Дело № 2а-1047/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 02 июля 2020 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика администрации г. Перми ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к администрации г. Перми, Главе города Перми о признании постановления незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации г. Перми о признании постановления от (дата)№... «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... – административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв.м. при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа по адресу <АДРЕС>, возложении обязанности предоставить ФИО3 разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... – административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв.м, при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа по адресу <АДРЕС>.
Требование мотивировано тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <АДРЕС>. (дата) он обратился в администрацию города Перми с заявлением №... о проведении публичных слушаний в отношении вида разрешенного использования данного земельного участка. Постановлением Главы города Перми от (дата)№... назначены публичные слушания. В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Перми (дата)№... принято решение о рекомендации Главе города Перми по заявлению ФИО3 предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... по адресу <АДРЕС>. Однако, постановлением администрации города Перми от (дата)№... отказано в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... - административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв.м, при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа по адресу <АДРЕС>. Полагает, что постановление администрации города Перми от (дата)№... противоречит законодательству, так как выходит за рамки полномочий администрации, предусмотренных Уставом города Перми, а также регламенту, утвержденному постановлением администрации города Перми от 29.05.2008 года № 450, содержит противоположную позицию, изложенную в решении комиссии по землепользованию и застройке, не мотивированно.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает.
Представитель административного истца требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика поддержал доводы письменных возражений. Дополнительно пояснил, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий администрации города Перми. Процедура публичных слушаний была проведена в соответствии с нормами действующего законодательства. Какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены.
По определению суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава города Перми.
Административный ответчик – Глава города Перми в суд не явился, извещался. Ранее представлены письменные возражения, в которых просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывая, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, принято в пределах предоставленных полномочий, процедура предоставления разрешения осуществлена в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Вынесен на основании полного изучения представленных материалов публичных слушаний в их совокупности, порядок проведения публичных слушаний соблюден, дана оценка всех заслуживающих внимание обстоятельств с целью решения вопроса о целесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, оспариваемое постановление прав и законных интересов административного истца не нарушает. Какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены, иного не доказано.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч. 2).
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно частям 1 - 3 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 37 ГрК РФ).
Согласно ч.ч. 1 - 4, 7 - 9 ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - электронный документ, подписанный электронной подписью).
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
На территории города Перми Правила землепользования и застройки территории города Перми, утверждены Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 года N 143.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка площадью 459 кв.м, с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <АДРЕС>. На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 256,2 кв.м.
Земельный участок находится в территориальной зоне Ж-4 – Зона индивидуальной жилой застройки городского типа. Основным видом разрешенного использования является отдельно стоящие односемейные дома (коттеджи) с земельными участками.
(дата)ФИО3 обратился в администрацию города Перми с заявлением вх. №... о смене основного вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №... и №..., расположенных по адресу: <АДРЕС> соответственно, с категории «для индивидуальной жилой застройки» на категорию «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м» (л.д. 152).
(дата) департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми дан ответ на обращение ФИО3 о принятии заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков к рассмотрению комиссией по землепользованию и застройке города Перми.
(дата) комиссией по землепользованию и застройке города Перми рекомендовано Главе города Перми назначить публичные слушания по заявлению ФИО3, с учетом уточненных требований о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... - «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам» в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по <АДРЕС> (л.д. 143-144).
По постановлению Главы города Перми от (дата)№... назначены публичные слушания по рассмотрению проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м» на (дата) в 18-00 часов (л.д. 17-18).
(дата) состоялись публичные слушания (л.д. 125-128).
По результатам публичных слушаний (дата), комиссией по землепользованию и застройке города Перми принято решение рекомендовать Главе города Перми предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... – «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м. при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам» в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4) по <АДРЕС> (л.д. 145-146).
(дата) Главой города Перми вынесено постановление №... об отказе ФИО3 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования для земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по <АДРЕС>. Данное постановление опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь (л.д. 117).
(дата) по обращению ФИО3 прокурором города Перми в адрес главы города Перми вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд считает, что постановление Главы города Перми от (дата)№..., не может быть признано законным.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Перми от (дата), по результатам публичных слушаний, участвовавшие в обсуждении вопроса, единогласно проголосовали рекомендовать Главе г. Перми по заявлению ФИО3 предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования в отношении спорного земельного участка - «административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв. м. при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам».
Между тем, в постановлении Главы города Перми об отказе об отказе ФИО3 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования для земельного участка какие либо мотивы, либо основания по которым отказано не приведены.
Учитывая, что заключение о результатах публичных слушаний, принимаемое по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в силу ст. ст. 37, 39 ГрК РФ носит рекомендательный характер и не является непосредственным основанием для возникновения, изменения, прекращения прав либо обязанностей какого-либо субъекта, суд считает, что решение административного ответчика относительно отказа в предоставлении соответствующего разрешения должно содержать основания, по которым произведен такой отказ.
Принятие решения не может быть произвольным, решение должно быть мотивированным и обоснованным. В данном случае, суд считает, что административным ответчиком указанное требование не выполнено, соответственно, в нарушение пп. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ законность принятого решения не доказана.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку восстановление нарушенных прав административного истца способом, указанным в административном исковом заявлении - путем возложения обязанности на администрацию г. Перми предоставить ФИО3 разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка - административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организация и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв.м. при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам представляет собой вмешательство в компетенцию администрации, суд считает возможным восстановить права административного истца путем возложении обязанности на Главу города Перми повторно рассмотреть вопрос по заявлению ФИО3 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175 -179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Главы города Перми от (дата)№... «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... – административные и административно-хозяйственные объекты, объекты делового назначения, объекты общественных организаций и общественных учреждений общей площадью не более 450 кв.м. при условии примыкания земельного участка к существующим или предусмотренным проектом планировки улицам, в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа по адресу <АДРЕС>.
Возложить обязанность на Главу города Перми повторно рассмотреть вопрос по заявлению ФИО3 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(Мотивированное решение составлено 15 июля 2020 года).
<.....>
<.....> Судья Катаев О.Б.