Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 октября 2020 года г.Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Васильцовой Н.О., с участием представителя административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры помощника прокурора Борейко Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1047/2020 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к административному ответчику министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта
у с т а н о в и л
Первоначально административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области и неопределенного круга лиц к административным ответчикам министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, администрации городского округа муниципального образования - «город Тулун», указывая в обоснование, что прокуратурой по заданию Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства об охране вод при реализации органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, водопользователями мероприятий, предусмотренных схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее по тексту решения - СКИОВО, схема).
В ходе проверки установлены нарушения требований норм природоохранного законодательства Российской Федерации, выразившееся в невыполнении мероприятия СКИОВО уполномоченным органом государственной власти Иркутской области и органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 № 1235-р утверждена «Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года) (далее по тексту решения - Стратегия).
Стратегия определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водоресурсной сфере.
В связи с указанным, была предусмотрена разработка Схем комплексного использования и охраны водных объектов, срок реализации - «2009-2014г.г.».
Во исполнение вышеуказанных задач, приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014 № 183 утверждена Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (СКИОВО).
Срок действия СКИОВО составляет не менее 10 лет с момента разработки. В настоящее время Схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет». СКИОВО содержит в своем составе книгу № 6, включающую в сведения о программе мероприятий по достижению целевого состояния бассейна реки, сводную ведомость требуемых финансовых затрат, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий.
Проверкой установлено, что Схемой комплексного использования и охраны водных объектов в отчетном периоде 2016-2918 календарного года предусмотрено к реализации мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия (пункт 196, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, сводная ведомость требуемых финансовых затрат на реализацию структурных мероприятий в бассейне р.Ангара).
Под водосбросным сооружением понимается водопропускное сооружение, предназначенное для сброса воды из верхнего бьефа (часть водного объекта, располагающаяся выше по течению - верхний уровень водного объекта) для предотвращения его переполнения.
Указанное определение закреплено сводом правил № 290.1325800.2016 «Водопропускные гидротехнические сооружения (водосбросные, водоспускные и водовыпускные) правила проектирования», утвержденных приказом министерства строительства России от 16.12.2016 № 954/пр (далее по тексту решения - Свод правил, Правила).
Свод правил устанавливает требования к проектированию, в том числе, строящихся водосбросных сооружений и распространяется, помимо прочих, на сооружения, предназначенные для переброски стока и борьбы с наводнениями.
В соответствии с п. 4.3. Свода правил, водосбросные сооружения предназначены, в том числе, для выполнения функции по сбросу расходов воды в период половодья и дождевых паводков, и других неиспользуемых расходов воды, во избежание превышения уровней воды в верхнем бьефе.
Помимо СКИОВО, вышеуказанное мероприятие содержалось в муниципальной программе города Тулуна «Охрана окружающей среды», принятой постановлением администрации города от 01.11.2013 № 1987.
Согласно подпрограммы «Водное хозяйство» названной муниципальной программы, пунктом 3.4 Перечня основных мероприятий муниципальной программы, в целях защиты от негативного воздействия вод за отделом архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа закреплено выполнение мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на реке Ия, в период с 2015 по 2018 годы.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что указанное водоохранное мероприятие до настоящего времени не реализовано, а по информации администрации г.Тулуна от 24.04.2020 № 2883 какие-либо меры для фактического выполнения мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на рю.Ия не предпринимались.
Вместе с тем, указанный факт противоречит требованиям норм действующего законодательства РФ, ввиду следующего.
Согласно ч. ч. 1, 2, 4 ст. 33 Водного кодекса РФ, схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, схемы разрабатываются, в том числе, в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности в перспективе в водных ресурсах, в том числе предотвращения негативного воздействия вод, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ.
Законом Иркутской области от 02.12.2004 № 70-оз «О статусе и границах муниципального образования - «город Тулун» наделено статусом городского округа.
К вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Между тем, администрация города Тулуна, наделенная вышеуказанными полномочиями, являясь ответственным исполнителем мероприятия СКИОВО, в нарушение требований вышеуказанных норм Водного кодекса РФ фактически уклонилась от его реализации.
Кроме того, анализ норм действующего природоохранного законодательства РФ позволяет сделать вывод, что реализация водоохранного мероприятия по строительству водосбросного сооружения в устье отвода канала на р.Ия, также относится и к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление функции по управлению в области охраны окружающей среды и водных отношений, которым в Иркутской области является - министерство природных ресурсов и экологии региона.
В силу ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
По смыслу положения ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ, все реки в Российской Федерации являются собственностью государства, в том числе и река Ия.
Частью 1 ст. 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).
В силу ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
В сфере водных отношений одной из функций министерства является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области (п.п. 27, 28 раздела 3 Положения).
Таким образом, с учетом положения вышеприведенных норм права и ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ в их системной взаимосвязи, реализация мероприятий СКИОВО является обязанностью, в том числе, для органов государственной власти субъекта.
В связи с чем, принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод, которым в частности, является мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, отнесено нормами федерального законодательства к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в силу закона.
Однако, из содержания ответа Минприроды области от 12.05.2020 № 02-66-3270/20 следует, что каких-либо мер для реализации мероприятия СКИОВО министерством не предпринималось.
В нарушение требований Водного кодекса РФ, Правил разработки, утверждения и реализации Схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883, Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом МПР РФ от 04.07.2007 № 169, указанные факты свидетельствуют о бездействии и неисполнении администрацией полномочий, предусмотренных п.п.п. 8, 28, 32 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также о неисполнении функций по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, возложенных на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
Территория Тулунского района относится к числу уязвимых по отношению к опасности гидрологических явлений, подвержена затоплению, характерным примером которого является разрушительный паводок, произошедший в Иркутской области в 2019 году.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 16.05.2016 № 224-рп Тулунский муниципальный район отнесен к перечню населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами на территории Иркутской области.
Истец указывает, что бездействие администрации города Тулуна и министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод на население, создает угрозу затопления близлежащего населенного пункта в паводковый период, в следствии чего, может быть причинен вред жизни и здоровью граждан, их имуществу - жилых домов, временных построек, а также способствует возможному загрязнению водного объекта и причинению вреда водным биологическим ресурсам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Факт бездействия свидетельствует о необеспечении органом местного самоуправления и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, также, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ и право частной собственности на имущество, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ.
В связи с риском возможного возникновения затопления территории Тулунского района создается также угроза загрязнения водного объекта, возможной гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, установленные ст. ст. 41, 42 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ.
С учетом того, что обязанность выполнения административными ответчиками мероприятия СКИОВО не прекратилась, истец вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением в течение всего срока, в рамках которого указанная обязанность сохраняется, в связи с чем, истцом подан настоящий иск в пределах срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 219 КАС РФ.
В силу ч. 2 ст. 22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.
В связи с тем, что выполнение водоохранного мероприятия предусмотрено на территории Тулунского района, Иркутской области, на территорию которого распространяются полномочия ответчиков, настоящее административное исковое заявление предъявляется прокурором в Тулунский городской суд Иркутской области.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании изложенного, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, руководствуясь ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Тулун» и министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия; обязать администрацию МО «город Тулун» и министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнить мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, в срок до 01.01.2024.
Определением суда от 30.07.2020 принято заявление об изменении требований иска, поступивших 30.07.2020 вх. 2020-5/11514 к административному ответчику министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, в котором истец просит суд признать незаконным бездействие министерства, выразившееся в невыполнении мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 СКИОВО календарным планом-графиком реализации и финансирования мероприятий в период в 2016-2018г.г., обязать министерство устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 и выполнить мероприятие по строительству водосброса в устье канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4 книги 6 СКИОВО календарным планом-графиком реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018г.г. в срок до 01.01.2024.
Определением суда от 17.08.2020 производство по административному делу № 2а-1047/2020 по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к административному ответчику министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти субъекта, в части обязания министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, прекращено, с разъяснением сторонам на недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Определением суда от 17.08.2020 производство по настоящему делу к административному ответчику МУ «Администрация города Тулуна», прекращено, в связи с отказом истца от требований иска к административному ответчику МУ «Администрация города Тулуна», с разъяснением сторонам на недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Определением суда от 17.08.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены - Енисейское бассейновое водное управление и Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением от 08.10.2020 от административного истца судом принято административное исковое заявление в порядке ст. ст. 39, 46 КАС РФ об изменении требований иска, в котором указано, что судом рассматривается административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия по невыполнению мероприятия Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реки Ангара, включая озеро Байкал (далее - СКИОВО, Схема) по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия. В ходе рассмотрения настоящего административного дела возникли обстоятельства, являющиеся основанием для уточнения административного искового заявления ввиду следующего. Предметом искового заявления является невыполнение министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятий по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия. Согласно книги 6 СКИОВО в отчетном периоде 2016-2018 календарного года предусмотрено к реализации мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия (пункт 196, таблицы № 4, книги № 6 СКИОВО, сводная ведомость требуемых финансовых затрат на реализацию структурных мероприятий в бассейне р.Ангара). Исполнителем мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия согласно СКИОВО является администрация г.Тулуна. Однако, согласно ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы. Из указанного следует, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по охране водных объектов только в том случае, если такие водные объекты находятся в собственности муниципальных образований. Вместе с тем, река Ия не является водным объектом, находящимся в муниципальной собственности. Так, согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (за исключением водных объектов, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу). Все реки в Российской Федерации, в том числе и река Ия находятся в государственной (федеральной) собственности. С учетом указанного, полномочия по охране водного объекта - реки Ия, не отнесены к ведению органов местного самоуправления. Таким образом, в силу п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, полномочия по охране водного объекта - реки Ия, являющейся водным объектов федеральной собственности, часть которой расположена на территории Иркутской области, прямо отнесены к ведению органов государственной власти Иркутской области, в лице уполномоченного на осуществление функций по управлению в области водных отношений исполнительного органа власти субъекта - Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Вышеуказанное свидетельствует, о некорректности внесения в СКИОВО ответственным исполнителем администрацию г.Тулуна. Согласно информации администрации г.Тулуна строительство водосброса в устье отводного канала на р.Ия планировалось для обеспечения организованного отвода воды р.Ия. Целью включения указанного мероприятия в Схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Ангара, включая озеро Байкал являлось предотвращение загрязнения р.Ия. В июне-июле 2019 в результате наводнения на территории г.Тулуна, Тулунского района, дренажная система уничтожена. Необходимость в восстановлении дренажной системы и строительства водоотводных канав и водосброса ливневых и дренажных вод на р.Ия в настоящее время не имеется. Таким образом, произошло изменение водохозяйственной обстановки водных объектов, расположенных на вышеуказанных территориях. С целью ликвидации последствий наводнения администрацией г.Тулуна заключен муниципальный контракт от 20.11.2019 № 339-19 на выполнение работ по разработке комплекса мероприятий по устройству временных дамб по согласованной предварительной схеме устройства защитных сооружений города Тулуна в режиме аварийно-восстановительных работ. В связи с чем, в настоящее время выполнение мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия не представляется возможным в силу объективных причин, а также является нецелесообразным. В соответствии с п. 9 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883 Федеральное агентство водных ресурсов размещает СКИОВО на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Схемы размещены на официальном сайте http://enbvu.ru/, являются открытыми и доступными для скачивания. Однако, министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области предложения по корректировке Схемы комплексного использования и охраны водных бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, путем исключения мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, не вносились, работы по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия в установленные сроки не проведены. Учитывая, что в силу ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ СКИОВО является обязательной для органов государственной власти и местного самоуправления, освобождение от выполнения предусмотренных ею мероприятий возможно исключительно при внесении в СКИОВО изменений в установленном законом порядке. Пунктом 10 Правил установлено, что в схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия. Изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е» и «ж» пункта 6 настоящих Правил, вносятся в порядке, установленном для разработки схем. Приказом министерства природных ресурсов РФ от 04.07.2007 № 169 утверждены Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Методические указания), которыми определены требования к структуре проектов схем комплексного использования и охраны водных объектов, состав и последовательность действий по их разработке, утверждению и реализации, внесению изменений в эти схемы. В силу п. 32 Методических указаний корректировка Схемы осуществляется в случае существенных изменений водохозяйственной обстановки, параметров развития водохозяйственного комплекса речного бассейна, а также если анализом хода выполнения мероприятий Схемы для этапов ее реализации фиксируются значительные отклонения от установленных для этих этапов целевых показателей. Предложения по корректировке Схемы по согласованию с Бассейновым Советом подготавливаются и вносятся в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее чем за 6 месяцев до завершения этапа реализации Схемы территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов. Реализация СКИОВО предусмотрена в три этапа реализации СКИОВО: 2015-2019, 2020-2024, 2025-2030 (приложение 2 «Сводная пояснительная записка» п. 4 технического задания к государственному контракту от 23.08.2013 № С-13-01). В силу п. 4 положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые). В соответствии с Положением о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66 Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территорий Российской Федерации, в том числе в границах бассейна реки Ангара. В силу п. 4.6.2 Положения Енисейское бассейновое водное управление осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Таким образом, ввиду невозможности выполнения предусмотренного СКИОВО мероприятия министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющий функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений обязано подготовить и внести в Енисейское бассейновое водное управление предложения по корректировке СКИОВО, что подтверждается протоколом заседания бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020, согласно которому органам исполнительной власти Иркутской области рекомендовано подготовить и представить в Енисейское бассейновое водное управление предложения по корректировке Схемы комплексного использования и охраны водных бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, в части программ мероприятий в срок до 01.03.2021. Принимая во внимание, что в настоящее время выполнение мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия не представляется возможным в виду изменения водохозяйственной обстановки водного объекта р.Ия, Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал подлежит корректировке. Просит суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реки Ангара, включая озеро Байкал календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018гг., обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области внести в Енисейское бассейновое водное управление предложения по корректировке Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, путем исключения из Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018гг., в срок до 01.03.2021.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Братского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г. требования иска, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении от 06.10.2020, с учетом их изменений, поддерживает, просит суд удовлетворить, указывая, что ответчик неверно применяет нормы КАС РФ в части пропуска административным истцом срока на право обращения в суд с настоящим иском, поскольку реализация мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на реке Ия в отчетном периоде 2016-2018 календарного года являлась обязательной, и то обстоятельство, что этот календарный срок истек, а работы выполнены не были, не свидетельствует об освобождении от обязанности ответчика по внесению изменений (корректировки) Схемы по согласованию с бассейновым Советом, учитывая, что реализация СКИОВО предусмотрена в три этапа: 2015-2019, 2020-2024, 2025-2030. Поскольку ответчиком указанные мероприятия выполнены не были, бездействие министерства необходимо признать незаконным, обязав министерство внести в Енисейское бассейновое водное управление предложения по корректировке Схемы согласно требований иска, с учетом их изменений. Также просит суд удовлетворить ходатайство о вынесении частного определения в адрес Енисейского бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, обратив внимание руководителя контролирующего органа на обязанность своевременно и в полной мере исполнять полномочия по обеспечению реализации Схемы комплексного использования и охраны водных объектов в бассейне реки Ангара, включая озеро Байкал, в установленном законом порядке, в связи с незаконным бездействием по невыполнению мероприятия СКИОВО по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия.
Представитель административного ответчика - министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, в материалы дела представлены письменные возражения представителей министерства Л.Т.Г. и Э.Е.А. действующим на основании выданных им доверенностей, согласно которым, просят суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, указывая, что в настоящее время муниципальным образованием «город Тулун» завершена разработка проектной документации «Инженерная защита в г.Тулуне от затопления водами реки Ия», на которую 15.05.2020 получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». К строительству объекта планируется приступить в июле 2020 года, завершение в 2021 году. Реализация данного мероприятия позволит обеспечить защиту населения и объектов экономики г.Тулуна от негативного воздействия вод. Учитывая, что реализация мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия не представляется возможным и является нецелесообразным. В письменных возражениях представитель Э.Е.А. указывает, что министерством получен протокол заседания бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 28.08.2020, учитывая, что СКИОВО разработана задолго до обильного паводка рек и в период планирования мероприятия по строительству водосброса не осуществлялось строительство береговых дамб на реке Ия, расчистка русел рек Ия, Азей, Тулунчик, в настоящее время мероприятие требует дополнительного обоснования, как экономичного, так и научного, с учетом произошедшего паводка. Схема формировалась на основании федеральных и региональных программ, которые в настоящее время не действуют, проблематичность решения всех проблем в бассейнах рек, установленных в СКИОВО, также связана с низким уровнем финансирования мероприятий по всем предусмотренным в СКИОВО ведомствам. Большинством голосов Советом принято решение органам исполнительной власти, включая Иркутскую область, подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке СКИОВО в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий, в срок до 01.03.2021. С учетом изложенного, министерство со своей стороны не усматривает в чем выражается бездействие, в том числе, учитывая, недостаточность выделенных денежных средств для реализации мероприятий, указанных в СКИОВО. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Федерального агентства водных ресурсов, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, в суд от представителя Б.С.С. действующей по доверенности, поступили письменные объяснения, в которых указывает, что Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляют свою деятельность через территориальные органы (в том числе бассейновые). В силу Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом от 11.03.2014 № 66, Енисейское бассейновое водное управление, является территориальным органом, сокращенное наименование Енисейское БВУ. Енисейское БВУ осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (п. 4.6.2. Положения). Схемы разрабатываются, в том числе, в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, пп. 2 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса РФ, предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, пп. 7 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса РФ. Схемы разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами, и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, ч. 4 ст. 33 Водного кодекса РФ. Схемы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ (п. 2 Правил), очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п. 3 Правил). Таким образом, в разработке и реализации Схемы участвуют заинтересованные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и водопользователи. Приказом от 20.11.2014 № 183 Енисейское БВУ утвердило разработанную Схему комплексного использования и охраны объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, получившую положительное заключение государственной экспертизы и утвержденную приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014 № 1729. При этом согласно п. 2 приказа Енисейского БВУ обязано обеспечить реализацию в установленном порядке Схемы в пределах компетенции. Схемой комплексного использования и охраны водных объектов, а именно, пунктом 196 таблицы 4 книги 6, предусмотрено выполнение мероприятия по строительству водосброса в устье отводного канала на р.Ия. В качестве ключевой проблемы указано загрязнение водных объектов. Заказчиком и исполнителем согласно схемы является администрация г.Тулуна Иркутской области. На реализацию мероприятия предусмотрены средства местного бюджета. Таким образом, средства федерального бюджета на реализацию мероприятий не предусмотрены. На основании изложенного Росводресурсы оставляют решение по административному иску на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Енисейского БВУ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежаще, письменные возражения по заявленным требованиям иска в суд от заинтересованного лица не поступили.
Выслушав представителя административного истца, учитывая возражения и пояснения иных участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 39 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В обоснование иска административным истцом Братским межрайонным природоохранным прокурором представлены следующие доказательства.
Решение о проведении проверки от 23.04.2020 № 27, принятое Братским межрайонным природоохранным прокурором, целью которой является - проверка исполнения министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области требований природоохранного законодательства при осуществлении полномочий в сфере охраны водных объектов, п. 1.
Основанием проверки послужило задание Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 19.03.2020 № 07-21-2020, а также информация о нарушениях требований водного законодательства РФ, полученная при анализе состояния законности в указанной сфере, л.д. 14 т. 1.
Об указанном в адрес и.о.министра природных ресурсов и экологии Иркутской области направлено уведомление о проведении проверки от 23.04.2020 № 07-40-2020, л.д. 15 том 1.
Судом усматривается, что аналогичное решение принято в отношении административного ответчика МУ «Администрация города Тулуна», в связи с отказом истца от требований иска, производство по делу по иску к указанному ответчику прекращено, л.д. 17-22 том 1.
Судом из содержания письма, направленного в адрес мэра городского округа МО - «город Тулун» Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 10.04.2020 № 07-40-2020 следует, что администрация г.Тулуна является исполнителем и соискателем мероприятий, предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом Федерального агентства водных ресурсов Енисейского бассейнового водного управления № 183 от 20.11.2014, в том числе, п. 196 «Строительство водосброса в устье отводного канала на р.Ия (период выполнения с 2016-2018), исполнитель/заказчик - администрация г.Тулуна, с представлением в прокуратуру информации по реализации указанного мероприятия, л.д. 20-22 том 1.
По информации мэра городского округа К.Ю.В. от 24.04.2020 № 2883, администрацией меры для выполнения названных мероприятий не предпринимались, для выделения бюджетных средств заявки не направлялись, л.д. 23-24 том 1.
Материалы дела содержат письмо и.о.министра Т.С.М. в адрес Братского межрайонного природоохранного прокурора от 12.05.2020 № 02-66-3270/20, согласно которому по вопросу реализации объекта «Строительство водосброса в устье отводного канала на р.Ия», в соответствии с Положением о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 25.11.2014 № 590-пп, вопрос обеспечения реализации государственной политики в области водоснабжения и водоотведения на территории Иркутской области относится к полномочиям министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, л.д. 25-26 том 1.
В судебном заседании сторона истца категорически возражала против пояснений, изложенных в письме в части возложения ответственности на иное министерство, со ссылкой на то обстоятельство, что в силу требований закона министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области не имеет никакого отношения к предмету судебного разбирательства.
Согласно представленной истцом в обоснование иска выкопировки СКИОВО (книга 6, таблица № 4, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, п. 196), предусмотрено строительство водосброса в устье отводного канала на р.Ия, по сроку 2016-2018г.г., с указанием необходимых денежных средств на каждый год строительства, л.д. 27 том 1.
По результатам проверки истцом составлен и утвержден акт от 14.05.2020, согласно которому, минприроды Иркутской области и администрацией муниципального образования «город Тулун» не выполнено структурное мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренное пунктом 196, таблицей № 4, книгой № 6 СКИОВО, л.д. 28 том 1.
Приказом Енисейского БВУ № 183 от 20.11.2014 утверждена разработанная Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (СКИОВО), получившую положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014 № 1729, п. 1. Пунктом 2 предписано обеспечить реализацию в установленном порядке СКИОВО, в пределах своей компетенции, л.д. 99 том 1.
Согласно представленной в адрес Братской межрайонной природоохранной прокуратуры информации Росводресурсы от 14.07.2020 № ВН-02-24/5180, строительство водосброса в устье отвода канала на р.Ия предусмотрено СКИОВО, предлагаемые сроки выполнения 2016-2018гг., исполнитель указано: администрация г.Тулун, средства, в том числе из федерального бюджета не выделялись (не предусматривались), заявка на реализацию не поступала, что подтверждается сведениями о СКИОВО, л.д. 113-117 том 1.
На основании вышеуказанного акта по результатам проведенной проверки, первоначально истец обратился в суд с иском к двум ответчикам администрации МО «город Тулун» и министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия и обязании выполнить мероприятие в срок до 01.01.2024, в последующем в связи с отказом от иска к административному ответчику МУ «Администрация города Тулуна», производство по делу по иску к указанному ответчику прекращено.
Из представленной суду истцом информации, направленной в адрес Братской межрайонной природоохранной прокуратуры МУ «Администрация города Тулуна» от 25.06.2020 № 4640, МУ «Администрация города Тулуна», следует, что, рассмотрев письмо Братской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх. № 232-П от 19.06.2020), администрация сообщает следующее: постановлением администрации города Тулуна от 01.11.2013 № 1987 утверждена муниципальная программа города Тулуна «Охрана окружающей среды». Одним из мероприятий подпрограммы «Водное хозяйство» муниципальной программы города Тулуна «Охрана окружающей среды» было установлено «Строительство водосброса в устье отводного канала на реке Ия». Участником и ответственным исполнителем подпрограммы являлся отдел архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа. В настоящее время в администрации города Тулуна сменился весь состав работников отдела архитектуры и градостроительства, в связи с чем, не представляется возможным пояснить вопросы включения/исключения данного мероприятия, а также его исполнения/неисполнения. Новая программа в области охраны окружающей среды утверждена постановлением администрации города Тулуна от 30.10.2019 № 4952 «Об утверждении муниципальной программы города Тулуна «Охрана окружающей среды» (имеется на официальном сайте администрации города Тулуна htip://www.tu1unadm.ru). Мероприятие no строительству водосброса в устье отводного канала на реке Ия в данную муниципальную программу не включалось. Программой по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2126-р, на территории города Тулуна предусмотрен комплекс мер по устройству временных дамб, расчистке русла р.Ия, инженерной защите города Тулуна от затопления водами реки Ия, что должно обеспечить защиту города от негативного воздействия вод. Кроме того, на территории города Тулуна отсутствует отводной канал на реке Ия, в связи с чем, мероприятие по строительству водосброса в его устье неисполнимо. К указанной информации администрацией приложена программа выполнения мероприятий по охране окружающей среды, утвержденной постановлением администрации г.Тулуна от 30.10.2019.
В последующем, учитывая вышеуказанную информацию, истец требования иска изменил, указав в заявлении об изменении исковых требований от 06.10.2020, что строительство водосброса в устье отвода воды р.Ия планировалось для обеспечения организованного отвода воды р.Ия Целью включения указанного мероприятия в схему комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Ангара, включая озеро Байкал, являлось предотвращение загрязнения реки Ия. В июне-июле 2019 года в результате наводнения на территории г.Тулуна, Тулунского района, дренажная система уничтожена. Необходимость в восстановлении дренажной системы и строительства водоотводных канав и водосброса ливневых и дренажных вод на р.Ия в настоящее время не имеется. Таким образом, произошло изменение водохозяйственной обстановки водных объектов, расположенных на вышеуказанных территориях. С целью ликвидации последствий наводнения администрацией города заключен муниципальный контракт от 20.11.2019 № 339-19 на выполнение работ по разработке комплекса мероприятий по устройству временных дамб по согласованной предварительной схеме устройства защитных сооружений г.Тулуна в режиме аварийно-восстановительных работ. В связи с указанным, истец указывает, что ответчиком министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области предложения по корректировке схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, путем исключения мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, не вносились, работы по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия в установленные сроки не проведены. Вместе с тем, указанное выше является обязательным и освобождение от выполнения предусмотренных мероприятий возможно исключительно при внесении в СКИОВО изменений в установленном законом порядке.
Указанное выше истцом, подтверждается представленными министерством природы ресурсов и экологии Иркутской области: государственным контрактом № 05-66-57-146/2020 проведение работ по расчистке русел рек Ия, Азей, Тулунчик в районе г.Тулуна от 17.07.2020, с приложением проектно-сметной документации, локально-сметных расчетов, календарного плана, контрактом № 4338 на выполнение работ по строительству объекта: «Инженерная защита г.Тулун от затопления водами реки Ия от 20.07.2020, л.д. 220-250 том 1, л.д. 1-60 том 2, включая контракт № 05-66-57-71/19 на разработку проектной документации по объекту «Расчистка русел рек Ия, Азей, Тулунчик в районе г.Тулун от 08.11.2019.
Протоколом заседания бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020, представленного суду министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, большинством голосов принято решение рекомендовать органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Красноярского края: усилить меры по реализации мероприятий СКИОВО, обеспечить выполнение запланированных на 2020 год водохозяйственных и водоохранных мероприятий в полном объеме, в том числе реализация которых осуществляется при софинансировании из федерального бюджета, выделяемых Росводресурсами; подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга, северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий в срок до 01.03.2021, л.д. 169-174 том 1.
В судебном заседании представитель истца Борейко Д.Г., пояснил, что истец, изменив требования иска, в том числе, учитывал указанный выше протокол.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, поводом к обращению истца в суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком мероприятий по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия - пункт 196, таблицы № 4, книги № 6 СКИОВО, сводная ведомость требуемых финансовых затрат на реализацию структурных мероприятий в бассейне р.Ангара, со ссылкой на то обстоятельство, что реализация этого мероприятия согласно анализу действующего природоохранного законодательства РФ относится к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление функции по управлению в области охраны окружающей среды и водных отношений, которым в Иркутской области является - министерство природных ресурсов и экологии региона.
В соответствии с положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Российская Федерация вправе передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); при этом, средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения (часть 4 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации); средства на осуществление указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
При рассмотрении дела судом из содержания выкопировки СКИОВО (книга 6, таблица № 4, Сводная ведомость требуемых финансовых затрат на реализацию структурных мероприятий в бассейне р.Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, п. 196) установлено, что СКИОВО были предусмотрены денежные средства на каждый год на реализацию данного мероприятия, однако указанное мероприятие выполнено не было, л.д. 27 том 1.
Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - Схемы), являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, ч. 1 ст. 33 Водного кодекса РФ.
Схемы разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения охраны водных объектов, п. 3 ч. 2 ст. 33 Водного кодекса РФ.
Схемами, в числе прочего, устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, п. 7 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса РФ.
В силу ч. 4 ст. 33 Водного кодекса РФ Схемы разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок разработки, утверждения и реализации Схем, внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации, ч. 6 ст. 33 Водного кодекса РФ.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» предусмотрено, что Схемы разрабатываются и утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Пунктом 1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 883 (далее - Правила разработки, утверждения и реализации Схем), установлено, что Схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил разработки, утверждения и реализации Схем).
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного на них воздействия (пункт 11 Правил разработки, утверждения и реализации Схем).
Учитывая установленные по делу обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу, что, несмотря на обязательность исполнения органами государственной власти, утвержденной в установленном законом порядке Схемы, мероприятие исполнено не было, при этом суд соглашается с позицией истца о том, что запланированное мероприятие должно быть исполнено до наводнения, согласно СКИОВО срок исполнения 2016-2018 годы, вместе с тем, указанное мероприятие выполнено не было.
Суд соглашается с доводами изложенными истцом, что поскольку по смыслу ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ все реки в Российской Федерации являются собственностью государства, в том числе и река Ия, а министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, осуществляющее функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, осуществляет меры по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, реализация мероприятий, предусмотренных СКИОВО, является обязанностью органов государственной власти субъекта. В связи с чем, принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод, которым в частности являлось мероприятие по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, отнесено нормами федерального законодательства к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в силу закона, а поскольку мер для реализации мероприятия СКИОВО министерством не предпринималось, что подтверждается ответом ответчика от 12.05.2020 № 02-66-3270/20, указанное свидетельствует о бездействии ответчика. При этом довод ответчика об отсутствии выделенных денежных средств на реализацию предусмотренного СКИОВО мероприятия, не может быть поставлено в зависимость от исполнения, предусмотренного СКИОВО мероприятия.
Таким образом, суд, дав оценку указанным выше доказательствам, приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска с учетом их изменений от 06.10.2020, в том числе, в части требований иска об обязании министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области внести в Енисейское БВУ предложения по корректировке СКИОВО, путем исключения из СКИОВО мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018гг., в срок до 01.03.2021.
Принимая во внимание возражения Федерального агентства водных ресурсов и Енисейского БВУ об отказе истцу в удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения о нарушении законности Енисейским БВУ, в связи с отсутствием контроля за исполнением мероприятия по СКИОВО ответчиком, суд приходит к выводу от отказе истцу в удовлетворении заявленного ходатайства, соглашаясь с позицией заинтересованных лиц, изложенной в письменных возражениях, что Схемы реализуются органами государственной власти, при этом, ни Росводресурсы, ни его территориальные органы в рамках действующего законодательства РФ, не обладают полномочиями и компетенцией по принуждению исполнителей мероприятий, предусмотренных СКИОВО, исполнять установленные Схемой обязанности, государственные органы обязаны, в том числе, путем понуждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 22, 39, 62, 84, 218, 227, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л
Требования административного иска Братского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов реки Ангара, включая озеро Байкал календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018гг.; обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области внести в Енисейское бассейновое водное управление предложения по корректировке Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, путем исключения из Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал мероприятия по строительству водосброса в устье отвода канала на р.Ия, предусмотренного пунктом 196, таблицей 4, книги 6 календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий в период с 2016-2018гг., в срок до 01.03.2021.
В удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения в Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Братскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.
Судья Н.А. Рыжова