ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1047/2022 от 30.09.2022 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-1047/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 г. г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дмитриевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КАВ к администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании незаконным решения, возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

КАВ обратился в суд с данным административным иском к администрации МО «Северо-Байкальский район», указывая, что письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во внесении изменений в разрешение на строительство, связанных со сменой собственника земельного участка на административного истца. Считает решение административного ответчика незаконным. В соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ при смене собственника земельного участка должны быть внесены изменения в разрешение на строительство, что ответчиком в установленный срок не сделано, что повлекло за собой нарушение его прав и охраняемых законом интересов. Также указал, что не могут служить основаниями для отказа доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером может находиться в пределах приародромной территории <адрес>, вследствие чего застройка данного участка связана с несоблюдением ограничений, установленных ст. 47 Воздушного кодекса РФ для седьмой подзоны такой территории. Таким образом, строительство на земельном участке допустимо в силу переходных нормативных положений, обеспечивающих баланс частных и публичных интересов при установлении приаэродромной территории, как зоны с особыми условиями использования территорий. Просил суд признать незаконным оформленное письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство, связанных со сменой собственника земельного участка на административного истца, возложить на ответчика обязательства внести изменения в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, связанные со сменой собственника земельного участка на административного истца.

В судебном заседании представитель КАВ по доверенности ГВВ иск поддержал, дал показания по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду показал, что возложение обязательств на ответчика по внесению изменений в разрешение на строительство не будет подменять принятие органом местного самоуправления решения в соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ.

Административный истец КАВ, административный ответчик администрация МО «Северо-Байкальский район», заинтересованные лица АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», ХАМ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, явка которых не признана судом обязательной.

Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, но с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Судом установлено, что государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, осуществлен ДД.ММ.ГГГГ Площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. и носит уточненный характер, т.е. кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в соответствии с действующим законодательством проведены. Указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ХАМ и КАВ, последний с ДД.ММ.ГГГГ является собственником спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>.м.

Право собственности у прежнего собственника ХАМ приобретено на основании постановления администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениям изложенными в договоре купли-продажи. Право собственности ХАМ на земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГХАМ было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., на данном земельном участке.

Основанием выдачи ХАМ разрешения на строительство являлся, в том числе градостроительный план утвержденный Распоряжением Главы-Руководителя МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГКАМ обратился в администрацию МО «Северо-Байкальский район» с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, выданное ХАМ, в связи с переходом права на земельный участок.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Северо-Байкальский район» на заявление КАМ от ДД.ММ.ГГГГ дан письменный ответ, которым КАВ было отказано в выдаче разрешения на строительство на его имя.

Как следует из письма, основанием для отказа явилось нахождение земельного участка в границах приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, в частности в границах седьмой подзоны приаэродромной территории, выделенной по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов, в границах которой не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных вооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.

Решением Северобайкальского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении исковых требований КАВ по исковым требованиям об оспаривании отказа о внесении изменений в разрешение на строительство.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Принято новое решение.

Признано незаконным решением Администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в разрешении на строительство, на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление КАВ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в разрешение на строительство.

После принятия судом решения заявление КАМ от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Северо-Байкальский район» о внесении изменений в разрешение на строительство, выданное ХАМ, в связи с переходом права на земельный участок, было вновь рассмотрено.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Северо-Байкальский район» на заявление КАМ от ДД.ММ.ГГГГ дан письменный ответ, которым КАВ было отказано в выдаче разрешения на строительство на его имя.

В своем отказе администрация МО «Северо-Байкальский район» указывает, что не исключается нахождение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в границах приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, в частности, в границах седьмой подзоны приаэродромной территории.

Согласно Решению об установлении приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, принятому в соответствии с Приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. №212, граница седьмой подзоны выделена по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов. В границах седьмой подзоны, определенной в соответствии с режимом работы аэродрома для дневного времени суток с 07:00 до 23:00, не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон реакреационного назначения и для ведения садоводства.

Основания для отказа во внесение изменений в разрешение на строительство перечислены в части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В силу пункта 5 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, отказать во внесении изменений могут в виду несоответствия планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения.

В соответствии с пунктом 3 статтьи 56 Земельного Кодекса Российской Федерации, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а так же в результате установления зон с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 2 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации установлены правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (нормы приведены на момент установления приаэродромной территории аэродрома Нижнеангарск, решением ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. № 212) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, согласно подпункту "в" пункта 2 которых решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

Согласно пункту 3 (1) Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - постановление Правительства РФ N 222), в случае если в отношении аэродрома в соответствии с ВК РФ принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.

В силу пункта 12 статьи 3 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Приаэродромная территория аэродрома Нижнеангарск установлена приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 N 212 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск».

При установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск граница седьмой подзоны была выделена по совокупности шумового воздействия, химического воздействия и электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов, учитывая, что рейсы на аэродроме Нижнеангарск выполняются только в дневное время, граница седьмой подзоны выделена по изолинии распространения на местности предельно допустимого уровня (ПДУ) эквивалентного шума для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00) равного 55 дБА по СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке (строка 2 таблицы приложения 3). Общая площадь седьмой подзоны составляет 1,25 км2. Подзона формируется изолинией ПДУ эквивалентного шума в дневное время суток. Режим использования земельных участков в границах седьмой подзоны был определен в соответствии с Правилами установления санитарно-защитной зоны и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222, в соответствии с п. 5 Правил, в границах седьмой подзоны вводятся следующие ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности: В границах седьмой подзоны, определенной в соответствии с режимом работы аэродрома для дневного времени суток (с 7:00 до 23:00), не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются одним из оснований ограничения прав на землю.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, оказывающих воздействие на среду обитания и здоровье человека. Указанные зоны разрабатываются с учетом требований санитарных правил и норм (СанПиН), утвержденных применительно к различным видам промышленных объектов, производств Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в зависимости от класса опасности промышленного объекта.

В соответствии с пунктом 2.9 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

В соответствии с пунктом 2.1 названных СаНПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются и используются расположенные в их границах земельные участки в соответствии с Правилами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222. Пунктом 5 данных Правил также не допускается использование земельных участков в границах санитарно-защитной зоны в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства. Правилами предусмотрено внесение сведений о санитарно-защитной зоне и ограничений использования земельных участков, расположенных в ее границах, в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 г., в том числе решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Во исполнение требований статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях, в т.ч. исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду разработаны правила выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02 декабря 2017 N 1460. Согласно п. 1 Правила определяют порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами

В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 Правил выделение седьмой подзоны осуществляется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим, в т.ч. в части шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

В соответствии с пунктом 4 Правил установления приаэродромной территории проект решения об установлении приаэродромной территории подготавливается оператором аэродрома. Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил (далее - разработчик), направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы. Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение. Проект решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется разработчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие этого решения в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил (пункты 7, 8 Правил установления приаэродромной территории).

Указанные требования Правил установления приаэродромной территории выполнены оператором аэродрома в полном объеме, приказом Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 09 декабря 2020 года N 212 принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск, материалы по установлению приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Нижнеангарск направлены в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена данная приаэродромная территория, границы подзон внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

После установления приаэродромной территории гражданского аэродрома Нижнеангарск ВС МТУ Росавиации не осуществляет согласование размещений объектов строительства в границах Северобайкальского района и входящих в него территорий, последующее согласование объектов строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с градостроительным законодательством.

Статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, которые предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление есть самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности относятся помимо прочего подготовка и утверждение документов территориального муниципального образования, утверждение документации по планировке территории, принятие решений о развитии застроенных территорий, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях муниципального образования (части 1 - 3 статьи 8 ГрК РФ).

Приведенные нормы градостроительного законодательства согласуются с положениями Федерального закона N 131-ФЗ, согласно пункту 20 части 1 статьи 14 которого к вопросам местного значения относится помимо прочего утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» и администрацией МО «Северо-Байкальский район» заключено соглашение, согласно которому администрации МО «Северо-Байкальский район» переданы полномочия по решению вопросов местного значения в области градостроительства, в частности: выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Указанное соглашение действует по настоящее время.

Из анализа указанных норм следует, что при наличии ограничений, связанных с ограниченным использованием земельных участков, расположенных в приаэродромных территориях, фактически невозможно внести изменения в разрешение на строительство, выданное до введения указанных ограничений.

Вместе с тем, суд считает, что такое ограничение будет нарушать права и интересы лиц, которым разрешение на строительство выдавалось до установления ограничений, связанных с установление приаэродромной территории.

Согласно пункту 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

В силу пункта 13 статьи 4 того же Закона ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

Из указанного следует, что ограничения использования земельных участков в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления подзоны, не применяются.

Из материалов дела следует, что само разрешение на строительство была выдано ХАМДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, до установления подзоны, соответственно, суд приходит к выводу, что внесение изменений в разрешение на строительство не может нарушать права собственника земельного участка КАВ, который в установленном законом порядке приобрел земельный участок у предыдущего собственника.

Также судом принимается во внимание, что при отказе в выдаче разрешения ответчик, по сути, не указал в связи с чем были установлены ограничения в отношении земельного участка, ограничившись указанием только на то, что земельный участок расположен в седьмой подзоне приаэродромной территории, установленного Приказом ВС МТУ Росавиации от 09.12.2020 г. №212, с указанием, что граница седьмой подзоны выделена по совокупности шумового воздействия от предающих радиотехнических объектов, о том, сто в границах седьмой подзоны, определенной в соответствии с режимом работы аэродрома для дневного времени суток ( с 07:00 до 23:00), не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровление, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.

При этом никакие обстоятельства, перечисленные в частях 21.1., 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, не выяснялись.

Тем самым нарушен порядок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что отказом ответчика нарушены права истца, сам отказ не соответствует требования закона, суд считает решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство незаконно. На ответчика судом возлагается обязанность устранить нарушение прав КАВ путем принятия решения по заявлению о внесении изменений, связанные со сменой собственника земельного участка в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с ограничениями, установленными положениями части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление КАВ к администрации МО «<адрес>» о признании незаконным решения удовлетворить.

Признать незаконным оформленное письмом администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе КАВ во внесение изменений в разрешение на строительство. Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» устранить нарушение прав КАВ путем принятия решения по заявлению о внесении изменений, связанные со сменой собственника земельного участка в разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ с ограничениями, установленными положениями п. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.Н. Казакова

УИД: