца указывает, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой не определен новый механизм оплаты муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей- сирот: невозможно определить какой объем субвенции будет перечислен городскому округу Иваново на оплату заключенных муниципальных контрактов, следовательно, имеется риск неисполнения Администрацией г. Иванова обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом по оплате цены контракта, что в свою очередь влечет применение мер ответственности. В связи с чем, Администрация г. Иванова в настоящее время не имеет возможности размещать извещения об осуществлении закупок жилых помещений.

Также представитель административного истца пояснила, что виновного бездействия неисполнения судебного акта не имеется, Администрация г. Иванова выполняет все возложенные на нее функции в рамках предоставленных бюджетных ассигнований, в связи с чем просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2, извещенная о о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Участвуя в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что на исполнении в МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области находится исполнительное производство неимущественного характера от 4 февраля 2022 г., возбужденное на основании исполнительного листа от 14 декабря 2021 г., выданного Ленинским районным судом г. Иваново.

7 февраля 2022 г. Администрации г. Иваново вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, установлен срок для добровольного исполнения 5 дней.

В связи с тем, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнены, 16 марта 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора – должнику установлен новый срок для исполнения решения суда до 31 марта 2022 г.

Учитывая факт надлежащего уведомления Администрации г. Иваново о возбуждении в отношении него исполнительного производства и подтвержденного факта неисполнение должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, а также отсутствие непреодолимой силы - основания для освобождения от исполнительского сбора отсутствуют.

На основании изложенного, административный ответчик просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика УФССП России по Ивановской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя, представлены письменные возражения на иск, согласно которым Управление просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Административный ответчик начальник отделения старший судебный пристав МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО3 извещенная о о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Храмов А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил в удовлетворении исковых требований отказать

Заинтересованное лицо ФИО4, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Главой 9 КАС Российской Федерации, в судебное заседание не явилась, с заявлениями, ходатайствами не обращалась.

Выслушав представителя административного истца ФИО1, представителя заинтересованного лица Храмова А.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Во исполнение указанного конституционного предписания в статьях 218 и 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплено право граждан и организаций оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 4 февраля 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2 на основании исполнительного листа серии от 14 декабря 2021 г., выданного Ленинским районным судом г. Иваново по делу №2-1528/2021, возбуждено исполнительное производство , предметом исполнения которого является обязать Администрацию г. Иванова предоставить ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам (л.д.128).

7 февраля 2022 г. постановление о возбуждении исполнительного производства вручено Администрации г. Иваново, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д.128).

14 февраля 2022 г. Администрация г. Иваново обратилась к начальнику отделения старшему судебному приставу МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО3 с ходатайством о продлении срока добровольного исполнения судебного решения, указанное ходатайство согласно штампу о регистрации входящей корреспонденции поступило в МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области 15 февраля 2022 (л.д.129).

Также установлено, что в рамках исполнения решения суда Администрация г. Иваново обратилась в Ленинский районный суд г. Иваново об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда от 12 августа 2021 г. по делу . Определением Ленинского районного суда г. Иваново от 28 февраля 2022 г. по гражданскому делу № Администрации города Иванова было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Также установлено, что 16 марта 2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения. (л.д.132).

Административный истец Администрация г. Иваново обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего удержанию по постановлению о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения от 9 марта 2022 г. .

Согласно статье 112 названного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2); В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Таким образом, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: подтверждение факта уведомления должника о возбуждении исполнительного производства (в частности, получения им копии об этом, отказа в получении); истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Кроме того, в силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» уведомление должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для взыскания исполнительского сбора.

Оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, поскольку от достоверности установления даты извещения может зависеть, в том числе и размер взыскиваемого исполнительского сбора.

Согласно ч.6 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно абз. 1 п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с абз. 2 п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения заявленных требований, является наличие в поведении должника в исполнительном производстве признака противоправности.

В силу пункта 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 5 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» (далее - Закон № 7-03) финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на жилое помещение, является расходными обязательствами Ивановской области.

Пунктом 1 статьи 8.1. Закона № 7-03 установлено, что Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 2 статьи 8.1. Закона № 7-03, средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.

Часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 20 Федерального закона №131-ФЗ).

Закупка жилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» посредством проведения электронных аукционов, поскольку операции с недвижимым имуществом включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 № 471-р.

Из представленной на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ информации о заключенных Администрацией города Иванова муниципальных контрактов, следует, что в 2021 году Администрацией города Иванова приобретено 21 жилое помещение для обеспечения жильем детей-сирот.

Кроме того, в 2021 году Администрацией города Иванова выделенный объем субвенции из областного бюджета на сумму 39 650 490,84 руб. реализован, что не свидетельствует о бездействии должника.

Одно жилое помещение, приобретенное в 2015 году, было предоставлено как освободившееся в связи со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Также установлено, что Законом Ивановской области от 15 декабря 2021 г. № 98-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (далее по тексту допускается сокращение - дети-сироты) по договорам найма специализированных жилых помещений из областного бюджета городскому округу Иваново предусмотрена субвенция в размере 162 650 190 руб.

Суд принимает во внимание, довод административного истца о том, что на момент рассмотрения настоящего административного дела на исполнении находится 66 судебных решения об обеспечении указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, 50 их которых вступило в законную силу.

В 2022 году в целях исполнения решений судов, в том числе решения от 12 августа 2021 г. по гражданскому делу , обязывающих Администрацию г. Иванова обеспечить жилыми помещениями граждан, относящихся к категории детей-сирот, Администрацией города Иванова в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru/) было размещено 125 извещений о проведении 125 электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений, из которых: 118 электронных аукционов в силу ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке; 1 заявка признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о закупке; - заключено 6 муниципальных контрактов.

Таким образом, исходя из полномочий Администрации г. Иванова, которая в пределах предоставленной субвенции из бюджета Ивановской области осуществляет мероприятия, направленные на приобретение благоустроенных жилых помещений, и предоставляет приобретенные благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам, указанным в списке Департамента социальной защиты населения Ивановской области, приобретение которых регулируется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, что предполагает соблюдение процедур, установленных данным федеральным законом, судом не усматривается суд не усматривает наличия в поведении должника в исполнительном производстве признака противоправности, поскольку обеспечение жилыми помещениями в финансовом году, не зависит от волеизъявления Администрации г. Иванова и ограничено объемом субвенции, выделяемой из бюджета Ивановской области.

Также, суд принимает во внимание, что виновного поведения со стороны Администрации г. Иванова в признании закупок несостоявшимися не имеется, административным истцом приняты все зависящие от него меры для организации закупок в соответствии с положениями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и освоения выделенных бюджетных ассигнований.

Также, суд учитывает, что Законом Ивановской области от 3 марта 2022 г. № 10-03 «О внесении изменений в Закон Ивановской области от 14 марта 1997 г. № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» уточнены нормы, касающиеся передачи государственных полномочий по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Правительство Ивановской области утверждает порядок установления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области показателя средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу, муниципальному району Ивановской области.

Согласно Методике определения общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Ивановской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, и его распределения между городскими округами и муниципальными районами Ивановской области, утвержденной Законом Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» объем субвенции из областного бюджета, подлежащий перечислению бюджетам городских округов и муниципальных районов на оплату муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот определяется, в том числе исходя из норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленного органом местного самоуправления i-гo городского округа и муниципального района в порядке, утвержденном Правительством Ивановской области, на дату размещения извещения об осуществлении закупки жилых помещений.

Абзацем вторым пункта 3 статьи 86 БК РФ установлено, что в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

Решением Ивановской городской Думы от 16 февраля 2022 г. № 230 установлено расходное обязательство городского округа Иваново, возникающее на оплату денежных обязательств, принятых с превышением норматива по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения по городскому округу Иваново, используемого в Методике распределения субвенции.

На дату принятия решения вышеуказанный порядок не утвержден, в связи с чем Администрацией г. Иванова не может быть установлен норматив по показателю средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, что в настоящий момент, приводит к ситуации невозможности организации размещения извещений об осуществлении закупок жилых помещений и проведения их закупки, поскольку не определен новый механизм оплаты муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений.

Таким образом, исходя из доказательств, представленных административным истцом, усматривается, что Администрацией г. Иваново совершены все возможные в настоящий момент действия при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием вины должника в неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, суд находит заявленные требования Администрации г. Иваново об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего удержанию по постановлению о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения от 16 марта 2022 г. вынесенного в рамках исполнительного производства №, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175-180 КАС Российской Федерации, суд

решил :

удовлетворить административный иск Администрации города Иваново.

Освободить Администрацию города Иваново от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего удержанию по постановлению о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения от 16 марта 2022 г., вынесенному ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО2 и утвержденным начальником отделения старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Ивановской области ФИО3 по исполнительному производству .

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 24 мая 2022 г.