ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1047/2016 от 04.02.2016 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-1047/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Георгиевой Ю.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«04» февраля 2016 г.

административное дело по административному исковому заявлению Гнилозубовой А. А. о признании действий, бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области незаконными, обязании совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ЛИЦО_5 А.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и просит суд

признать незаконным, отказ ответчика, УФМС России по Кемеровской области, в принятии Заявления, Гнилозубовой А. А., о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

признать незаконными, требования ответчика, УФМС России по Кемеровской области, к истцу, Гнилозубовой А. А., выехать за пределы Российской Федерации;

признать бездействие ответчика, отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Междуреченске, в результате которых истцом, Гнилозубовой А. А., своевременно не получено: разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство Российской Федерации, незаконным;

признать временное проживание, истца, Гнилозубовой А. А., в Российской Федерации, законным;

обязать ответчика, УФМС России по Кемеровской области, принять Заявление, истца, Гнилозубовой А. А., о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Свои требования мотивируют тем, что Гнилозубова А. А., ... года рождения, по национальности «русская», уроженка Грузинской СССР, гражданка Грузии (на сегодняшний день паспорт просрочен), с 11.09.2006г. проживает в Российской Федерации, по адресу: Кемеровская область, ..., (согласно отметке в миграционной карте).

С 06.10.2006г. состоит в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации, ЛИЦО_2 (Свидетельство о заключении брака ###### от 18.06.2009г. Орган ЗАГС г. Междуреченска и Междуреченского р-на, Кемеровской обл.).

Въехала на территорию РФ на законных основаниях, проживает по указанному адресу 9 лет, ... родился сын, ему выдано гражданство РФ, но до сих пор, Гнилозубова А. А., не может получить ни разрешения на временное проживание, ни вида на жительство, ни гражданства.

Гнилозубову А. А., госслужащие Отдела Управления Федеральной миграционной службы РФ по Кемеровской области в г. Междуреченске, убеждают в том, что для получения гражданства в упрощенном порядке, она обязана покинуть территорию Российской Федерации, а потом въехать заново (и так два раза).

Госслужащие Отдела Управления Федеральной миграционной службы РФ по Кемеровской области считают, что, Гнилозубова А. А., въехала незаконно.

Эти разъяснения и требования госслужащих служат только для того, чтобы скрыть свои нарушения, которые они допустили, при своевременном обращении административного истца для оформления законного пребывания в Российской Федерации.

Препятствием, для получения гражданства в упрощенном порядке, по мнению госслужащих УФМС, служит то обстоятельство, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 14 Положения Приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, вместе со свидетельством о браке и паспортом супруга, имеющего гражданство Российской Федерации, должен предоставить документы перечисленные в пункте 10 настоящего Положения, то есть вид на жительство.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права:

·на постоянное проживание в Российской Федерации;

·на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Иностранный гражданин может получить вид на жительство в течение срока действия разрешения на временное проживание при наличии законных оснований, но этот гражданин должен до получения вида на жительство прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в указанный орган лично дееспособным иностранным гражданином не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока его временного проживания в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет.

По окончании срока действия может быть продлен на пять лет. Количество продлений не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство определен ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное:

·в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, может быть выдано иностранному гражданину без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты на разрешение на временное проживание;

·состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.

Но Разрешение на временное проживание административному истцу никто не выдал, то есть отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, госслужащие УФМС не поставили, несмотря на своевременное обращение в органы УФМС.

Однако, несмотря на это, супруга гражданина РФ - гражданка Грузии, может получить российское гражданство в упрощенном порядке при условии, что она состоит в браке с ним, как с гражданином РФ, не менее трех лет (п. "б" ч. 2 ст. 14 Закона N 62-ФЗ).

Из смысла ч. 1, 2 ст. 14 Закона N 62-ФЗ Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

Пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона установлено:

«а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно...».

То есть основополагающим условием для лица, состоящего в браке, является проживание на территории Российской Федерации.

Гнилозубова А. А., состоит в браке с гражданином Российской Федерации, проживала и проживает на территории Российской Федерации уже 9 лет.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. предусмотрела возможность приобретения женой при ее желании гражданства ее мужа "в специальном упрощенном порядке натурализации".

Положение Международного пакта о гражданских и политических правах, гласит, что; "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. 16). Каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), и без необоснованных ограничений, право и возможность (ст. 25 Пакта):

а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Девять лет Гнилозубова А. А., поражена в правах, как в сталинские времена.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10, 12 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство, и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).

Отделом УФМС РФ по Кемеровской области никакие заявления от административного истца не принимались.

Дважды, заместителем начальника отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Междуреченске - начальником ОИК Гузеевым А.Е., административный истец привлекалась, в судебном порядке, к административной ответственности по п. 1. ст. 18.8 КоАП РФ, в виде штрафа.

Документы, свидетельствующие о законном въезде в Россию, у нее на руках.

В создавшейся ситуации, возможно получение, Гнилозубовой А. А., гражданства как носителя русского языка, так как она по национальности русский человек и родилась в СССР.

Для предоставления гражданства в упрощенном порядке, иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со ст. 33.1 Закона N 62-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 Закона N 115-ФЗ) вида на жительство не требуется.

Принять Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, как состоящую в браке с гражданином Российской Федерации девять лет;

Принять Заявление в Комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Одновременно направлены письма с просьбой о помощи в разрешении создавшейся ситуации: В Общественную палату Российской Федерации; в комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации.

Из Федеральной миграционной службы получено письмо от 27.10.2015г. за ###, в котором начальник ЛИЦО_7 отвечает, что: «обращение, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, направлено в УФМС России по Кемеровской области. О результатах рассмотрения Вы будете проинформированы дополнительно. До сих пор никаких ответов не поступило.

И наоборот, из УФМС России по Кемеровской области, за подписью Заместителя начальника ЛИЦО_8, поступил ответ, но почему-то от 03.11.2014г. за № ### следующего содержания: «Сообщаю, что в настоящее время Вы находитесь на территории Российской Федерации незаконно, оснований для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации Вы не имеете.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Вы обязаны выехать за пределы Российской Федерации.

После чего, от заместителя начальника отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Междуреченске - начальника ОИК ЛИЦО_9, последовали санкции: каждодневные звонки с требованиями явиться в УФМС, требования, по-хорошему, покинуть РФ, визиты полиции с угрозами принудительного привода в УФМС для дачи каких-то пояснений, пояснений.

Итогом данных действий явилось очередное постановление судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области ЛИЦО_10,, об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении гражданки ЛИЦО_5, **.**.**** года рождения, уроженки Грузии, проживающей в Кемеровской области, ....

Считает действия УФМС России по Кемеровской области незаконными, нарушающими ее права, установленные Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и ратифицированной Российской Федерацией, установленные Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Административный истец ЛИЦО_5 А.А., ее представитель Пырьев Ю.М., действующий на основании доверенности от 11.11.2015 г., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, заявили ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления в суд.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области Смолина П.С., действующая на основании доверенности от 10.12.2015 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой своих нарушенных прав и отсутствием уважительных причин его пропуска.

Представитель административного ответчика Отдела УФМС по Кемеровской области в г.Междуреченске в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав лиц, участвующих в процессе, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в административных исковых требованиях истцу должно быть отказано полностью.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что ЛИЦО_5 А.А. 28.07.2006г. прибыла в г.Междуреченск из Грузии по туристической визе, срок действия которой истек 19.08.2006 года, на миграционный учет не встала. По истечению законного срока пребывания 27.10.2006 года, ЛИЦО_5 А.А. не выехала за пределы Российской Федерации, на территории России по настоящее время находится незаконно.

В октябре 2006 года ЛИЦО_5 А.А. заключила брак с гражданином Российской Федерации ЛИЦО_2 А.А.

Административный истец указывает, что уже 9 лет административным ответчиком УФМС России по Кемеровской области нарушаются ее права, однако, за судебной защитой своих прав ЛИЦО_5 А.А. обратилась лишь 28.12.2016 г., направив административное исковое заявление в адрес суда по почте, то есть с пропуском трехмесячного срока.

При этом, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, истцом не представлено.

Административный истец указывает, что 05.10.2015г. направила заявление в произвольной форме о приеме в гражданство РФ в УФМС России по Кемеровской области, однако заявление не было принято.

При этом, в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 14,11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

В соответствии с этим же Указом, обращения, заявления и документы, оформленные ненадлежащим образом либо представленные с нарушением установленного порядка, не подлежат рассмотрению, если иное решение не принято Президентом Российской Федерации.

Административным истцом форма подачи заявления не была соблюдена, документ, удостоверяющий личность в настоящее время не действителен в связи с истечением срока действия, а подтвердить место жительства ЛИЦО_5 А.А. невозможно в связи с незаконным нахождением на территории РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Каких-либо документов, подтверждающих законное нахождение на территории РФ административным истцом не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ст. 5 также указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном Федеральным законом, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Таким образом, заявление в установленный срок административным истцом не подавалось, носителем русского языка она не признана, а соответственно, указанного в заявлении основания у последней не имеется, как и оснований законного временного пребывания.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным отказ ответчика, УФМС России по Кемеровской области, в принятии Заявления, Гнилозубовой А. А., о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; признании незаконными требования ответчика, УФМС России по Кемеровской области, к истцу, Гнилозубовой А. А., выехать за пределы Российской Федерации; признании бездействия ответчика, отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Междуреченске, в результате которых истцом, Гнилозубовой А. А., своевременно не получено: разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство Российской Федерации, незаконным; признании временного проживания истца Гнилозубовой А. А., в Российской Федерации, законным; обязании ответчика УФМС России по Кемеровской области, принять Заявление, истца, Гнилозубовой А. А., о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку действия Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области соответствуют закону, права и свободы административного истца не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Гнилозубовой А. А. о признании действий, бездействия Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области незаконными, обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 10.02.2016 г.