УИД 19RS0001-02-2020-000290-73 Дело № 2а-1048/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 04 марта 2020 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Неткачева К.Н.,
при секретаре Сильвестровой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова ФИО16 к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А о признании представления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Министр природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехов С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в РХ о признании незаконным и отмене представления, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в РХ в отношении министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова С.Н. было вынесено представление № № о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Согласно вышеуказанному представлению, министру природных ресурсов и экологии Республики Хакасия необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствовавших образованию задолженности по заработной плате работников Автономного учреждения Республики Хакасия «Абаканлессервис». По мнению административного истца, представление является незаконным, поскольку в соответствии с Уставом автономного учреждения и законодательством, Министр природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Просит признать незаконными и отменить представление № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А, в качестве заинтересованных лиц привлечены АУ РХ «Абаканлессервис», Пиражкова И.В., Пиражков В.В., Баринов А.В., Мерзляков А.В., Новгородов В.А.
Административный истец министр природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехов С.Н. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте его проведения, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Кензап Л.М. поддержала заявленные требования о признании незаконным и отмене представления № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный ответчик Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А., являющаяся также представителем административного ответчика Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, административные исковые требования не признала.
В судебном заседании заинтересованное лицо Мерзляков А.В. возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица АУ РХ «Абаканлессервис», заинтересованные лица Пиражкова И.В., Пиражков В.В., Баринов А.В., Новгородов В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, явка которых обязательной не признана.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает представление Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия № № от ДД.ММ.ГГГГ
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из квитанции об отправке. Следовательно, трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для оспаривания решений административного ответчика, административным истцом не пропущен, административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу.
Исходя из положений абз. 3, 4 п. 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд полагает, что указанное предписание подлежит обжалованию в порядке КАС РФ, поскольку его вынесение не было связано с привлечением истца к административной ответственности.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.В. в отношении министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова С.Н. вынесено представление № № об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Согласно вышеуказанному представлению, министру природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехову С.Н. необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствовавших образованию задолженности по заработной плате работников Автономного учреждения Республики Хакасия «Абаканлессервис».
В силу ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, директором автономного учреждения Республики Хакасия «Абаканлессервис» является Новгородцев В.А.
Учредителями Учреждения являются ГУ Правительство Республики Хакасия, ГК Республики Хакасия по Управлению Государственным имуществом, Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Уставом АУ РХ «Абаканлессервис», утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.12.2007 № 437, определено, что автономное учреждение является юридическим лицом, имеет закрепленное за ним на праве оперативного управления обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Собственником имущества Автономного учреждения (далее – Собственник) является Республика Хакасия (п. 1.4).
Согласно п. 1.6. Устава, Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним или приобретенного Автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Правительством Республики Хакасия на приобретение этого имущества. Собственник имущества Автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам Автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам Собственника имущества.
В силу п. 3.4 Устава доходы Автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение. Собственник имущества Автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления Автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за Автономным учреждением имущества.
В соответствии с п. 4.7 Устава Автономное учреждение обязано, в том числе, обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, производить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством.
Разделом VII Устава установлены полномочия директора Автономного учреждения:
7.1. Автономное учреждение возглавляет директор, решение о назначении директора Автономного учреждения Республики Хакасия и прекращении его полномочий, а также заключении и прекращении трудового договора с ним принимается министром природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по согласованию с Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия в установленном законодательством Республики Хакасия порядке.
7.2. Директор без доверенности действует от имени Автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание Автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность Автономного учреждения внутренние документы, устанавливает компетенцию своих заместителей и распределяет их обязанности, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Автономного учреждения.
Директор несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
7.3. Директор назначает на должность и освобождает от должности работников Автономного учреждения, заключает с ними трудовые договоры и применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
7.4. Коллективные трудовые споры (конфликты) между администрацией Автономного учреждения и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке разрешения коллективных трудовых споров.
7.5. Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую <данные изъяты>, а также порядок их защиты определяются директором в соответствии с действующим законодательством.
7.6. Директор вносит на рассмотрение и одобрение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия предложения о создании и ликвидации филиалов Автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств.
Таким образом, из материалов дела следует, что Министр природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не является лицом ответственным по обязательствам Автономного учреждения Республики Хакасия «Абаканлессервис». Учреждение является юридическим лицом и самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам. Следовательно, упомянутое представление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова С.Н., является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова ФИО18 к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А. о признании представления незаконным удовлетворить.
Признать незаконным представление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ г. № №.
Обязать Федеральную службу по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехова ФИО19 путем возложения обязанности по отмене представления от ДД.ММ.ГГГГ г. № №.
Разъяснить Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Республике Хакасия, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Республике Хакасия Михайлик Е.А. о необходимости сообщения об исполнении настоящего решения в Абаканский городской суд и министру природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Арехову ФИО20 в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий К.Н. Неткачев
Мотивированное решение составлено и подписано 10 марта 2020 г.
Судья К.Н. Неткачев