ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1048/2018 от 23.04.2018 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1048/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 23 апреля 2018 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Тимкиной ЛА.,

при секретаре судебного заседания Копытовой Е.А..,

с участием представителей административного истца ФИО4, ФИО5, представителей административного ответчика Администрации <адрес>ФИО7, ФИО8, представителя заинтересованного лица МТУ Росимущества в Удмуртской республике и <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство.

Из заявления следует, что <дата>ФИО1 подал административному ответчику заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, при этом приложил все документы, предусмотренные ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее- Гр.К РФ). <дата> ему было отказано в выдаче разрешения, в виду того, что необходимо разработать документацию по планировке территории для перспективного жилищного строительства. Считает отказ незаконным, ссылаясь на ч.10 ст.51 ГрК РФ о том, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в ч.7 и 9 ст.51 ГрК РФ. ФИО1 обратился к ответчику за выдачей разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке согласно виду его разрешенного использования.

Ссылаясь на ч.14 ст.51 ГрК РФ, 218-220 КАС РФ просит суд признать незаконным и отменить Решение Администрации <адрес> от <дата>*** об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязать Администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство на основании заявления от <дата> и представленных документов.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем направления ему телефонограммы <дата>, просил рассмотреть дело без его участия, с участием его представителей (лд.16, 77).

В судебном заседании представители административного истца ФИО4, ФИО5 поддержали заявленные ФИО1 исковые требования. В судебное заседание представитель административного истца ФИО6 не явился.

В судебном заседании представители административного ответчика ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения заявленных требований, суду пояснили, что в качестве основания в отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ФИО1 со ссылкой на ч.13 ст.51 ГрК РФ указано, что согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (далее –ПЗЗ) МО Федяковского сельского поселения арендуемый истцом земельный участок размером *** кв.м. расположен в зоне Ж-1.П «Зона планируемой малоэтажной постройки». Согласно ПЗЗ данная зона выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает в себя участки территории размещения малоэтажных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживаем граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ПЗЗ зона Ж-1.П приравнивается к зоне Ж-1 «Зона малоэтажного жилищного строительства». Для зоны Ж-1 установлены предельные размеры земельных участков от 400 кв.м. до 2000 кв.м. Указали, что площадь земельного участка ФИО1 значительно превышает предельные установленные ПЗЗ размеры.

Кроме того пояснили, что ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство, сославшись в целом на ч.13 ст.51 ГрК РФ, так как имеется еще и несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. А именно, согласно пп.3 п.9 ст.51 ГрК РФ к заявлению истец должен приложить схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС. В материалах дела имеется чертеж, обозначающий некие границы земельного участка. Изучив данный чертеж, ответчик установил, что представленная истцом схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта ИЖС не соответствует сведениям ЕГРП, градостроительному плану земельного участка истца и требованиям Постановления Правительства РФ от <дата>*** «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию». Ответчик не мог опознать земельный участок, предоставленный истцу, чертеж земельного участка имеет даже иную конфигурацию, схема не содержит таких реквизитов как номер градостроительного плана застройки, площадь земельного участка, процент застройки, общая площадь жилого дома, количество надземных этажей, высота здания, тип ограждения, состав объекта ИЖС. Таким образом, из рассмотренной схемы невозможно установить для какого земельного участка эта схема подготовлена. Отсутствие документов, предусмотренных п.9 ст.51 ГрК РФ, а равно предоставление заявителем документов, из которых однозначно не следует относятся ли они к конкретному земельному участку, являются прямым основанием для отказа в выдаче разрешения нс строительство объекта в силу п.13 ст.51 ГрК РФ.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества в Удмуртской республике и <адрес>ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что ФИО1 взял в аренду огромный земельный участок площадью *** кв.м.и на основании договора *** от <дата>. ФИО1 осведомлен о том, что арендуемый им земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1П (зона планируемого малоэтажного жилищного строительства) (п.1.2.4 договора). Арендатор ФИО1 должен использовать земельный участок с учетом основных видов разрешенного использования земельных участков, то есть учитывать требования к зоне Ж-1.П, и объектов капитального строительства, установленные ПЗЗ МО Федяковского сельского поселения. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Кроме того пояснили, что ФИО1 не выполняет условия договора аренды, а именно не платит арендную плату, что является основанием для расторжения договора аренды, предметом которого является земля, находящаяся в федеральной собственности.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Федяковского сельского поселения <адрес> не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем подписания расписки. Ранее ФИО9 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что арендуемый ФИО1 земельный участок расположен в зоне Ж-1.П «Зона планируемой малоэтажной постройки». Согласно ПЗЗ данная зона выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает в себя участки территории размещения малоэтажных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживаем граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Площадь спорного земельного участка составляет *** кв.м., а согласно для зоны Ж-1 установлены предельные размеры земельных участков от 400 кв.м. до 2000 кв.м., следовательно, истец обязан учитывать нормы градостроительного законодательства, а именно ПЗЗ МО Федяковского сельского поселения, к какой категории относится его земельный участок, с учетом чего истцу необходимо разработать документацию по планировке территории для перспективного жилищного строительства.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, считает в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин … могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …, должностного лица, государственного или муниципального служащего …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд ….

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суду при рассмотрении дел данной категории следует выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.

Судом установлено, что по итогам аукциона ФИО1 (арендатор), заключил с МТУ Росимущества в Удмуртской республике и <адрес> договор аренды *** от <дата> земельного участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м., категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – для жилищного строительства; земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1П (зона планируемого малоэтажного жилищного строительства) (п.1-1.2.4 договора) сроком по <дата> (п.4 договора) (лд.43-47).

Согласно частей 2 и 4 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным

- градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи),

- проектом планировки территории и

- проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства…

В силу части 11 вышеуказанной статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления …, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка …;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

П. 13 ст.51 ГрК РФ определено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления … отказывают в выдаче разрешения на строительство в следующих случаях:

- при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи,

- или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка …<дата>ФИО1 в Администрацию <адрес> подал заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв.м., приложив к заявлению: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

<дата> письмом Администрации <адрес> от *** отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой, что на п.13 ст.51 ГрК РФ, на карту градостроительного зонирования, ПЗЗ МО Федаковского сельского поселения в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне Ж-1.П «Зона малоэтажной жилой застройки». Указано на необходимость разработки документации по планировке территории для перспективного жилищного строительства (лд.11-12).

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с ч.2 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование определяется на основе зонирования земель внутри каждой конкретной категории.

Зонированием территорий муниципальных образований (градостроительным зонированием) определяются границы территориальных зон и устанавливаются градостроительные регламенты (виды разрешенных использований земельных участков).

Документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые утверждаются представительным органом местного самоуправления.

ПЗЗ устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Как следует из абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец и арендатор земельных участков имеет право возводить жилые … здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Аналогичное условие содержится и в договоре аренды с ФИО1 в п.3.2.1 «арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием способами» (лд.56).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В силу п. 4 ч. 3 ст. 44 данного Кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указывается, среди прочего, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что следует из ч. 5 ст. 44 названного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент является составной частью ПЗЗ (ч. 2 данной статьи). Из ч. 6 данной статьи также следует, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

На территории МО Федяковское сельское поселение приняты и действуют Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденные решением Федяковской сельской Думы от <дата>***. Правилами предусмотрен градостроительный регламент МО Федяковское сельское поселение (это текстовая часть ПЗЗ).

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с ПЗЗ МО Федяковского сельского поселения земельный участок истца с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Кировская ***, площадью *** кв.м находится в территориальной зоне Ж-1.П «Зона планируемого малоэтажного жилищного строительства» (лд.32-42). Разрешенное использование земельных участков в рамках этой территориальной зоны, установленное ПЗЗ МО Федяковского сельского поселения, не предусматривает индивидуального жилищного строительства.

Из градостроительного плана земельного участка ***, подготовленного на основании заявления ***ФИО1, находящегося по адресу: <адрес>, площадью *** кв.м, также следует, что изложенная в нем информация о разрешенном использовании земельного участка полностью соответствует вышеназванным нормативным правовым актам (лд.65-69) (п.2 градостроительного плана).

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ законодатель определил, что отказ в выдаче разрешения на строительство возможен в случае «…несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка». В судебном заседании довод ответчика о том, что истец представил документы, которые не соответствовали требованиям градостроительного плана земельного участка ***, а именно истец не учел факт того, что вид разрешенного использования спорного земельного участка – для жилищного строительства; земельный участок относится к территориальной зоне Ж-1П (зона планируемого малоэтажного жилищного строительства), а не предназначен под строительство индивидуального жилого дома, использование такого участка напрямую зависит от условий, установленных градостроительными регламентами, нашел свое подтверждение.

Суд принимает во внимание довод ответчика о том, что отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ответчик в качестве основания сослался в целом на ч.13 ст.51 ГрК РФ. Ответчик не мог опознать земельный участок, предоставленный истцу, чертеж земельного участка имеет даже иную конфигурацию, схема не содержит таких реквизитов как номер градостроительного плана застройки, площадь земельного участка, процент застройки, общая площадь жилого дома, количество надземных этажей, высота здания, тип ограждения, состав объекта ИЖС. Таким образом, из рассмотренной схемы невозможно установить для какого земельного участка эта схема подготовлена.

Суд учитывает факт того, что федеральное законодательство ограничивает право законного владельца по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, ПЗЗ.

С учетом вышеизложенных положений закона, суд при рассмотрении спора приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для выдачи разрешения на строительство, поскольку имело место несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным градостроительным планом земельного участка ***, согласно которому земельный участок находится в зоне Ж-1П, а также то обстоятельство, что на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне Ж-1 с учетом ограничений на использование по причине того, что зона рассчитана на строительство нескольких малоэтажных домов на площади земельных участков от 400 кв.м. до 2000 кв.м., а не одного индивидуального жилого дома на данном земельном участке площадью *** кв.м.

Согласно ч.1 ст.30 ГрК РФ ПЗЗ призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами правообладателей земельными участками. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке ПЗЗ состоит не в обеспечении приоритета прав правообладателей земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Суд при рассмотрении дела установил, что административный ответчик имел полномочия на принятие решения об отказе в выдаче разрешения на строительство; порядок принятия решения был соблюден; содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. При рассмотрении дела суд не установил наличие совокупности вышеизложенных условий, поэтому суд считает в удовлетворении требований ФИО1 отказать.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство - отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Тимкина Л.А.

В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2018 года.