ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1047/2021 от 15.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-000209-96

Дело № 2а-1047/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой А.Ф.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО2, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО2, с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП на сумму 50000 руб. (л.д.64-68).

В обоснование своих требований указал, что судебным приставом-исполнителем на основании решения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП прекращено на основании определения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству -ИП. Постановление поступило ДД.ММ.ГГГГ. В рамках исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ приняты следующие меры: распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп приняты в государственную собственность Пермского края скотомогильник, расположенный в 1 км северно-восточнее <Адрес> муниципального района; скотомольник, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> муниципального района. Имущество включено в реестр имущества государственной собственности Пермского края и закреплено на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края. Инспекцией проведена ревизия всех скотомогильников. Скотомогильники, расположенные вблизи <Адрес> и <Адрес> муниципального района были исследованы. Поскольку скотомогильники не представляли опасности, принято решение о ликвидации и снятии с ветеринарного учета. Следовательно, Правительство Пермского края приняло в разумные сроки все возможные меры для надлежащего исполнения требований, в связи с чем просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Определением суда от 02.02.2021г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечены Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, Управление ФССП России по Пермскому краю (л.д.1).

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам административного иска.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО3 в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Административные ответчики – Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, представители в судебное заседание не явились.

Представитель УФССП России по Пермскому краю ФИО4 просит рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении требований просит отказать.

Выслушав представителяадминистративного истца, административного ответчика исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Пункт 13 части 1 статьи 64, статья 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.

Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Правовым основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда в 5-дневный срок и непредставление им доказательств того, что исполнение в этот период было невозможно вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, в силу п. 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Решением Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Обязать Правительство Пермского края принять в государственную собственность и включить в реестр имущества государственной собственности субъекта Российской Федерации – Пермского края скотомогильник, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> муниципального района Пермского края.

Обязать Правительство Пермского края обустроить скотомогильник, расположенный в 1 км юго-западнее с<Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> муниципального района Пермского края в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995г. № 13-7-2/469.

Установить срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 8-14).

Решение суда вступило в законную силу 06.05.2014 года.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чусовому возбуждено исполнительное производство , указанным постановлением с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чусовому и Горнозаводскому району УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чусовому и Горнозаводскому району УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство передано в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю.

Определением Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Правительству Пермского края предоставлена отсрочка исполнения решения Чусовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу до ДД.ММ.ГГГГ.

Для исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу административным истцом приняты следующие меры:

Распоряжением Правительства Пермского края от 08.07.2014 № 171-рп «О принятии имуществ в государственную собственность Пермского края» скотомогильник, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> приняты в собственность Пермского края и закреплены на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края (л.д. 25-27).

Постановлением Правительства Пермского края от 12.09.2018 № 491-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) на территории Пермского края.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 12.9.2018 № 491-п, ликвидации подлежит неиспользуемые скотомогильники.

ДД.ММ.ГГГГ Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края проведен осмотр технического состояния скотомогильник, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> (л.д. 28-29,30-31), в результате осмотра выявлено, что скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил, вследствие чего непригодны для использования по целевому назначению, проведение реконструкции экономически нецелесообразно ввиду частичной утраты свойств и составляющих скотомогильника, отсутствия востребованности в его дальнейшем использовании. Рекомендовано провести эпизоотологическое обследование скотомогильников и лабораторно-бактериологическое исследование проб почвы с территории скотомогильника в целях установления биологической безопасности объекта и возможности принятии решения о его ликвидации, снятии с ветеринарного учета и списания из реестра государственной собственности Пермского края.

По результатам эпизоотологического обследования и лабораторно-бактериологического обследования принято решение о ликвидации неиспользуемого скотомогильника, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» и скотомогильника, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> (л.д. 32-35,41-43).

Проведены работы по демонтажу конструкций скотомогильника, засыпке биологической емкости грунтом с последующим разравниванием и прикатыванием скотомогильника, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки». Скотомогильник был ликвидирован, что подтверждается актом ликвидации неиспользуемого скотомогильника от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48).

На основании Приказа Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> был снят с ветеринарного учета (л.д. 49-53).

Согласно справке БТИ от ДД.ММ.ГГГГС скотомогильник, расположенный в 1 км северо-восточнее <Адрес> отсутствует (л.д. 46).

На основании Приказа Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ скотомогильник, расположенный в 1 км юго-западнее <Адрес> и 500 м северо-восточнее автомобильной дороги «Чусовой-Калино-Верхнечусовские Городки» был снят с ветеринарного учета (л.д. 54-57).

Правительство Пермского края обратилось к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении Правительства Пермского края.

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказано.

Определением Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП в отношении Правительства Пермского края прекращено (л.д. 18-19).

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ-ИП прекращено (л.д. 20-21).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП по взысканию исполнительского сбора (л.д. 22-24).

Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в настоящее время определением Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство -ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ прекращено, в связи с утратой возможности исполнения требований исполнительного документа.

Правительством Пермского края предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требований, от исполнения решения суда административный истец не уклонялся, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении исполнительного документа в 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чусовому и Горназоводскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

освободить Правительство Пермского края от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого постановлением от 12.12.2014 по исполнительному производству -ИП.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)

<данные изъяты>

<данные изъяты>