Дело № 2а-1048 /19 Изг.15.10.2019 года
76RS0010-01-2019-001203-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Яковлевой Л.В.,
при секретаре Кругловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове Ярославской области административное дело административному иску ФИО1 к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования, старшему государственному инспектору ФИО2 о признании незаконным и отмене предписание № 44/129 от 18 апреля 2019 года,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд в административным иском к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования о признании незаконным и отмене предписание № 44/129 от 18 апреля 2019 года об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, вынесенное старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды и природопользования ФИО2 об устранении нарушений установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Устьевский».
В основание административных исковых требований указывает, 18.04.2019 года в отношении его вынесено предписание № 44/129. Предписание должно быть законным, реально исполнимым, понятным и содержать четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, поскольку за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность. Согласно оспариваемому предписанию он должен совершить противоправные действия, выражающиеся в демонтаже не принадлежащего ему имущества. В предписании нет указаний, в чем именно состоит допущенное им нарушение. Опоры ЛЭП были установлены ООО «Кондак» по договору подряда с ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» по договору технологического присоединения № 05/18-КТ от 28.08.2018 года. Заявление на присоединение к сетям было подано ФИО3.Соответственно, он не приобретал и не устанавливал указанные опоры, так же не является их собственником (собственник ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго»), не имеет законного права их демонтировать.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Департамент охраны окружающей среды и природопользования, будучи надлежащим образом извещенным, в суд представителя не направил.
Должностное лицо ФИО2, в суд не явился, представив отзыв, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованные лица ПАО «МРСК» Центр», ФИО3, ООО «Контакт», будучи надлежащим образом извещенными в суд не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения дела ПАО «МРСК» Центр» было отставлено без удовлетворения.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.1 ч.2 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, в рамках которых один из участников осуществляет в соответствии с законодательством административные властные полномочия по отношению к другому.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а так же не соответствует закону или иному нормативно - правовому акту.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 76:13:020701:93, 76:13:020701:335 и 76:13:020701:452, принадлежащие на праве собственности ФИО1,, относятся к землям особа охраняемой природной территории - Государственный природный заказник «Устьевский», который образован в соответствии с решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета депутатов трудящихся от 12.08.69 №535 «Об организации выхухолевого заказника в Ростовском районе» и функционирует в соответствии с постановлением Правительства области от 01.07.2010 № 460-и «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области».
Согласно ч.1 и 3 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заказников, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых- создавалось ООПТ, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением
способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;соблюдать при использования земельных: участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч.2 ст.59 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу ч.1 ст.27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Согласно пункту 16.1 Положения о государственном природном заказнике «Устьевский» (утв. постановлением Правительства области от 21.09.2018 № 693-п), в границах заказника запрещаются любые виды деятельности, рекреационного: и иного природопользования, влекущие за собой нарушение сохранности территории заказника, охраняемых природных объектов и комплексов, а также противоречащие целям создания заказника, в том числе предоставление земельных участков для целей, не соответствующих целям создания заказника, для коллективного садоводства, огородничества, индивидуального дачного и жилищного строительства, для строительства баз и домов отдыха, а также смена разрешенного вида использования для указанных целей.
Отсутствие регистрации обременений прав собственника земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не означает отсутствие указанных ограничений, наличие которых установлено законом.
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Собственником ФИО1 было дано ПАО «МРСК» согласие на использование вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 76:13:020701:93, 76:13:020701:335 и 76:13:020701:452 на период проектирования и строительства, а также возможности использования земельными участками в целях эксплуатации построенных объектов 19.12.2018 года (л.д.130).
Согласно данного соглашения собственник вправе требовать от пользователя устранения нарушений, связанных с использованием земельного участка способом, не отвечающим виду его разрешенного использования, а также прекращения применения способов использования, приводящих к его порче. (п.3.1.4 ).
В ходе рейдового задания должностным лицом было установлено, что вышеуказанных земельных участках, принадлежащих на праве собственности ФИО1, расположены линии ЛЭП. Линия ЛЭП была возведена ООО «Контакт» по договору подряда от 28.08.2018 года № 05-18-КТ ПАО «МРСК».
В соответствии с разделом 3 Порядка создания, реорганизации и упразднения
ООПТ регионального значения, утвержденного постановлением Правительства области
от 27..2012 № 981 «Об утверждении Порядка создания, реорганизаций и упразднения
особо охраняемых природных, территорий регионального значения в Ярославской
области», решение о выделении зоны ограниченного хозяйственного использования в
ООПТ может быть принято Правительством области с целью сохранения (оптимизации
состояния) природного комплекса или объекта с учётом сложившегося уровня
природопользования и необходимости функционирования населённых пунктов и
объектов инфраструктуры при наличия соответствующего экологического, финансово-
экономического, правового обоснования и при положительном заключении
государственной экологической экспертизы на проект соответствующего постановления
Правительства области.
Вместе с тем, ФИО1, как собственник, установленные законодательством необходимые процедуры для определения возможности изменения границ заказника либо возможности хозяйственного использования земельных участков в границах заказника не провел. Собственник земельных участков Блинов дал согласие на их использование под размещение линии опор ЛЭП в нарушение требований о целевом использовании земельных участков. В последующем пользователем также вышеуказанные необходимые процедуры не проводились.
18.04.2019 года старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды и природопользования ФИО2 в отношении ФИО1, как собственника указанных выше земельных участков, было вынесено предписание №44/129 об устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Согласно данного предписания, ФИО1 должен устранить нарушение установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Устьевский», совершенное в результате размещения опор ЛЭП на земельных участках с кадастровыми № 76:13:020701:93, №76:13:020701:335 и №76:13:020701:452, входящих в состав указанного заказника в районе д.Кладовицы Ростовского MP (произвести демонтаж указанных опор, находящихся в границах государственного природного заказника «Устьевский»). Срок исполнения предписания 18.10.2019 года.
То, что ФИО1 не приобретал и не устанавливал указанные опоры, так же не является их собственником (собственник ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго») не является основанием для признания оспариваемого предписания незаконным. Предписание конкретно, понятно и вынесено в отношении ФИО1, как собственника земельных участков, ввиду допущенных последним вышеуказанных правовых норм, с конкретным указанием на допущенное собственником земельных участков нарушение - режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника» Устьевский», об устранении данного нарушения.
Доводы о том, что в предписании, ведя речь о демонтаже опор ЛЭП, должностное лицо предписывает ФИО1 совершить противоправные действия, выражающиеся в демонтаже не принадлежащего ему имущества, суд считает необоснованными. Установлен факт незаконного размещения опор ЛЭП на земельных участках собственника ФИО1 с его согласия.. В данном случае, ФИО1, как собственник земельных участков, не лишен возможности его исполнить путем совершения необходимых действий (в том числе и правовыми способами), влекущих демонтаж опор ЛЭП.
Далее, при рассмотрении дела в суде установлено, что в переделах земельных государственного природного заказчика «Устьевский» находятся опоры ЛЭП, установленные на земельных участках с кадастровыми номерами 76:13:020701:452 и 76:13:020701:335 Установленные опоры линии ЛЭП на земельном участке с кадастровым номером 76:13:020701:93 установлены вне границ заказчика. С учетом чего, предписание в части устранении нарушения режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Устьевский», совершенное в результате размещения опор ЛЭП на земельном участке с кадастровым номером 76:13:020701:93 незаконно и подлежит в данной части отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить предписание № 44/129 от 18 апреля 2019 года об устранении нарушений законодательства о в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, вынесенное старшим государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды и природопользования ФИО2 в отношении ФИО5 в части указания об устранении нарушений установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории государственного природного заказника «Устьевский», совершенное в результате размещения линий опор ЛЭП на земельном участке с кадастровым номером 76:13:020701:93 ( демонтаже указанных опор ЛЭП).
В остальной части в удолетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения судом.
Председательствующий Л.В. Яковлева