Дело № 2а-1048/2020
УИД 44RS0002-01-2020-001033-29
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре Алферьевой А.А.,
при участии представителя ответчика Департамента образования и науки Костромской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и науки Костромской области, начальнику отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2 о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с указанным административным иском, который мотивирован тем, что в целях исполнения п. 25 Положений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утвержден dd/mm/yy № Пр-38ГС), и предусмотренных распоряжением П. РФ от dd/mm/yy№-р, истец направил в адрес департамента образования и науки Костромской области обращение, в котором просил определить формы и сроки межсекторного взаимодействия по реализации мероприятий, отмеченных в Послании Президента РФ к Федеральному Собранию от dd/mm/yy, которое относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на федеральном уровне. Пункт 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форму добровольцев (волонтеров) в городе Москве 3-dd/mm/yy, включены в Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета от dd/mm/yy. Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в бездействии государственного органа в исполнении поручений Президента РФ, в нарушении прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц: благотворителей, добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения. В связи с чем административный истец просит признать бездействие административного ответчика в неисполнении поручений Президента РФ и Государственного совета РФ незаконным.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо - начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2
В судебное заседание представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.
Представитель административного ответчика Департамента образования и науки Костромской области ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, позицию изложила в соответствии с письменным отзывом, представленным суду.
Административный соответчик - начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2 в суд не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), при этом обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (пункт 4 части 9, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава Благотворительного Регионального Молодежного Общественного Движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», общественное движение является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Целями движения являются, в т.ч., содействие защите прав, интересов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), способствование социальной адаптации таких молодых людей, содействие повышению уровня финансовой и юридической грамотности молодежи, социальная поддержка и защита молодых граждан, способствование социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение молодежи и т.д. (п. 2.1 Устава).
Судом установлено, что dd/mm/yy представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» ФИО3 направил в адрес департамента науки и образования Костромской области обращение, в котором просил определить форму и сроки межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, проводимых Благотворительным Региональным Молодежным Общественным Движением «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Данное обращение поступило в департамент науки и образования Костромской области, зарегистрировано, передано в работу начальнику отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2 Ответ от dd/mm/yy подписан директором Департамента, направлен заявителю.
Указанные выше действия административного ответчика соответствуют положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку ответ подготовлен органом в рамках его компетенции, обращение рассмотрено в установленном законом порядке и в срок.
Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, определяющая приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.
Минфину России поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы; совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию указанной Стратегии; обеспечить мониторинг и контроль реализации положений указанной Стратегии (пункт 2 Распоряжения).
dd/mm/yy Президентом РФ утвержден Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося dd/mm/yy, в соответствии с которым Правительству РФ поручено утвердить План реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года
Распоряжением Правительства Российской Федерации 15 ноября 2019 года № 2705-р утверждена Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать меры, направленные на содействие развитию благотворительной деятельности; учитывать положения Концепции при подготовке региональных программ социально-экономического развития.
Заместителем Председателя Правительства РФ 11 декабря 2019 года утвержден План мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года.
В письменных пояснениях представитель административного истца указал, что бездействие ответчика выражается в отказе от взаимодействия с благотворительной организацией, что противоречит ст. 39 Конституции РФ, административный истец перекладывает данную обязанность на органы местного самоуправления, которые входят в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Деятельность органов местного самоуправления в сфере благотворительности не снимает с органа государственной власти обязанность по исполнению поручений Президента РФ в сфере благотворительности и поддержки добровольчества.
Вместе с тем, административный истец в исковом заявлении не указал, какие именно мероприятия по взаимодействию с благотворительной организацией департаментом не были выполнены, в чем конкретно заключается бездействие административного истца в этой части.
Исходя из представленных истцом документов и изложенных на отзыв ответчика возражений, суд делает вывод о том, что истец фактически не согласен с ответом департамента от dd/mm/yy. Однако, данными действиями административного ответчика гарантированное законом право административного истца не нарушено, а несогласие с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований о бездействии. Из ответа следует, что департамент образования и науки Костромской области рассмотрел обращение, и сообщает, что информация о мероприятиях, проводимых общественным движением, направлена в порядке информирования в муниципальные органы местного самоуправления Костромской области, осуществляющие управление в сфере образования, государственные образовательные организации для принятия решения об участии с данных мероприятиях с учетом интересов и потребностей обучающихся. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации обладают автономией, т.е. самостоятельно принимают решения об участии в мероприятиях, проводимых благотворительным движением. Суду представлены доказательства направления данного обращения в соответствующие органы и организации. Что касаемо довода истца о том, что департамент не исполняет пункт 25 Перечня Поручений от dd/mm/yy № Пр-38ГС, то это предложение подлежит исполнению в сфере труда и социального обслуживания (предложения в сфере образования изложены в п.п.10-14). Письмо Администрации Костромской области от dd/mm/yy, которым подтвержден факт нерегистрации сотрудником департамента обращения ФИО3 от dd/mm/yy не может быть принято во внимание, поскольку на данный факт в исковом заявлении ссылки не имеется, указанное бездействие не является предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
При отсутствии совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, в удовлетворении настоящего иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования и науки Костромской области, начальнику отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования и науки Костромской области ФИО2 о признании бездействия незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына
Решение в окончательной форме изготовлен