Дело № 2а-1048/2020
55RS0007-01-2019-003650-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенфельд В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 В,М. обратились в суд с вышеназванным административным иском. В обоснование указано, что административные истцы приобрели по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ гараж, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.
Истцы обратились в Министерство имущественных отношений Омской области по вопросу образования части земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в целях обеспечения доступа и проезда к зданию гаража. Истцы из ответа Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ узнали, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен, образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
Указывают, что раздел произведен без согласия административных истцов, с нарушением требований земельного законодательства, установленных к образованию земельных участков, без учета расположенных объектов недвижимости на арендуемом земельном участке. Произведенный раздел земельного участка сделал затруднительной эксплуатацию гаража, что нарушает их права и законные интересы.
Со ссылкой на положения п. 4 ст. 11.2, ст. 35 ЗК РФ, просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и обязать административного ответчика снять с кадастрового учета данный земельный участок.
Решением Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 В,А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>, о возложении обязанности, отказано (л.д.115-121 т.1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1, ФИО2 В,М. без удовлетворения (л.д.185-190 т.1).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д.246-252 т.1).
Административные истцы в судебном заседании участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Представитель административных истцов ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержал. Полагал, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области обязано было отказать в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по причине его несоответствия п.26, 35 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также ч.4 ст.11.2, ч.4 ст. 11.9 ЗК РФ.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, полагая действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> законными и обоснованными. Постановка на кадастровый учет носит заявительный характер, документы для осуществления Управлением государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер <данные изъяты> были достаточными для осуществления необходимых действий. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (л.д.37-38 т.1).
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области, действующая на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Представитель заинтересованного лица КПОО "Центр питательных смесей", действующий на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованные лица конкурсный управляющий ФИО7, конкурсный управляющий ФИО8, ФИО9, ФИО10, АО "Омскэлектро", Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между субъектом Российской Федерации – Омская область, представляемой Министерством имущественных отношений Омской области (арендодатель) и областным государственным унитарным предприятием «Омская фармацевтическая фабрика» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Омской области №.
Согласно п. 1.1. договора аренды, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в собственности Омской области, с кадастровым номером <данные изъяты>. Местоположение участка установлено по адресу: <адрес><адрес>.
Разрешенное использование участка – для производственных целей (п. 1.2).
Целевое назначение аренды участка – под здание (п. 1.3).
На указанном участке находятся объекты недвижимого имущества: фармацевтическая фабрика (главный корпус), общей площадью <данные изъяты> кв.м., здание гаража, общей площадью <данные изъяты> кв.м., здание проходной, общей площадью <данные изъяты> кв.м., здание склада, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
По сведениям Единого государственного реестра прав, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (кадастровый номер <данные изъяты>, равнозначен кадастровому номеру <данные изъяты>) поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение участка: установлено относительно 4-этажного производственного здания, имеющего почтовый адрес: <адрес><адрес>. Земельный участок находится в собственности Омской области, а также сдан в аренду областному государственному унитарному предприятию «Омская фармацевтическая фабрика» (л.д. 54-59).
Судебным разбирательством установлено, что на основании договора № купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2 В,М. являются собственниками (в равных долях по ? доле каждый) здания гаража, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Здание гаража расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.6,7-8).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Омской области, из состава земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны производственно – коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3), площадью <данные изъяты> кв.м. местоположение образуемого земельного участка установлено относительно 4-этажого производственного здания, имеющего адрес: <адрес>. Изменен вид разрешенного использования образуемого земельного участка с «для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на другой вид разрешенного использования – «промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: микробиологическая промышленность».
Единый государственный реестр прав содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение которого: расположено относительно ориентира, расположенного относительно участка. Ориентир 4-этажное производственное здание. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Общая площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования - промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: микробиологическая промышленность. Земельный участок находится в собственности Омской области (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ), а также в аренде областного государственного унитарного предприятия «Омская фармацевтическая фабрика» (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, из земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>, находящегося в собственности Омской области, был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., собственником которого так же является Омская область.
Указанный образованный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления областного государственного унитарного предприятия «Омская фармацевтическая фабрика» и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 В,М. обратился в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образованного путем раздела земельного участка кадастровый <данные изъяты>, цель аренда без проведения торгов, в связи с нахождением на указанном земельном участке здания гаража.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области отказало ФИО2 В,М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на п. 2 ч. 8 ст. 39.15, п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ (земельный участок предоставлен на праве аренды). Разъяснено, что первоначально предприятию (ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика») необходимо обратиться с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка непосредственно под объектами предприятия, затем об изменении договора аренды, далее заявители вправе в порядке ст. 39.15 ЗК РФ поставить вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образованного путем раздела земельного участка кадастровый <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика» обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка кадастровый <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., цель аренда, образованного путем раздела земельного участка кадастровый <данные изъяты>.
Как выше указывалось распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в собственности Омской области, из состава земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны производственно – коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3), площадью <данные изъяты> кв.м. местоположение образуемого земельного участка установлено относительно 4-этажого производственного здания, имеющего адрес: <адрес>. Изменен вид разрешенного использования образуемого земельного участка с «для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» на другой вид разрешенного использования – «промышленные объекты и производства, коммунально-складские объекты IV-V классов опасности: микробиологическая промышленность».
ДД.ММ.ГГГГФИО2 В,М. обратился в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образованного путем раздела земельного участка кадастровый <данные изъяты>, цель аренда без проведения торгов, в связи с нахождением на указанном земельном участке здания гаража.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области отказало ФИО2 В,М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав в ответе со ссылкой на п. 2 ч. 8 ст. 39.15, п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, что земельный участок предоставлен на праве аренды ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика». Указано так же на наличие распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым образован земельный участок непосредственно под необходимо объектами недвижимости – зданием проходной (литера Е) и зданием фармацевтической фабрики (литера А), закрепленного на праве хозяйственного ведения за ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика». В письме произведены расчеты площади земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации здания гаража (<данные изъяты> кв.м.). Рекомендовано обратиться с повторным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из расчета <данные изъяты> кв.м., а так же после прекращения за предприятием права аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 В,М., ФИО1 обратились в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о формировании земельного участка под объектами проходной <адрес> и зданием фабрики <адрес> просили предусмотреть формирование части земельного участка для обеспечения доступа и проезда с <адрес> к зданию гаража и формируемому под ним земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области сообщило истцам, что выполнение кадастровых работ не является обязанностью собственника земельного участка. Разъяснено, что в качестве заказчика работ по проведению кадастровых работ вправе выступать любое заинтересованное лицо.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 В,М., ФИО1 обратились в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о разъяснении ситуации о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области сообщило истцам, что на основании п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предоставлен без проведения торгов, в случае, если он предоставлен в аренду иному лицу. В ответе указано на наличие действующего договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. По вопросу досрочного расторжения договора аренды указано, что арендодатель не может быть принуждён к тому, что бы воспользоваться принадлежащим ему правом на досрочное расторжение договора. В письме так же содержится указание о том, что ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий предприятия обратился в Министерство о внесении изменений в договор аренды и что после внесения изменений в договор аренды заявители вправе поставить вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика» в лице конкурсного управляющего ФИО7, обратилось в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., цель аренда, образованного путем раздела земельного участка кадастровый <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области сообщило ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика», что определением Арбитражного суда Омской области арбитражным управляющим назначен ФИО11, ФИО7 разъяснено право обращения при наличии соответствующих полномочий, документы были возвращены.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО2 В,М. обращались в Министерство имущественных отношений Омской области с предложением изменить договор аренды земельного участка кадастровый <данные изъяты>, включив в число арендаторов ФИО1, ФИО2 В,М.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Омской области сообщило истцам, что Министерством решается вопрос о возможности подготовки дополнительного соглашения, которым из договора аренды <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исключается земельный участок кадастровый <данные изъяты>. Указано так же, что определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ арбитражный управляющий ФИО11 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика», в связи с чем подписание соглашения не представляется возможным.
Таким образом, в период с 2008 года ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика» под объекты недвижимости (здание главного корпуса фабрики, проходной, гаража, склада) из земель населенных пунктов по договору аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., из которого в последствии был образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. на основании вышеназванного Распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка.
Полагая свои права нарушенными ФИО1, ФИО2 В,М. обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области об оспаривании действий, распоряжения, о возложении обязанности. Просили признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Омской области, выразившиеся в уклонении от внесения изменений в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения количества арендаторов путем добавления истцов ФИО1 и ФИО2 В,М., обязать Министерство имущественных отношений Омской области заключить в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу соглашение о вступлении в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ на стороне арендаторов ФИО1 и ФИО2 В,М., зарегистрировать указанные изменения в договор аренды в Управлении Росреестра по Омской области, признать незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении земельного участка кадастровый <данные изъяты>, обязать Управление Росреестра по Омской области снять с кадастрового учета земельный участок кадастровый <данные изъяты>, обязать Министерство имущественных отношений Омской области предварительно согласовать предоставление земельного участка под зданием гаража, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и расчету площади земельного участка, необходимой для размещения здания гаража.
Решением Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 В,М. к Министерству имущественных отношений Омской области об оспаривании действий, распоряжения, о возложении обязанности, постановлено:
«Исковые требования ФИО1, ФИО2 В,М. к Министерству имущественных отношений Омской области удовлетворить частично.
Включить ФИО1, ФИО2 В,М. в качестве арендаторов земельного участка в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между субъектом Российской Федерации – Омская область, представляемого в договоре Министерством имущественных отношений Омской области и ОГУП «Омская фармацевтическая фабрика», направив подписанный проект дополнительного соглашения к указанному договору о предоставлении земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания гаража площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты> принадлежащим ФИО1, ФИО2 В,М..
В удовлетворении остальной части иска ФИО1, ФИО2 В,М. отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 В,М. удовлетворить частично.
Решение Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принять в указанной части новое решение, признать незаконным распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области».
В остальной части решение Центрального районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области – без удовлетворения».
Оценивая доводы административных истцов относительно нарушения их прав, законных интересов оспариваемыми действиями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, суд полагает, что доводы административных истцов о незаконности оспариваемого действия, следует принять во внимание.
В силу статья 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ.
Пунктами 4,6 указанной статьи установлено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п.7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п.7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с частью 1, 6 статьи 22 вышеназванного закона, межевой план представляет собой документ, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 утверждены требования к форме и составу сведений межевого плана и его подготовке.
В силу пункт 56 в графе "3" раздела "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" указываются: кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам; слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования; кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова "(земельный участок общего пользования)" или слова "(расположен в границах территории общего пользования)" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.
Основания для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п.26 ч.1 ст.26 указанного Федерального законаосуществление государственного кадастрового учета земельного участка невозможно,если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) кобразуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Согласно положениям статьи 27 данного Федерального закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из приведенных положений действующего законодательства следует, что к земельному участку должен быть обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) и возможность его использования по назначению.
В ходе рассмотрения дела № по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 В,М. к Министерству имущественных отношений Омской области об оспаривании действий, распоряжения, о возложении обязанности, была проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации».
В соответствии с выводами экспертов, содержащимися в экспертном заключении БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ при разделе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не предусмотрен фактический доступ с земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, который сохранен в измененных границах. Следовательно, не предусмотрен фактический доступ с земель общего пользования и к объектам недвижимости, расположенных в его границах.
Образование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> привело к затруднению или угрозе затруднения в эксплуатации по целевому назначению расположенного на данном земельном участке здания - гараж, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>
Доступ к зданию гаража с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с земель общего пользования - проезд от <адрес>, учтенных в ЕГРН с кадастровым номером <данные изъяты>, без установления сервитута, возможен только при проведении работ по реконструкции трубопроводов и частичном демонтаже бетонного забора, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, что требует определенных затрат. Без осуществления каких-либо затрат, доступ (проход, проезд) от земельного участка общего пользования, учтенного в ЕГРН с кадастровым номером <данные изъяты>, к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> невозможен без использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем установления в его границах сервитута (прохода и проезда к нему).
При образовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с сохранением в измененных границах исходного земельного участка, не был предусмотрен фактический доступ к объектам недвижимости, расположенным в границах исходного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, огороженного со стороны земель общего пользования бетонным забором и расположения трубопровода, что создает невозможность фактического доступа к нему без вложения определенных затрат.
Таким образом, при формировании границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> путем его образования из границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с сохранением в измененных границах исходного земельного участка и утверждения схемы расположения данного земельного участка учтены установленные законом требования, предъявленные к образуемому земельному участку <данные изъяты> и обеспечению его доступом к землям общего пользования; не учтены установленные законом требования, предъявляемые к межеванию земельного участка, а именно, не обеспечен фактический доступ к землям общего пользования исходного земельного участка <данные изъяты>, сохраненного в измененных границах.
Таким образом, представленный на государственную регистрацию межевой план, подготовленный кадастровым инженером в результате проведения кадастровых работ, в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в полной мере не соответствовал перечисленным выше требованиям.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Административным ответчиком доказательств законности осуществления государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер <данные изъяты> не представлено. Доводы представителя административного истца не опровергнуты. Как следует из пояснений административного ответчика в связи с признанием незаконным распоряжения Министерства имущественных отношений Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области» снятие с государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер <данные изъяты> до настоящего времени не произведено по причине отсутствия заявления со стороны Министерства.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что права заявителя оспариваемым решением ответчика нарушены и подлежат восстановлению. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области должна быть возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок кадастровый номер <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным осуществление Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер <данные изъяты>.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области обязанность снять с государственного кадастрового учета земельный участок кадастровый номер <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
Мотивированное решение судом изготовлено 05.10.2020.